«Тайна смеющихся слов». К 140-летию со дня рождения Н.А. Тэффи Надежда Александровна ТэффиНадежда Александровна Тэффи (урожд. Лохвицкая, в замужестве Бучинская) родилась 27 апреля (9 мая) 1872 года в Петербурге.
Отец писательницы, Александр Владимирович Лохвицкий (1830–1884), был хорошо известным в Петербурге адвокатом, оратором, профессором, автором научных трудов. Мать Тэффи, француженка по происхождению, «всегда любила поэзию и была хорошо знакома с русской и в особенности европейской литературой». Её старшая сестра — Мария (Мирра) Лохвицкая (1869–1905) — известная поэтесса, «русская Сафо», дважды была награждена Пушкинской премией. Надежда Александровна получила хорошее домашнее и гимназическое образование.
Тэффи начинала свой путь в литературе с коротких юмористических рассказов, фельетонов, легкомысленных пьесок.
До 1918 года она много и часто печатается в крупных газетах и журналах, в частности «Биржевых ведомостях», «Речи», «Сатириконе», но гораздо более значительной в писательской судьбе Тэффи была её работа в газете «Русское слово», которую возглавлял «король фельетонов» Влас Дорошевич. Руководство редакции хотело, чтобы Тэффи писала злободневные фельетоны, но Дорошевич, хорошо понимавший специфику её таланта, говорил, что «нельзя на арабском коне воду возить».
Тэффи никогда не отказывалась от участия в сборниках и альманахах, издававшихся с благотворительной целью. Она писала для альманаха «Общества попечения о бедных больных и детях», для «Литературно-художественного альманаха кассы «Взаимопомощь» студентов Рижского политехнического института», для «Невского альманаха жертвам войны» и других.
Достаточно полное представление о Тэффи как писательнице читатели могли получить после выхода в 1910 году двух томов её юмористических рассказов. Следуя традиции Чехова, Тэффи представляет огромное разнообразие человеческих типов. С большой изобретательностью она использует богатство комических приёмов, ситуаций, каламбуров, острот. Юмор Тэффи добродушен в прямом смысле этого слова: он выдаёт добрую душу самой писательницы. Но Тэффи владеет не только искусством «добродушного» смеха. Она умеет сочетать смех и слёзы в своих лучших произведениях, несомненно относящихся к высокому искусству, секрет которого почти невозможно описать в точных терминах. Писательница находит способ соединить смех и слёзы, добродушную иронию и сатиру, улыбку и трагическое видение мира.
Как и большинство либерально настроенной интеллигенции, Тэффи восторженно приветствовала Февральскую революцию. Но вскоре первоначальная эйфория сменяется разочарованием… Октябрь 1917-го напугал и отвратил Тэффи. В конце 1918-го Тэффи вместе с Аркадием Аверченко уезжает из страшной, холодной, голодной Москвы на гастроли в Киев, оттуда двигается дальше на юг, затем — Константинополь и, наконец, Париж. В «Воспоминаниях» (1931) описан этот долгий беженский путь, причём, как и всегда у Тэффи, в органичном сплетении трагического и комического, смеха и горечи, житейской чепухи и смертного ужаса. Уезжая из России, писательница надеялась вскоре вернуться, но ей суждено было прожить оставшиеся тридцать с лишним лет на чужбине.
И в эмиграции Тэффи оставалась одним из самых популярных авторов. Русские парижане с удовольствием открывали воскресные номера «Последних новостей» и «Возрождения», потому что предвкушали встречу с любимой Тэффи, зачастую не представляя, какой огромный труд кроется за внешней лёгкостью пера.
Почему Тэффи так любили и читатели, поклонники её таланта, и те, кому посчастливилось по жизни быть рядом? Она обладала какой-то колдовской, магической притягательностью. Недаром М. Зощенко свою статью о ней озаглавил «Тайна смеющихся слов». Тэффи была человеком необыкновенно остроумным. Её словечки и удачные фразы мгновенно расходились среди читающей публики и ближайшего окружения. Один из признаков комического — эффект неожиданности. Непредсказуемость, пожалуй, именно то свойство, что так маняще действует, завораживает в женщине. Особенно если это сочетается с таким другим качеством, как нежность. «О нежности», «Всё о любви» — названия книг Тэффи, да, собственно, и ответ на вопрос, о чём она писала всю жизнь. Вот это щекочущее сочетание — остроумия высокой пробы с нежностью и душевной теплотой — отличало её от других.
Людям свойственно желать выглядеть лучше и значительнее, чем они есть на самом деле. Именно это вполне невинное желание Тэффи помогала реализовывать простому человеку. Почти все её герои играют в какую-то игру. «Надо уметь жить играя. Игра скрашивает любые невзгоды», — говорила писательница. Рассказ Тэффи — почти всегда анекдот, но не услышанный со стороны, а прожитый вместе с его героями изнутри. Ведь анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их проживают, это трагедия. Жанр большинства произведений Тэффи — такой развёрнутый анекдот, сплав анекдота-трагедии.
В годы Второй мировой войны писательница осталась во Франции. Трудности военных лет, лишения, которые ей пришлось вынести в оккупированном Париже, подорвали её здоровье. Но, несмотря на это, писательница редко отказывала в просьбах о помощи. Её щедрость всегда удивляла. Даже в последние годы жизни, испытывая материальные затруднения, вызванные тем, что она уже не могла работать так продуктивно, как раньше, из-за постоянных болей, не отпускавших её, Тэффи старалась помочь хоть чем-нибудь окружающим её людям.
К концу сентября 1952 года Тэффи, чувствуя приближение смерти, начала прощаться с друзьями. Она умерла 6 октября 1952 года. Через два дня в Александро-Невском соборе в Париже её отпевали, а потом похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
И хотя прошло много лет с тех пор, когда творила эта изумительная писательница, до сих пор разгадывают тайну её мастерства литературоведы разных стран мира, подтвердив тем самым пророчество слов Георгия Иванова: «…Тэффи — неповторимое явление русской литературы, подлинное чудо, которому через сто лет будут удивляться».
По материалам Е.М. Трубиловой и Э. Нитраур.
Выставку подготовили: автор О.В. Данилова, дизайнеры Е.В. Есина, Е.В. Абаренкова, редакторы Т.П. Митрофанова, Н.А. Егорова.
Материалы Н.А. Тэффи есть в архивном собрании ДРЗ (см. Фонд 3. Л.Ф.Зуров и Фонд 67. Семейный фонд Ельяшевичей)
См. также публикации Н.А. Тэффи в каталоге библиотеки ДРЗ.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/teffi_bio/
|
|