В Москве открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения К.А.Коровина (1861–1939).
Традиционное слово «открытие» на этот раз поистине символично. Экспозиция, представленная в Государственной Третьяковской галерее, открывает в творчестве художника с мировым именем много нового. Во-первых, масштаб творческой палитры Коровина. На выставке около 240 живописных, театральных, монументальных произведений из двадцати двух музеев России и зарубежья: Третьяковки и Русского музея, провинциальных городов России, Белоруссии, Казахстана, а также из частных собраний.
И главное, что во всем многообразии временных периодов, художественных направлений и жанров творчество Коровина представлено сегодня в ГТГ, пожалуй, впервые: «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция». Хотя при жизни (за исключением последних лет) выставочная деятельность Коровина была интенсивной и плодотворной и в России, и за рубежом.
Особо значимы его монументальные панно для павильона «Крайний Север», выполненные по заказу С.Мамонтова для Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года (4 из них были специально отреставрированы для нынешней экспозиции). Важным этапом стало и участие Коровина во Всемирной выставке 1900 года в Париже и в живописных «Русских сезонах» Дягилева в 1923 году в Берлине. Знаменательной была и персональная выставка Коровина в Москве, в Третьяковской галерее — 90 лет тому назад (и в этом смысле нынешняя выставка юбилейная вдвойне!). Прославили Коровина и выставки в эмиграции, особенно в ранние периоды творчества. Но в СССР экспонировались лишь отдельные картины художника в музейных собраниях. Только к 100-летнему юбилею Коровина в 1961 году в Академии художеств удалось показать целый ряд его работ.
На этот раз проект к 150-летию Коровина — две объемные выставки в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Государственной Третьяковской галерее в Москве — стал новым словом в создании ретроспективных юбилейных экспозиций. А особенность выставки Коровина в Третьяковской галерее в том, что это еще и выставка-монография.
Уже хорошо освоенное за последние годы выставочное пространство Третьяковки на Крымском валу на этот раз организованно особенно изобретательно. Картины сгруппированы не только по крупным тематическим блокам. Кураторы и дизайнеры разместили полотна Коровина из разных музеев так, чтобы выявить развитие живописных тем.
Вот своеобразный триптих. Две картины 1912 года из Третьяковской галереи — «Гвоздики и фиалки», «Розы и фиалки» — удивляют вариациями фиолетово-пурпурных оттенков букетов на серо-сиреневом фоне вечерних окон. И как акценты на одном и другом полотне — яркие оранжево-желтые пятна фруктов. А в центре между двумя этими картинами — на едва выдающейся из стены плоскости — натюрморт «Сирень» (1915) из Русского музея. И в таком сочетании особенно выразительно воспринимается ярко-сиреневая гамма центрального букета и такой же «фруктовый акцент», но еще более сочный — два желтых лимона у вазы...
Другое дело — пейзаж «Гаммерфест. Северное сияние». Этой картине отведена отдельная ниша — и уже ничто не отвлекает от созерцания таинственных жемчужно-серых сполохов, поднимающихся над темными лодками.
А в центре зала снова многоцветная палитра красок. Здесь объединены полотна, родившиеся под кистью Коровина в Крыму в 1910–1914 годах: «Гурзуф», «В саду», «На берегу моря», «Дама на террасе над морем». Эти картины собраны из разных музеев России — Третьяковской галереи, Русского музея, Астраханской государственной картинной галереи. Счастливая возможность увидеть их вместе как гармонично сложившуюся из разноцветных фрагментов композицию. Так выставочное пространство наполняется светом и цветом, а это и есть суть живописи, как определял ее сам Коровин.
Выставка радует и премьерами — здесь впервые демонстрируются в реальном масштабе чудом сохранившиеся декорации к двум картинам оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок», выполненные Коровиным к ее поставке в 1934 году в театре города Виши во Франции. Загадочные чертоги Шемаханской царицы на горном склоне представлены в реальном масштабе, возвышаясь к верхней галерее зала. И совсем другое настроение создают декорации русского расписного терема на зеленой лесной лужайке (картина «Град-столица»). И это только часть декоративных полотен, которые предоставлены Театральным музеем им. А.А.Бахрушина. А туда они поступили в 1986 году в дар от внука В.Поленова А.Ляпина, который приобрел эти декорации у оперного певца, исполнителя партии Звездочета Г.Раисова. Это поистине раритетные экспонаты, ведь все театральные декорации, которые делал Коровин в России, не сохранились.
В процессе подготовки экспозиции были сделаны и научные открытия. Рассказывает куратор выставки Ольга Дмитриевна Отрощенко:
— Коровин в своей жизни, к счастью или к сожалению, много фантазировал. Он ведь был прекрасным писателем и, когда обратился к мемуарам и прозе, тоже насочинял много легенд. Это проявилось и в живописи — и не только как изобретательность при создании картин. Есть полотна, которые он передатировал. Например, «Портрет хористки». Это классика, мы всегда знали, что это работа 1883 года. И всегда удивлялись, как начинающий художник мог создать такой шедевр. И вдруг в результате технико-технологического исследования мы обнаружили, что надпись, которая сделана тушью (Харьков,1883 год), отличается от пространной авторской подписи на обороте холста. Когда обратились к воспоминаниям современников, то оказалось, что «Портрет хористки» Коровин мог написать только в 1887 году, когда Русская частная опера находилась в Харькове на гастролях. А рентгенограмма и другие исследования показали, что этот портрет по технологическим принципам письма ближе к произведениям конца 1890-х годов, нежели к раннему творчеству Коровина. Таким образом, мы сделали передатировки и других работ художника.
Проверки, по мнению специалистов, требуют и многие полотна, которые датируются последними годами жизни Коровина. Дело не только в откровенных подделках, которые выбрасывают на рынок дельцы, зная о востребованности живописи Коровина сегодня. Исследовать необходимо и картины, пришедшие из семьи Коровиных к коллекционерам или друзьям художника, а потом зачастую переданные в дар музеям.
— В процессе изучения наследия Коровина, — продолжила рассказ Отрощенко, — мы с коллегами пришли к выводу: многие работы, подписанные именем Коровина, которые приходят из Европы, не относятся к его творчеству — часто они создавались совместно с его сыном (художником по образованию, но не столь талантливым, как отец). Пока это версия, но уже в достаточной степени обоснованная.
Как видим, возможностей для исследований и открытий, связанных с наследием художника, еще немало.
Другую важную особенность выставки подчеркнула заместитель директора ГТГ по научной работе Лидия Ивановна Иовлева:
— Мы впервые имеем возможность показать наряду с живописными работами Коровина его литературные произведения и представить их не только в одном из разделов экспозиции, но и в киоске наряду с каталогом и DVD-диском.
Речь идет о двухтомнике «То было давно... там... в России» (М.: Русский путь, 1-е изд. — 2010, 2-е изд. — 2011). В книге впервые собраны все мемуары, письма, рассказы Коровина и опубликован ранее не издававшийся рассказ «Охота... рыбная ловля... Коля Куров» по рукописи с рисунками Коровина, которая сегодня хранится в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына.
Коровин передает словом не только события своей жизни и взаимоотношения с друзьями. В его рассказах и описания процесса поисков живописных решений. «Уж наступил вечер. Красный, как шар, таинственный, вышел месяц над дальними лесами. И я наскоро, на холсте, старался найти лиловый тон неба и цвет месяца. Ели силуэтами темнели над старым сараем. Была тишина, и замирала природа в сумраке вечера. Сбоку засветилась, блистая, Венера». Продолжение этой словесной зарисовки Коровина можно найти в его живописных полотнах, собранных на выставке в разделах «Охотино. Деревенские пейзажи», «Ноктюрны». А в параллель к рассказам «На рыбалке», «Сом» — красочные натюрморты «Рыбы», «Рыбы, вино и фрукты»...
Интересно сопоставить портреты кисти Коровина с литературными характеристиками героев его живописных произведений. Среди трех портретов Шаляпина разных лет выделяется «Портрет артиста Ф.И.Шаляпина» (1911). Певец изображен сидящим у стола в вальяжной позе в залитой солнцем комнате на фоне распахнутого в сад окна. Человеком неуемного жизнелюбия, огромного творческого темперамента предстает Шаляпин и в многочисленных рассказах и мемуарах Коровина. В портрете одного из самых близких своих друзей Николая Дмитриевича Чичагова (1902) художник подчеркнул добродушие, спрятанное в ироничном прищуре глаз и улыбке. Рассказы Коровина дополняют эту характеристику: он называет этого весельчака и балагура, преодолевающего хромоту и нездоровье, по-свойски — Чичей. В рассказе «Две Татьяны» читаем: «Из души его всегда лилось веселье. Он никогда ни на что не жаловался».
Имя директора конторы императорских театров В.А.Теляковского встречается в рассказах Коровина, посвященных театру. А на портрете Владимир Аркадьевич изображен в военном мундире вне театрального окружения.
— Дело в том, что Теляковский, — объясняет хранитель выставки Тамара Павловна Спиридонова, — был полковником Конной гвардии, и в этом чине получил назначение императора на должность руководителя театров Москвы, а затем и Петербурга. Он не только не скрывал своей принадлежности к военному сословию, но гордился этим. И к тому же это был человек большой культуры, музыкально и художественно образованный.
Благодаря литературным мемуарам Коровина «Моя жизнь» можно существенно дополнить впечатление от живописного портрета Теляковского. Рассказывая о своей работе в качестве художника Московских императорских театров, Коровин описывает множество курьезных случаев, которые ему вместе с Владимиром Аркадьевичем приходилось преодолевать, борясь с рутиной и безвкусицей. Коровин подчеркивает деловые качества Теляковского-реформатора. Особенно занимателен в воспоминаниях о Теляковском эпизод визита к нему Коровина и Шаляпина. Подходя к кабинету директора, визитеры услышали игру на рояле. Шаляпин даже заслушался, так хорошо звучала музыка. Когда из кабинета вышел Теляковский, друзья поинтересовались, где же пианист. Владимир Аркадьевич, смущаясь, признался, что играл он сам. А через минуту Коровин и Шаляпин узнали, что полковник Конной гвардии окончил консерваторию по классу Антона Рубинштейна и даже частенько играл со знаменитым учителем в четыре руки.
Вот в таком окружении, которое явлено нам и в живописных полотнах Коровина, и в его литературных трудах, формировалось и зрело мастерство этого всесторонне талантливого человека.
С публикацией двухтомника литературных работ Коровина тоже связано немало открытий. Первые очерки Коровина о Шаляпине и Левитане были напечатаны в 1914 году. В 1918 году Константин Алексеевич начал писать воспоминания о детстве, но они не публиковались. К литературному творчеству художник снова обращается уже в эмиграции, в 1929 году, чтобы подбодрить сына Алешу (тот попал в больницу из-за травмы ноги и даже подумывал о самоубийстве). Рукопись этого рассказа «Охота... рыбная ловля... Коля Куров» приобрела после смерти Коровина у вдовы С.Дорожинского исследователь литературного творчества художника Т.Ермолаева. С 1970-х годов она работала в Калифорнийском университете над докторской диссертацией о Коровине-литераторе и в течение ряда лет собирала его рассказы и очерки, опубликованные в эмигрантской прессе. Первый литературный успех Коровина был связан с публикацией в 1929 году очерка «Из моих встреч с Чеховым» в газете «Россия и славянство». В 1930-е годы его рассказы и воспоминания довольно регулярно печатались и в другой газете, «Возрождение», в журнале «Иллюстрированная Россия». Редакторы этих изданий оценили литературный дар живописца, его способность даже в семидесятилетнем возрасте учиться новому для себя ремеслу. И надо сказать, к 1935 году литературный труд становится для Коровина главным направлением творчества. Его рассказы появляются в газете «Возрождение» каждую неделю, поддерживая семейный бюджет. Всего за год по заказу Дорожинского он напишет мемуары «Моя жизнь», которые будут опубликованы только в 1970 году в американской газете «Новое русское слово». А в представленном на выставке двухтомнике они публикуются по авторизованной машинописи, которая хранилась в архиве редактора этой газеты М.Вейнбаума.
Эмигрантский период творчества Коровина (1923–1939) ознаменовался не только живописными полотнами (прежде всего, замечательными видами Парижа), но и значительными литературными трудами. К уже названным следует добавить воспоминания Коровина «Шаляпин. Встречи и совместная жизнь», выпущенные издательством газеты «Возрождение» в 1939 году еще при жизни художника. Следует прибавить к этим объемным трудам и около четырехсот очерков, рассказов и мемуаров. За исключением нескольких о парижской жизни, все они посвящены России. Эти сочинения Коровина Т.Ермолаева, ныне профессор Принстонского университета, решила опубликовать в полном объеме. Ее предложение было с энтузиазмом принято директором издательства «Русский путь» В.Москвиным. Двухтомник «То было давно... там... в России» (составитель Т.Ермолаева, редактор Т.Есина, оформление И.Антоновой) по праву можно назвать полным собранием литературных сочинений К.Коровина. В 2011 году по итогам VI Санкт-Петербургского международного салона Ассоциация книгоиздателей (АСКИ) объявила книгу победителем 2010 года в номинации «Лучшая книга мемуарно-биографического и историко-документального характера "Диалог со временем"». И представление этого экспоната на юбилейной выставке известного художника — весьма значительное событие.
Выставка к 150-летию К.Коровина продлится в Третьяковской галерее до 12 августа 2012 года.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.