Выставка «Династия Романовых. Коллекция кабинетного гравированного портрета из частного собрания»
С 7 по 28 июня 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына представлена выставка «Династия Романовых. Коллекция кабинетного гравированного портрета из частного собрания». Выставка подготовлена к знаменательной дате 400-летия династии Романовых и является совместным культурно-просветительским проектом Дома русского зарубежья и компании «AVRORA».
Время правления династии Романовых — долгий и значительный период в истории Российского государства. Выставка знакомит зрителя с частной коллекцией кабинетного гравированного портрета членов Царской семьи, дополненной редкими гравированными картами Российской Империи разных исторических периодов и видами двух столиц — Петербурга и Москвы. Все экспонируемые произведения впервые представлены широкой публике и происходят из частного собрания Анастасии и Михаила Лиховцевых.
Коллекция портретов членов Царской семьи династии Романовых — это исторический и культурный срез времени, который хронологически охватывает немногим более трехсот лет истории Российской Империи (1613–1917). Этот период отмечен самыми разными событиями: формированием государственных приоритетов и национальных традиций, принципов внутренней и внешней политики государства, изменением границ, изданием указов и проведением реформ, великими войнами и освоением территорий, развитием экономики, строительством и реорганизацией городов, основанием новых институтов и учреждений науки и искусства, достижениями в области образования, науки и культуры. За триста лет правления династия Романовых сыграла значимую роль в создании мощной империи с обширными территориями, богатыми природными ресурсами, имеющей политический вес и значение в мире. История нашей страны неотделима от портретов этих людей, а их портреты, в свою очередь, выстраивают в нашем сознании умозрительный ряд исторических событий и культурных эпох.
Исторический портрет — это документ и важнейший исторический источник. На выставке показаны гравированные листы XVII–XIX века, которые по своей редкости и художественной ценности не уступают раритетам собраний библиотек и музеев. Все листы высокого качества и хорошей сохранности. Особенность принципа формирования коллекции заключается в том, что ряд портретов императоров дополнен географическими картами разных исторических периодов и портретами императриц, образы которых стилистически подчеркивают культурные эпохи и, безусловно, являются изящным украшением собрания.
Открывает выставку удивительный по своей иконографии портрет первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича Романова, выполненный гравером и издателем Б.Монкорне (1600–1668). Считается, что Б.Монкорне гравировал портрет, ориентируясь на оригинал известного немецкого путешественника и секретаря посольства короля Фридриха III — Адама Олеария (1599–1671), сделанный им во время визита посольства к русскому царю Михаилу Федоровичу и персидскому шаху Сефи I «с целью завязать торговые отношения с Персией через Россию». Во время этого путешествия Олеарий составил подробнейшие описания с зарисовками, которые представляют собой замечательный памятник литературы XVII века и являются одним из важнейших источников для изучения истории России и Персии того времени. Надо заметить, что Олеарий не изображал Михаила Федоровича на фоне сцены охоты на страусов и ограничился декоративным картушем. Но поскольку, в представлении иностранцев Россия была далекой экзотической страной, французский гравер и издатель Бальтазар Монкорне, то ли не разобравшись, что путешествие включало несколько заморских стран, то ли исходя из собственных представлений, позволил себе подобную вольную интерпретацию. Один из раритетов коллекции — карта «Россия, в просторечии Московия», составленная голландским картографом, путешественником, дипломатом и послом в Московию — Исааком Масса (1586–1643) «по возвращении из путешествия по России 1609 г.» в 1612 году и изданная знаменитым семейством Блау. Карта дает общее представление о России на момент избрания Михаила Романова на царствование (избран на царствование Земским собором 21 февраля (6 марта) 1613 года) и представляет собой уникальный исторический материал — аналогичные карты входят в собрания Государственного исторического музея и Государственного Эрмитажа. Особо стоит отметить серию гравюр «Правители России» 1831 года из книги «Живописное путешествие по России» итальянца Джулио Феррари (1767–1847). В серию вошли изображения русских царей, от Рюриковичей до представителей династии Романовых. Изображения древнейших русских правителей были известны еще по знаменитой рукописи — роскошного титулярника царя Алексея Михайловича, «Царского Титулярника» 1672 года, который выполнял в свое время функцию пособия в дипломатической переписке и был богато иллюстрирован портретами русских монархов.
До середины XVIII века портреты были достоянием только придворных кругов. Именно портрет, с его сложной режиссурой, психологией и эстетикой, вбирает в себя дыхание эпохи — эти мембраны смыслов и ощущений делают шедевром произведение искусства и, безусловно, передаются зрителю. В коллекцию вошли редкие по иконографии и во многих случаях прижизненные гравированные портреты членов Царской семьи. Чтобы собрать такой материал, требовалось не только пристрастие, но и большая удача, поскольку прижизненные портреты царствующих особ гравировались по специальному разрешению и не имели большой тираж.
Представлено два портрета Петра I. Первый — широко известный, торжественный прижизненный портрет монарха в латах и порфире, гравюра 1720 года со знаменитого портрета художника Г.Кнеллера, написанного в Утрехте во время первого путешествия Петра I за границу в сентябре 1697 года, по просьбе английского короля Вильгельма III. Второй портрет — камерный по своему характеру, совсем не похож по впечатлению на знаменитые парадные портреты А.Зубова или П.Пикарта — он решен в другой эстетике, чем особо импонирует. Это гравюра 1768–1770 годов Августина де Сент-Обен для книги Вольтера «История Карла XII». Автору удалось органично соединить камерность и величие, деловитость и волевое начало. Не возникает сомнения, что перед нами великий преобразователь — энергичный взгляд Петра I устремлен прямо на зрителя. Книга Вольтера «История Карла XII, короля Швеции», в русском издании «История Карла XII, короля Швеции, и Петра Великого, императора России», была написана в 1728–1730 годах, всего через несколько лет после смерти Карла XII (1718) и Петра I (1725). Для Вольтера Петр Великий предстает и законодателем и созидателем, он — «творец новой нации», «превосходнейший адмирал», «лучший лоцман на севере Европы», «превосходный плотник», «неутомимый труженик и преобразователь», который «исследует глубину рек и морей, роется в недрах земных» и «лично испытывает качество добытых металлов», «лично следит за работой на корабельных верфях», «заботится об изготовлении точных географических карт и даже прилагает к ним свой личный труд». Период правления Петра I проиллюстрирован двумя картами 1681 года и 1720 года. Французский картограф Алексис-Юбер Жайо (1632–1712) украсил свою карту России 1681 года, соответствующую моменту начала правления Петра I, декоративным картушем с бурым медведем на цепи и разделил на княжества и царства, что не соответствовало действительности. Возможно, поводом к подобному заблуждению послужил Большой государев титул царя Петра I, включавший полное перечисление земель, входивших на тот момент в его владения. Вторая карта, изданная в 1720 году издателем И.Б.Хоманном (1663/1664–1724) в Нюрнберге, показывает какой стала Россия в период правления Петра I — это «Новейшая генеральная карта всей Московской Империи, показывающая земли от арктического полюса вплоть до Японского моря и северных границ Китая с царским ранее посольским путем из города Москвы через Тартарию до Великой Китайской Империи». Карта украшена сценой охоты со шлюпок на китов-нарвалов в «Московском море» и декоративным картушем, среди аллегорических фигур которого Д.А.Ровинский предполагал изображение царевича Алексея Петровича с планом крепости в руках. Позднее, в 1722 году, по просьбе Я.В.Брюса, И.Хоманн изменил в картуше название государства с «Imperii Moscovitici» на «Imperii Russorum». Известно более пяти состояний этой карты, с внесенными изменениями. В данном случае, перед нами наиболее ранний вариант карты и экземпляр редкой раскраски. Карта посвящена прославлению петровских преобразований и подчеркивает значение России как укрепившейся морской державы.
Выставка дополнена видами двух столиц — Петербурга и Москвы. Мы хотели всего лишь обозначить эту обширную тему и не могли не напомнить зрителю о блестящих проектах планировки Петербурга замечательных архитекторов Ж.Б.Леблона и Д.Трезини. Петербург, основанный Петром I в 1703 году, предстал как новый тип города, воплотив в себе принципы регулярного градостроительства. В противовес парадному Петербургу, на гравюрах венецианского издателя Дж.Ремондини, редкой оригинальной раскраски, мы показываем в экспозиции выставки два поистине уникальных листа — это «Виды близ Петербурга» 1764 года, гравированные художником Ж.Б.Лепренсом (1734–1781), подносные листы, с посвящением Аббату де Монжеру, хранителю Сокровищницы Французского Короля. Жан Батист Лепренс, будучи выдающимся французским художником и учеником знаменитого живописца Франсуа Буше (1703–1770), был приглашен в Петербург и работал при дворе Екатерины II. В России Лепренс много путешествовал (в 1757–1762 годах), в том числе по Финляндии, Прибалтике и Сибири, исполнив множество этюдов и рисунков. Проведя в России пять лет, в 1762 году художник вернулся в Париж, где создал серии гравированных изображений русских типов, видов и жанровых сцен. «Виды близ Петербурга» были преподнесены в качестве элегантного подарка из далекой заморской страны Аббату де Монжеру. Безусловно, такой лист не мог иметь большой тираж и подобное посвящение можно было сделать только с разрешения одариваемого. Как правило, уникальные подносные экземпляры — книги и гравюры, с рукописным или печатным посвящением и автографом дарителя входили в знаменитые библиотеки. Надо отметить не только художественное, но и историческое значение таких произведений иностранных путешественников. Для нас представляет интерес, какими были окраины парадного Петербурга тогда, когда отстраивались загородные ансамбли Петергофа и Ораниенбаума с регулярными садами, боскетами, партерами и фонтанами. Страсть к путешествиям — яркий феномен XVIII века. Из путешествий художники привозили подробные зарисовки костюмов, жизни и быта страны. В этом контексте нельзя не вспомнить еще одного француза. Шапп Ж. д`Отрош (1722–1769) стал первооткрывателем нового литературного жанра — путевых заметок, получившего в XIX веке невероятную популярность. Правда, его знаменитая книга «Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761 г.; содержащее отчет об обычаях и традициях русских, состоянии государственных дел этой державы; географическое описание и нивелирование дороги от Парижа до Тобольска, астрономические наблюдения и опыты с природным электричеством» (Chapp d`Auteroche. Voyage en Sibérie. Paris, 1768), изданная в Париже в 1768 году и проиллюстрированная Лепренсом, была неоднозначно воспринята в просвещенных кругах России и Франции. Содержание книги Екатерина II посчитала оскорбительным для истории и культуры России и, как следствие, книга была запрещена к распространению.
Среди интересных предметов коллекции, хочется отметить нежный гравированный портрет Елизаветы Петровны, который предназначался для описания коронации императрицы в 1740 году и был исполнен гравером Сизангом (Sysang). Особого внимания зрителя заслуживают редкий гравированный портрет Екатерины II для Лондонской энциклопедии 1826 года английского гравера Дж.Чапмена (1750–1810) и исключительная по красоте гравюра А.Уокера «Портрет Императора Петра III» в парадном камзоле и кирасе на фоне кабинета 1752 года, с портрета художника Г.Х.Гроота (1716–1749). Гравированные портреты, вошедшие в коллекцию, сделаны иностранными мастерами и это имеет определенные преимущества в формулировках и интерпретациях. Иностранные художники демонстрируют непринужденность и легкость в обращении с русской моделью и способны иногда показать черты, которые остаются за пределами более сдержанной интерпретации русских мастеров.
Особое внимание мы уделили именно камерному портрету, в котором авторы позволяют себе несколько размыть акцент социальной значимости модели, что делает образ портретируемого более личным. Тем не менее, гравированный портрет имеет свои особенности — для него характерен острый художественный язык и широкий арсенал выразительных возможностей. На примере портретов коллекции интересно проследить изменения и в самом портрете: как трансформируется восприятие образа, сама модель, при том, что мы говорим о первых лицах государства. Интересно увидеть, насколько психологически острым был портрет в XVII веке и как он изменялся во времени, через портрет овеянный духом великих открытий, портрет облагороженный шармом, иногда помпезный портрет или портрет соединенный с аллегорией, нежный рокайльный портрет, который через портрет с легким налетом романтизма превратился в преисполненный достоинства портрет сильного монарха огромной Империи.
В конце XIX века гравюра вышла из моды — ее функции взяла на себя фотография, поэтому портреты последних представителей царской фамилии в нашем собрании представлены в цинкографиях и фототипиях.
Собирая эту коллекцию, мы придерживались принципа соединения научного подхода с качеством материала, его редкостью и красотой. Мы не ставили перед собой цель собрать листы одного типа и находим, что портреты разных конфигураций и стилей дают возможность зрителю найти уникальность в каждом. Все портреты собрания очень элегантны, подача образов соответствует эпохам и стилям, и передается через среду портретов, костюмы, стилизованные картуши, интерьер или даже пейзаж — в отдельно взятых случаях. Коллекция получилась цельной не только тематически, но и художественно: все листы прекрасно сочетаются между собой, несмотря на разность авторов, изданий и времени.
Формат выставки позволяет зрителю единовременно и визуально цельно охватывать весь исторический период 1613–1917 годов, а собранный воедино материал предоставил возможность вспомнить о многих памятниках культуры и исторических событиях Российской Империи.
Мы рассчитывали, что выставка вызовет у зрителя ассоциативные ряды исторических событий и культурных эпох и даст очередной повод гордиться многовековой историей нашей прекрасной великой страны, богатой культурными традициями, — России, занимающей достойное место на мировой политической арене.
Анастасия Лиховцева директор компании «AVRORA» искусствовед, член Ассоциации искусствоведов
Выставка представлена в холле 5 этажа.
Время работы выставки: с 12.00 до 19.00, кроме субботы и воскресенья
Наш адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 Проезд: м. «Таганская» (кольцевая) Тел.: (495) 915-10-80
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/Dinahstiia_Romanovykh/
|
|