Памятные даты русского зарубежья, май 201795 лет со дня основания в Берлине содружества писателей, художников и музыкантов «Веретено» (май 1922), ставившего своей целью проповедовать творческое начало жизни и утверждать веру в созидательные силы русского искусства. В программном манифесте, опубликованном в «Новой русской книге», было заявлено, что «содружество, абсолютно чуждое всякой политики, будет бороться с разложением русской литературы (в частности, с засорением русского языка) и с искусственностью, подменяющей подлинное искусство…». В состав его совета вошли: А.М. Дроздов (председатель), Г.В. Алексеев, Сергей Горный (Н.А. Оцуп), В.А. Амфитеатров-Кадашев, В.Л. Пиотровский и др. Летом содружество выпустило одноименный литературно-художественный альманах и приступило к изданию журнала «Веретёныш» — «вестника критической мысли и сатиры» (1922, 3 номера). В альманахе были опубликованы произведения И. Бунина, И. Лукаша, А. Ремизова, Б. Пильняка, С. Маковского и др. Состоялось несколько заседаний объединения. После второго заседания, куда был приглашён Дроздовым А.Н. Толстой, в ту пору редактировавший литературное приложение к просоветской газете «Накануне», восемь активных членов покинули содружество: И. Бунин, Сергей Горный, И. Лукаш, В. Сирин, Г. Струве и др. Вслед за ними покинула «Веретено» Московская группа писателей. А. Дроздов, ранее выступавший против газеты «Накануне», резко изменил свою позицию и сообщил о предстоящем отъезде в Советскую Россию, который осуществил летом 1923.
90 лет со дня создания в Праге стараниями Николая Федоровича Кострюкова Донского казачьего хора имени атамана Платова (май, 1927). После эвакуации из Крыма все будущие «платовцы» оказались на острове Лемнос (Ломонос, как его называли казаки), Кострюков обратился к генералу П.Н. Врангелю за разрешением об устройстве благотворительного концерта. Это было первое публичное выступление казаков, за которое они получили благодарность от главкома Русской Армии. Перебравшись в Прагу в 1923, Кострюков поступил в Горный институт, который окончил в 1926, но по специальности ему работать не пришлось: встреча с казаками-певцами в Праге изменила его планы. В мае 1927 он собирает хор из 35 певцов. Почти все они донцы, поэтому и назвали хор Донским казачьим хором имени атамана Платова. Начались постоянные спевки, постепенно хор зазвучал. Казачья форма была тщательно подогнана. Нашлись фирмы, осуществлявшие рекламу и организацию концертов. Платовский хор довольно скоро получил всемирную известность. Мировая пресса пестрела заголовками: «Триумф Платовского хора», «Платовцы покорили Мексику» и др. «Донской хор своим приездом нас ошеломил и осчастливил. «Платовцы» поют прекрасно…» — писал о. Василий Быстров с острова Ява регенту церковного хора в Харбине С.В. Мельникову. Сорок пять лет концертной деятельности хора стали воистину триумфальным шествием «с песней по свету» — по более 65 странам. Его выступления всегда сопровождала щедрая благотворительность в пользу приютов, больниц и храмов. Хор записал множество грампластинок в американских студиях компании «Колумбия Концерт Корпорейшн». В 1972 «платовцы» отправились в последнее концертное турне по Японии. Вот только заветная, многолетняя мечта их пропеть в родной столице Всевеликого Войска Донского Новочеркасске не сбылась. В архивном собрании ДРЗ находится фонд солиста Донского казачьего хора С.А. Жарова И.В. Ассура (ф.52), который выступал также и с хором им. атамана Платова.
1 мая
115 лет со дня рождения Леонида Фёдоровича Зурова (1.05.(18.04).1902, Остров Псковской губ., Россия – 9.09.1971, Акс-ле-Терм, Франция), писателя, археолога, искусствоведа. «По зову совести» участвовал в Белом движении, воевал в армии генерала Н.Н. Юденича. В эмиграции с 1919. Учился в Праге на археологическом факультете Карлова университета, посещал Семинарий им. Н.П. Кондакова. В середине 1920-х поселился в Риге. Первые его публикации появились в рижском журнале «Перезвоны». Его первые книги «Кадет» и «Отчина» (Рига, 1928), привлекли внимание И.А. Бунина, принявшего горячее участие в судьбе молодого писателя. С 1929 в Париже, где публиковался в журналах «Иллюстрированная Россия», «Современные записки» и др. В 1930-е как археолог побывал в Эстонии, занимался реставрацией надвратной церкви и звонницы Псково-Печерского монастыря. Некоторое время был личным секретарём Бунина, впоследствии способствовал изданию его литературного наследия. Член Союза молодых поэтов и писателей с 1930, член Центрального Пушкинского комитета в Париже (1935–1937), председатель Объединения русских поэтов и писателей (1938–1940). После Второй мировой войны печатался в «Новоселье», «Новом журнале», в газете «Русские новости» и др. Автор романов «Древний путь» (1934), «Поле» (1938) и др. Его книги «останутся в русской литературе… как важные и правдивейшие свидетельства очевидца, совестливого и чуткого, русских трагедий и русской стойкости, запечатлённые талантливым мастером прозы» (Н. Андреев). В архивном собрании ДРЗ выделен фонд Л.Ф.Зурова. См. также публикации Л.Зурова в каталоге библиотеки ДРЗ.
5 мая
55 лет со дня кончины Павла Николаевича Шатилова (25 (13).11.1881, Тифлис, Россия – 5.05.1962, Курбевуа, близ Парижа, Франция), генерала от кавалерии, военного и общественного деятеля. Окончил Первый Московский кадетский корпус, Пажеский корпус, Николаевскую академию Генерального штаба (1908). По Генеральному штабу служил в Кавказском военном округе. Занимался изучением Турции и Персии, автор ряда военно-статистических трудов. Участник Русско-японской и Великой войн. Награжден Георгиевским крестом (дважды) и Георгиевским оружием. В Добровольческой армии с конца 1918. Командовал конной дивизией, конным корпусом, был помощником Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России, затем начальником штаба Добровольческой армии генерала П.Н. Врангеля. Эвакуировался в Константинополь. Состоял при генерале П.Н. Врангеле. В эмиграции с 1921 во Франции, жил в Париже. Работал шофером такси. Принимал деятельное участие в работе многих военных организаций и объединений: Народно-монархического союза, Союза офицеров Генерального штаба, Общества галлиполийцев, Союза ревнителей памяти императора Николая II и др. С 1924 по 1934 начальник 1-го отдела Русского общевоинского союза (РОВС). После похищения генерала Е.К. Миллера отошел от активной деятельности. В 1941 был арестован немцами и провел десять месяцев в концлагере Компьень. После освобождения недолго работал в одном из гаражей Парижа. Общественной деятельности не оставлял никогда: Почетный председатель Объединения лейб-гвардии Казачьего полка, почетный член РОВСа, почетный член Общества галлиполийцев, почетный председатель Союза Георгиевских кавалеров во Франции. Автор обширных воспоминаний, которые хранятся в США в Колумбийском университете без права публикации до начала следующего века. Отрывки из них частично публиковались в парижских сборниках, посвященных генералам Н.Н. Юденичу (1931) и А.П. Кутепову (1934), выпуске материалов «Белое дело» (Берлин, 1928), «Часовом», «Военно-историческом вестнике» (1960–1971) и др. См. публикации П.Н. Шатилова в каталоге библиотеки ДРЗ
6 мая
120 лет со дня рождения Ивана (Яниса) Давовича Акермана (6.05(24.04).1897, Митава, Россия – 8.01.1972, Миннеаполис, США), авиаконструктора, общественного деятеля. Учился на механическом отделении Рижского политехнического института (1915). В 1916 добровольцем поступил в русскую армию и был направлен на Теоретические курсы авиации при Московском техническом училище, которые возглавлял Н.Е. Жуковский. После окончания курсов в 1916 уехал за границу для продолжения обучения и участия в русских закупочных миссиях. Во Франции прошёл полный курс лётчика-истребителя в школе первоначального обучения в Эво, высшего пилотажа в По и воздушного боя в Козо. В конце 1917 переведён в русскую закупочную миссию в Италии. В 1918 эмигрировал в США, где работал в Детройте на заводах Форда. Закончив городской колледж, учился в Мичиганском университете (1922–1925), посещал лекции профессора С.П. Тимошенко. Защитил диплом магистра в 1928 и был приглашён на профессорскую должность в университет штата Миннесота. В 1934 назначен комиссаром по аэронавтике. С этого же года — главный конструктор в авиационной фирме «Mohawk». В 1936 вышла его фундаментальная работа «Проблемы анализа самолётных конструкций», выдержавшая несколько переизданий. С 1940 — консультант фирмы «Боинг», где участвовал в аэродинамических испытаниях тяжёлых самолётов. Во время Второй мировой войны служил специальным советником ВВС США в Европе. После войны был избран председателем Национального аэронавтического общества и Института аэронавтических исследований, а также президентом Академии наук штата Миннесота. Состоял членом ряда других научных и общественных организаций Автор многих исследовательских работ в области экспериментальной аэродинамики и проектирования самолётов. Ученик и последователь Н.Е. Жуковского, Я.Д. Акерман чувство благодарности великому учителю сохранял всю жизнь.
8 мая
85 лет со дня рождения Олега Павловича Ильинского (8.05.1932,Москва, Россия — 9.09.2003, Ричмонд-Хилл, США), поэта, прозаика, редактора, преподавателя. Из Второй эмиграции. В 1944 с родителями перебрался в Германию. Окончил гимназию «Милосердный самарянин» в Мюнхене, затем с 1949 учился в Мюнхенском университете у Ф. Степуна: изучал философию, историю русской культуры и германистику Первая крупная подборка его стихотворений вышла в журнале «Грани» (№ 10. 1950). В 1956 переехал в США. В 1964 окончил Бруклинский колледж в Нью-Йорке со степенью бакалавра философии. Защитил докторскую диссертацию по русской литературе и языку (1970). Преподавал введение в русскую литературу в университете Хофстра, современную русскую прозу в Нью-Йоркском университете и курс современной русской поэзии в Колумбийском университете. Помимо преподавания 15 лет занимался исследовательской и редакторской работой. Входил в редколлегию журнала «Русское возрождение» и «Записок Русской академической группы в США», в которых широко печатался. Печатался также на страницах русской зарубежной периодики: «Мосты», «Новый журнал» и др. Его стихотворения вошли в антологии эмигрантской поэзии «На Западе», «Содружество», «Муза Диаспоры». Из номера в номер публиковал статьи и эссе о русской литературе, в частности об эпохах романтизма и Серебряном века в альманахе «Встречи». Автор 7 сборников стихов, все они названы одинаково «Стихи» (разнятся только годами изданий), исключая два последних, куда, помимо поэзии, входит и эссеистическая проза. “Он прекрасно знал европейскую литературу, визуальное искусство и философию и был, можно сказать, единственным среди второй эмиграции настоящим европейцем’” (В. А. Синкевич). Оценивая его поэзию, Ю. Иваск писал: «Поэтика Олега Ильинского консервативная, чуждая экспериментов, но тоже имажинистская, часто одушевляемая ностальгией, образами прекрасного прошлого в лесистой благодати Подмосковья» (Иваск Ю. Американская нота // Русская Мысль. 1971. № 2838. 15 апреля. С. 6).
9 мая
145 лет со дня рождения Надежды Александровны Тэффи (урожд. Лохвицкая, в браке Бучинская) (9.05 (27.04).1872, Санкт-Петербург, Россия – 6.10.1952, Париж, Франция), писателя, литературного критика, общественного деятеля. Её первые стихотворения, начиная с 1901, публиковались под девичьей фамилией Лохвицкая. В 1907 появился псевдоним Тэффи (подписаны юмористические рассказы и пьеса «Женский вопрос»), ставший её литературным именем навсегда. Как постоянный автор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле 1908, до запрещения этого издания в августе 1918) и как автор двухтомного собрания «Юмористических рассказов» (1910), за которым последовало еще несколько сборников («Карусель», «Дым без огня», оба 1914, «Неживой зверь», 1916 и др.), она снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Считалось, что её отличает тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам. Её излюбленный жанр — миниатюра. В конце 1918 вместе с А. Аверченко уехала в Киев, где предполагались их публичные выступления, и после продолжительных скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. В эмиграции с 1919. В первом номере газеты «Последние новости» (27 апреля 1920) был напечатан её рассказ «Ке – фер», в котором его герой, старый генерал, растерянно озираясь на парижской площади, бормочет: «Все это хорошо... но que faire? Фер-то – ке?», стала своего рода вечным вопросом для всех, оказавшихся в изгнании на чужой земле. Публиковалась почти во всех видных периодических изданиях русского рассеяния (газеты «Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», журналы «Звено», «Современные записки», «Жар-птица» др.). Выпустила книги рассказов («Рысь», 1923, «Книга Июнь» 1931, «О нежности». 1938 и др.), пьесы («Момент судьбы», 1937, написанная для Русского театра в Париже, «Ничего подобного», 1939, поставлена Н.Евреиновым), и единственный опыт романа – «Авантюрный роман» (1931). Член Союза русских писателей и журналистов в Париже с 1921, в 1930-е и 1940-е входила в его правление. Участвовала в заседаниях Клуба молодых литераторов, Союза молодых поэтов и писателей, выступала на франко-русских собеседованиях. Проводила авторские вечера, в том числе в Очаге друзей русской культуры, Клубе читателей и писателей, Тургеневском артистическом обществе, в Объединении русских писателей во Франции. Вторую мировую войну и оккупацию пережила, не покинув Париж. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой становилось с каждым годом все меньше и меньше. В послевоенные годы была занята мемуарными очерками о своих современниках – от Куприна и Бальмонта до Г. Распутина. «Все о любви» (1946) — так озаглавлен один из последних её сборников, в котором не только переданы самые прихотливые оттенки этого чувства, но много говорится о любви христианской, об этике православия, выдержавшей те тяжелые испытания, что были даны русским историей ХХ века. В 1953 в Русской гимназии в Париже была учреждена Стипендия имени Н.А. Тэффи.
70 лет со дня рождения Владимира Евгеньевича Александрова (9.05.1947, Ротвейл, Вюнтерберг, французская зона оккупации Германии), геолога, литературоведа. Потомок эмигрантов. Родился в семье русских беженцев Евгения Александровича Александрова и Наталии Владимировны, урождённой Карпека. В 1950 переселился с родителями в США, где окончил в Нью-Йорке Квинс колледж и получил специальность геолога. Не расставаясь с геологией, занимался сравнительным литературоведением. Защитил докторскую диссертацию по сравнительному литературоведению. Профессор Гарвардского, затем Йельского университетов, в котором возглавлял Отделение славянских языков и литературы. Автор книг об А. Белом и В. Набокове. К этому времени определилась сфера его научных интересов: исследования в области герменевтики. Свои работы также публиковал в России, в частности, в журналах «Звезда» (1996, №11) и «Вопросы литературы» (2002, ноябрь-декабрь). См. публикации В.Е. Александрова в каталоге библиотеки ДРЗ.
15 мая
125 лет со дня рождения Николая Николаевича Белоцветова (псевд. Фёдор Короткий) (15(3).05.1892, Санкт-Петербург, Россия – 12.05.1950, Мюльгейм, ФРГ), поэта, философа. Интерес к философии, в частности, к учению В. Соловьева о Софии, определил направление его дальнейшего духовного поиска. Окончил философский факультет Санкт-Петербургского университета и Михайловское артиллерийское училище (1916). Участник Великой войны. В 1917, пережив газовую атаку под Динабургом (Даугавпилсом), возвратился в Петроград. Принимал участие в деятельности антропософских кружков Москвы и Петрограда, подвергаясь опасности быть арестованным и живя на нелегальном положении. Работал над романом «Михаил» (не завершен), из которого были опубликованы лишь фрагменты. В эмиграции с 1920, поселился в Берлине. Участвовал в деятельности берлинского «Кружка поэтов» (1928–1933) и рижской литературной группы «На струге слов» (1929–1931). В 1930 в издательстве «Слово» вышел его первый сборник стихотворений «Дикий мед». В 1933 после прихода к власти Национал-социалистской рабочей партии Германии покинул Берлин и переехал в Ригу, где возглавил рижскую группу антропософов. Под псевдонимом Фёдор Короткий выпустил «Песню о Григории Распутине», пародирующую фольклорную стилистику. В 1936 вышел его второй (и последний прижизненный) поэтический сборник на русском языке «Шелест», в который «вошли лучшие его вещи», написанные «одним дыханием. Каждое стихотворение, состояло из одной непрерывной музыкальной фразы». (Ю. Иваск). В 1941 покинул Ригу и переехал в Германию. Окончательно поселился в Мюльгейме. В 1947 принял католичество. См. публикации Н.Н. Белоцветова в каталоге библиотеки ДРЗ.
16 мая
130 лет со дня рождения Игоря Северянина (наст. фам. Лотарёв Игорь Васильевич) (16(4).05.1887, Санкт-Петербург, Россия – 20.12.1941, Таллин, СССР), поэта, переводчика. Окончил четыре класса реального училища в Череповце. Стихи сочинял с восьми лет. С семнадцати издавал брошюры со своими стихами за свой счёт, всего —35. Писал свой псевдоним через дефис как второе имя (Игорь-Северянин). Первый сборник стихов «Зарницы мысли» выпустил в 1908. Основал в 1911 поэтическое направление «эгофутуризм», затем «кубофутуризм». Критика писала о жеманности, тематической узости, манерной изысканности его поэзии, публика же зачитывалась «Громокипящим кубком», «Златолирой», «Ананасами в шампанском», «Поэзоантрактом», и именно сборники сделали его знаменитым и модным. В 1918 на вечере в Политехническом музее в Москве был избран «королём поэтов». Второе место досталось В. Маяковскому. В этом же году по семейным обстоятельствам уехал в деревню Тойла, где отдыхал раньше, в предвоенные годы. После объявления Эстонией независимости в 1919 оказался в эмиграции, принял эстонское гражданство, хотя называл себя «дачником», а не эмигрантом или беженцем. По мнению критики, в эмиграции писал проще и чище. В 1925 вышли его автобиографические романы в стихах «Колокола собора чувств» и «Роса оранжевого часа». С 1920-х возобновил свои «поэзоконцерты» и совершал турне по Западной Европе, но большую часть времени всё же проводил в деревенской тиши, сочиняя элегические стихи о природе. М. Цветаева писала ему: «Вы стали поэтом больших линий и больших вещей, Вы открыли то, что отродясь Вам было приоткрыто, — природу» (1931). Литературным трудом занимался без устали. Его стихи и переводы (из французских, эстонских, польских и др. поэтов) печатались во многих эмигрантских периодических изданиях и выходили отдельными сборниками. В Белграде в 1934 вышла книга «Медальоны», сборник сонетов и вариаций о поэтах, писателях и композиторах — 101 поэтический портрет. В эмиграции был известен как певец любви, природы и России, о которой писал: «Неподражаемой России незаменимая земля». См. публикации И. Северянина в каталоге библиотеки ДРЗ.
17 мая
125 лет со дня рождения Андрея Анатольевича Лобанова-Ростовского, князя (17 (5).05.1892, Иокогама, Япония – 17.02.1979, Вашингтон, США), капитана лейб-гвардии Саперного батальона, историка. Окончил лицей в Ницце. В 1913 вернулся в Россию. Учился в Императорском училище правоведения. Участник Великой войны. В Гражданскую — в Добровольческой армии. В 1920 эвакуировался в Константинополь, затем переехал во Францию. С 1922 учился в Школе политических наук в Париже и служил в страховом обществе «La Providence». В 1925 переехал в Англию. Читал лекции на славянском отделении Лондонского университета, в Королевском институте международных отношений и др. Товарищ председателя Союза промышленности и торговли в Лондоне. Входил в состав совета Российского торгово-промышленного и финансового союза в Париже (1931). В 1932 уехал в США, где читал курсы по русской истории и русской культуре в Калифорнийском университете. Почетный профессор Мичиганского университета. Автор более 40 исторических трудов, в том числе двухтомника по истории русской дипломатии в Европе, монографии "Россия и Азия" (1933), воспоминаний о войне и революции в России, вышедших на английском языке "The Grinding Mill" (1935).
18 мая
125 лет со дня рождения Владимира Григорьевича Харжевского (18 (6). 05.1892, Литин Подольской губ., Россия – 4.07.1981, Лейквуд, США), генерал-майора, общественного деятеля, издателя. Участник Великой войны и Белого движения. Участник Дроздовского похода, последний командир Дроздовской дивизии. За боевые заслуги получил чин генерал-майора в 28 лет. В эмиграции с 1920 в Галлиполи. С 1921 в Болгарии, прослужил до 1924: был заместителем председателя Общества галлиполийцев, председателем суда чести офицеров гарнизона г. Севлиева. С 1924 в Праге, окончил Горный институт. Помимо галлиполийских организаций принимал активное участие в деятельности РОВСа. После вторжения германских войск в Чехословакию отошёл от дел, не желая сотрудничать с оккупационным режимом. В 1945 переехал в Марокко, служил бухгалтером на фирме «Рено». Возглавил местное Общество галлиполийцев и принял участие в создании отделения РОВСа. С 1956 жил в США, работал проектировщиком в строительной компании. Совместно с А.М. Лавровым и А.К. Павловым издавал журнал «Перекличка»(1953–1968, 188 номеров). После кончины генерала А.А. фон Лампе вступил в должность начальника РОВСа (1967–1979), оставаясь на посту председателя Общества галлиполийцев. Кавалер Ордена Святого Георгия. Вёл переписку со своими однополчанами, собирал материалы по военной истории. Неизданные «Заметки» В.Г. Харжевского были включены В.М. Кравченко в двухтомник «Дроздовцы от Ясс до Галлиполи» (Мюнхен, 1973–1975).
20 мая
130 лет со дня рождения Николая Владимировича Ремизова (наст. фамилия Васильев, псевд. РЕ-МИ) (20(8).05.1887, Санкт-Петербург, Россия – 4.08.1975, Палм-Спрингс, США), художника театра и кино, карикатуриста. Учился в Петербургском реальном училище Н.В. Богинского на отделении живописи Академии художеств. С 1908 главный художник журнала «Стрекоза», сотрудничал также с журналом «Сатирикон». Занимался живописью и станковой графикой, рисовал шаржи на известных людей: Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского и др. В эмиграции с 1918 в Константинополе, затем в Париже (1920-1922). Работал в ателье художественной рекламы «Лубок». Сотрудничал с театром Н.Ф. Балиева «Летучая мышь». Участвовал в выставке художников объединения «Мир искусства» в Осеннем салоне (1921). В 1922 выехал на гастроли в США с театром Н.Ф. Балиева, где занимался сценографией: оформлял оперные и балетные спектакли, поставленные на музыку преимущественно русских композиторов. С 1939 работал в Голливуде для фильмов режиссеров Л. Мильстона, Г. Ратова и др. В 1950 и 1956 оформлял в Париже балеты «Американец в Париже» Дж. Гершвина и «Колокола» Д. Мийо. Театральные эскизы Н.В. Ремизова хранятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Писал стилизованные картины на русские темы. Иллюстрировал книги, в частности «Технику актёра» М.А. Чехова. Последние годы жил в Пальм-Спрингсе.
125 лет со дня рождения Александры Васильевны Щекачихиной-Потоцкой (Чеко-Потоцкая) (урожд. Щекатихина, в первом браке Потоцкая, во втором Билибина) (20 (8).05.1892, Александровск Екатеринославской губ., Россия – 23.10.1967, Ленинград, СССР), живописца, художника по фарфору, сценографа. Жена И.Я. Билибина (во втором браке). Училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге у Н.К. Рериха и И.Я. Билибина. Получила стипендию для заграничного путешествия (1913). Несколько месяцев занималась в Париже в академии П. Рансона. Сотрудничала с Н.К. Рерихом в оформлении балета «Весна Священная» И.Ф. Стравинского. Работала в театре С.И. Зимина в Москве. На Государственном фарфоровом заводе в Петрограде расписывала тарелки, подносы, блюда и др. (1918–1920). В 1920 выехала в командировку в Германию, в Россию не вернулась. Переехала к И.Я. Билибину в Египет (1923). В 1925 переселилась с семьёй в Париж. Расписывала фарфор для Севрской мануфактуры, работала вместе с И.Я. Билибиным над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1929). Писала портреты, пейзажи, натюрморты. Выполнила иллюстрации к книгам «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя (1927), «Приключения Пиноккио» К. Коллоди (1933), «Славянские мифы» (1934) и др. Провела в Париже персональные выставки в галереях Druet (1926) и Drouot (1929). Участвовала в Осеннем салоне (1926, 1927, 1929–1933), салоне Независимых (1927–1929, 1931), салоне Тюильри и других выставках русского искусства в Париже. На Международной выставке декоративного искусства в Париже (советский отдел, 1925) была удостоена золотой медали за работу по фарфору. Член Общества «Мир искусства», член секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции (1930-е). В 1936 вернулась вместе с мужем в СССР и поселилась в Ленинграде. Возобновила работу на Государственном фарфоровом заводе. Персональная выставка состоялась в Ленинграде в 1955.
21 мая
115 лет со дня рождения Дмитрия Николаевича Стремоухова (21(8).05.1902, Вильно, Россия – 29.04.1961, Париж, Франция), историка литературы, религиозного философа, преподавателя, общественного деятеля. В эмиграции с 1920. По словам Н.А. Струве, принадлежал к «незамеченному поколению» русских, которые были выброшены революцией на чужбину в молодом возрасте, без средств, без оконченного образования». Учился на философском факультете университета в Загребе, окончил в Париже Сорбонну и Школу восточных языков (1926). В 1930 получил место лектора по русскому языку в Страсбургском университете, там же в 1937 защитил докторские диссертации о мессианской философии Вл. Соловьёва и о философских мотивах в поэзии Ф. Тютчева. Во время Второй мировой войны в 1943 был арестован и отправлен в Бухенвальд. В 1945, после освобождения, продолжил преподавательскую деятельность в университете Страсбурга, с 1948 в университете Лилля, затем Ренна и с 1956 — Экс-ан-Прованса. С 1958 профессор кафедры русской словесности в Сорбонне, где с 1960 возглавлял отделение славянских языков (Русский институт). Почётный профессор. Сотрудничал в различных научных изданиях, подготовил к печати перевод на французский язык «Анны Карениной» Л.Н. Толстого. Член Общества охранения русских культурных ценностей. «…Был верным сыном православной церкви, без колебаний и сомнений, по естественному влечению ума и сердца…» (Н. Струве). В настоящее время Русская христианская гуманитарная академия работает над переводом на русский язык книги Стремоухова о Вл. Соловьёве (Strémooukhoff D. Vladimir Soloviev et son оеuvre messianique. Laussanne: L’Âge d’Homme, 1975) и намерена публиковать его разделами в «Соловьёвских исследованиях».
60 лет со дня кончины Александра Николаевича Вертинского (21(9).03.1889, Киев, Россия – 21.05.1957, Ленинград, СССР), артиста, поэта, композитора. Артистическую карьеру начал в 1913 в московском Театре миниатюр в Мамоновском переулке (1913). С 1912 снимался в немом кино. Участник Великой войны, был санитаром. С 1917 — в гастрольных поездках по стране. В ноябре 1920 на пароходе «Великий князь Александр Михайлович», вместе с белыми офицерами переправился в Константинополь, где давал концерты — в основном, в клубах «Стелла» и «Чёрная роза». О причинах, предопределивших эмиграцию, много лет спустя писал: «Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность». Сначала жил в Германии, выступал с концертами в Европе, в дальнейшем поселился в Париже. Пел в парижских ресторанах, снялся в нескольких фильмах, в том числе в фильме А. Волкова «Шехерезада». С 1935 по 1943 жил Китае. В 1943 возвратился на родину. Создал особый жанр музыкальной новеллы — «песенки Вертинского». См. публикации и записи А.Н. Вертинского в каталоге библиотеки ДРЗ
22 мая
75 лет со дня кончины Александра Александровича Волкова (27(15).12.1881 (по др. свед.1885), Москва, Россия – 22.05.1942, Рим, Италия), кинорежиссёра, актёра, художника. Потомок Ф. Волкова, актёра-трагика XVIII века, создателя первого русского общедоступного профессионального театра в России. Начинал свою карьеру как драматический актёр, учился музыке и пению у профессоров Московской консерватории, пел в Императорской опере. Занимался живописью (портрет императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II, был удостоен бронзовой медали на парижской выставке в 1900). Первые его шаги в кино относятся к 1904–1905: работал на студии «Пате» монтажёром, электриком, сценаристом, коммерческим директором и др. Участник Русско-японской войны. Впервые как актёр снялся в фильме Я. Протазанова «Пригвождённый» (1912). Участник Великой войны, был ранен. После войны на кинофирме И.Н. Ермольева поставил ряд фильмов: «На вершине славы», «Виновен ли?» и др. Эмигрировал через Константинополь и Марсель в Париж в 1920. Кинодебют Волкова-актёра в эмиграции состоялся в фильме А. Этьевана «Пьянчужка», а Волкова-режиссёра — на студии «Альбатрос», где он поставил фильмы «Дом тайн» и «Кин» с Иваном Мозжухиным в главных ролях. В его фильме "Хаджи Мурат" (Белый дьявол) свою последнюю роль сыграл Георгий Серов (сын художника Валентина Серова). Затем была работа в Германии у А. Ганса. По возвращении во Францию организовал студию «Глория-фильм», отдавал ей много сил и времени. Всего в эмиграции Волковым было поставлено более 50 фильмов, последний из которых — «Власть любви» — был снят в 1941 в Италии незадолго до его смерти. Об отношении к нему соотечественников можно судить по поэтическим экспромтам, оставленным нам историей: «Серебряный… могучественно красивый… Со бронзово-божественным лицом… То… Александр Волков — Гений!… Он оживил талант, составил ритм движений, и в сказку — быль он обратил».
Дальше >>
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/pamiatnye daty 05.2017/
|
|