Выставка «Я — москвич!»С 3 сентября по 25 сентября 2009 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходила выставка «Я — москвич!» (Куратор выставки Г.Монастырева, авторы экспозиции В.Владимирова и С.Урбан).
Круг общения известного писателя, путешественника, краеведа Владимира Алексеевича Гиляровского был обширным и разносторонним. Нам предстоит еще долгие годы собирать артефакты, рукописи, фотографии, принадлежавшие этому уникальному человеку.
Приуроченная ко Дню города выставка «Я — москвич!», проходившая в Доме русского зарубежья, — одна из таких акций.
На выставке впервые экспонировалась домашняя коллекция московской семьи Кренделевых-Монастыревых — родственников Ирины Котырло, жены Николая Морозова.
Николай Морозов в жизни Владимира Алексеевича Гиляровского — фигура значимая. Он воспитывался и жил в семье писателя с юных лет. Владимир Алексеевич был наставником Морозова и в жизни, и в творчестве. Легендарный Гиляй учил Колю навыкам репортера и бытописателя. Долгие годы Морозов выполнял функции секретаря Гиляровского. О жизни, творчестве, общении легендарного дяди Гиляя, о его семье, друзьях, о творческих посиделках в Столешниках и других московских квартирах Гиляровских Николай Морозов написал книгу «Сорок лет с Гиляровским» (М: Московский рабочий, 1963).
Николай Иванович Морозов не оставил наследников, но многие памятные реликвии семьи Гиляровских сохранили родственники его жены — Кренделевы-Монастыревы. На выставке были представлены предметы московского быта, который окружал писателя, его родных и друзей. В центре экспозиции — личные вещи Гиляровского. Здесь чернильница и ручка Владимира Алексеевича, его карманные часы, немецкий трофейный кофейник времен Первой мировой войны, на фронтах которой Гиляровский побывал в качестве журналиста. Большое впечатление оставили выразительные фотографии дяди Гиляя, открытки с его автографами.
Пожалуй, самое ценное поступление в архив Дома русского зарубежья — письма Гиляровского, которые он присылал Морозову в 395-й подвижной полевой госпиталь, где Николай Иванович служил во время Первой мировой войны. Гиляровский пишет о благотворительных сборах в помощь казачеству, в помощь Сербии, о благотворной силе сухого закона, введенного в России в это время, о патриотическом подъеме людей разных сословий.
Атмосферу быта семьи Гиляровских начала века воссоздавали фотографии Владимира Алексеевича, его жены, дочери, Николая Морозова, а также друзей дома в Столешниках. Среди них были известные общественные деятели того времени, журналисты, музыканты (юрист Ф.Плевако, певец Ф.Шаляпин).
Владимир Алексеевич был завсегдатаем и кружка художников общества «Среда», который собирался в течение многих лет на квартире у В.Е.Шмаровина на Большой Молчановке. Здесь бывали прославленный Александр Герасимов, художники Дмитрий Струков, Николай Лобанов и другие. Их картины (многие впервые) экспонировались на выставке. Некоторые из этих полотен были подарены Гиляровскому, другие он покупал, чтобы поддержать молодых живописцев, часть выставленных картин была собственностью Н.И.Морозова.
Все, кому посчастливилось побывать на открытии выставки в Доме русского зарубежья стали участниками традиционного московского чаепития, а также познакомились с документальным фильмом «Москва. 1927». Он был показан в стилистике того времени — в сопровождении тапера, в роли которого выступил пианист-виртуоз Дмитрий Рузанов.
Тамара Приходько
Фото: О.Булдаков и С.Бондаренко
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/IA_mosqvich/
|
|