Общество "Икона"
При многообразии обществ и социальных различий русской послереволюционной эмиграции была у наших соотечественников в Зарубежье одна сплачивающая всех сила – православная вера и православная церковь. «Скорбные, озлобленные, измученные люди тянулись к храму как к единственному просвету среди мрака эмигрантского существования…», – писал в своих воспоминаниях митрополит Евлогий.
Как только появлялась община русских, её энтузиасты сразу же брались за устройство походных храмов. Первые церкви возникали на кораблях, в гаражах, в подвалах. По мере угасания надежды на возвращение русские люди начинают строить новые храмы и наполнять их самым необходимым. И вследствие этого – сначала нужды, а потом и потребности в утверждении символа своего религиозного духа – создается замечательное Общество «Икона».
Общество «Икона» (L’Association “l’Icône”) было основано в Париже в июне 1927 года по инициативе Владимира Павловича Рябушинского, вышедшего из семьи именитого московского купечества, замечательного знатока и энтузиаста иконописного дела. Он являлся главным идеологом Общества на протяжении всей своей жизни в эмиграции. Даже «если когда-нибудь вся Россия покроется дворцами, а икон в них всё-таки не будет, то это конец Русской культуры; и обратно: если не будет дворцов, а лишь хижины и даже логовища вроде звериных, а в них будут висеть иконы и лампады светиться перед ними, то не нужно нам плакать: жива еще русская культура», – скажет потом в одном из выступлений В.П. Рябушинский. Местом пребывания Общества стала казенная квартира представителя Русской Торговой палаты И.В. Шнейдера на rue Tronchet, 27. Своею целью Общество, как прописано и в Уставе, поставило «изучение и охрану древней иконы и искусства Восточной Церкви». С самого начала его открытия определилось три главных направления:
1) изучение икон как памятников национального русского творчества и понимания красоты их;
2) богословское и каноническое изучение икон с точки зрения их церковного и литургического содержания;
3) продолжение искусства иконы для церковных целей и для молитвенных надобностей.
Общество объединило под своей эгидой многих художников-иконописцев, архитекторов, ученых и писателей Франции, Англии, Чехии, Германии, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, оказавшихся после революции за пределами России. Членами-основателями помимо В.П. Рябушинского были художники Д.С. Стеллецкий и И.Я. Билибин, писатели П.П. Муратов и Б.К. Зайцев, общественные деятели С.К. Маковский, кн. С.А. Щербатов, дипломат кн. Г.Н. Трубецкой. Почётными попечителями были избраны Великая княгиня Ксения Александровна и митрополит Евлогий, почётными членами – французские академики Милле и Брейе, русские профессора А.Н. Грабар и Н.Л. Окунев. Активными членами Общества были Н.И. Исцеленнов, А. А. Бенуа, княжна Е.С. Львова, П.А. Федоров, Ю.Н. Рейтлингер, Т. В. Ельчанинова, о. Григорий Круг и др.
Не будет преувеличением сказать, что Общество «Икона» сильно влияло на духовное настроение христианского мира русской эмиграции. «Открывая красоту и значение древней русской иконы», как выразился один из его руководителей Н.И. Исцеленнов, трудясь бескорыстно, но с высоким профессионализмом, это замечательное объединение подвижников и единомышленников создало в эмиграции атмосферу поистине родного дома. Последовательно возрождая традиции древнего русского иконописания, члены Общества исполнили не только большое количество икон, но и были архитекторами многих храмов. Деятельность членов Общества обширна: они сотрудничали с известными учёными, писали иконы, расписывали храмы, проводили многочисленные выставки старых и новописанных икон, устраивали лекции, вырезали кресты и киоты, проектировали памятники. С 1928 по 1996 годы были организованы 42 выставки. Наиболее значительной из них была 41-я выставка, состоявшаяся в ноябре 1988 года в Париже и посвящённая 1000-летию Крещения Руси. Общество имело библиотеку и артель для начинающих иконописцев. В артели работали не только иконописцы, но и архитекторы, реставраторы, резчики и золотошвейки. В сложившейся исторической ситуации Общество «Икона» в Париже оказало поистине неоценимую помощь православным приходам не только во Франции, но и в Чехословакии, Германии, Югославии, Бельгии, Финляндии. Иконы, по воспоминаниям иконописцев Общества, отправлялись и в дальние путешествия – в Англию, Австралию, США и Южную Америку для украшения церквей и домовых храмов.
В.П. Рябушинский возглавлял Общество в течение четверти века, в 1952 году его председателем стал Н.И. Исцеленнов, а с 1979 года – З.Е. Залесская. Общее число членов Общества со дня основания и по сегодняшний день составило 225 человек. Довоенное время можно назвать временем расцвета деятельности Общества. После смерти Н.И. Исцеленнова (1981) Общество оказалось в творческом кризисе, преодолеть который помог организаторский талант и неутомимость его последнего председателя, Зинаиды Евгеньевны Залеской. Ей удалось вплоть до 1996 года поддерживать выставочное направление Общества. В России Зинаида Евгеньевна впервые побывала в 1963-м вместе с мужем, посетила Москву и Ленинград. В последующие годы побывала она в Ярославле, Рыбинске, Иркутске. Результатом этих поездок стали филиалы Общества «Икона» в России – в Ярославле и Иркутске. Сегодняшние члены Общества пишут в основном семейные иконы – на рождение ребенка, на венчание. И сегодня, как и прежде, «никто не пишет иконы из-за денежной надобности – исключительно из-за желания их писать, – поделилась в интервью З.Е. Залесская. – Жизнь Общества изменилась, но цели – те же самые. Главное – каноничность иконописи и правильное исполнение. На это мы обращаем очень большое внимание».
Опыт многолетней деятельности Общества «Икона» – достижение и сохранение в иконописи уровня древних русских иконописцев – неоценим. Использование этого опыта в области церковного искусства очень актуально в наше время.
Выставка знакомит с основными соборами и церквями, где наиболее полно представлены чудесные произведения православного искусства мастеров Русского Зарубежья: Свято-Сергиевское Подворье в Париже, церковь Успения Пресвятой Богородицы на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, парижский Собор Cв. Александра Невского, Храм-Памятник в Брюсселе и церковь Св. Иоанна Воина в Медоне, храм Успения Богородицы в Праге, церковь Св. Александра Невского в Бизерте, храм Св. Пророка Илии в Хельсинки, церковь Св. Николая Чудотворца в Бари, собор Успения Пресвятой Богородицы и Всех Святых в Лондоне, храм Трёх Святителей в Ансонии.
Это лишь небольшой островок обширной географии деятельности Общества.
См. также видеозапись выступления профессора, декана Свято-Сергиевского богословского института в Париже, иконописца о. Николая (Озолина), который рассказывает об истории института участникам Всемирного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира 2012». 26.08.12. Париж
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/obshestvo_ikona/
|
|