23-25 сентября 2011г. в Доме Русского Зарубежья им. А. Солженицына прошла Третья международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского «Церковь – Богочеловеческое общество» .
Конференция была подготовлена фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» совместно с ДРЗ. Открыло конференцию приветственное обращение директора ДРЗ В.А. Москвина, отметившего важность экклезиологической темы как центрального момента того свидетельства о православии западному миру, которое и было центральным моментом духовной культуры русского зарубежья. Виктор Александрович отметил, что «слово Владыки о Церкви, само ставшее свидетельством о ее подлинной сущности, неустанно звучало на протяжении многих десятилетий в самых разных аудиториях самых разных стран. Да и вся жизнь митрополита Антония была направлена на воплощение и проживание ответственности, налагаемой на тех, кто причисляет себя к членам Церкви». Обширное творчество митрополита Антония еще мало изучено, и Дом Русского Зарубежья вносит в его изучение свой посильный вклад, принимая у себя уже третью конференцию по осмыслению наследия великого пастыря, а в промежутках между конференциями проводя циклы регулярных семинаров. Затем были зачитаны приветствия, поступившие в адрес конференции от священноначалия Русской православной церкви, содержащие благословения и благопожелания в адрес ее участников. Для всех, кто интересуется наследием митрополита Антония, самым важным моментом конференции стало свидетельство гостей из Великобритании, тех, кто лично и хорошо знал Владыку, его духовных чад и учеников: те из них, кто не смог приехать, прислали свои доклады. Первым был зачитан доклад ближайшего сподвижника Владыки протоиерея Иоанна Ли (Великобритания) «От мира к любви?», содержащий живые воспоминания о личности митрополита Антония, о том, как он свое видение Церкви являл в собственной жизни: как он служил и исповедовал, какие советы давал священникам и мирянам. (Доклад опубликован). Затем выступил внук философа Л.С. Франка, протодьякон Петр Скорер (Великобритания), также много лет, с собственного детства знавший Владыку. Его доклад «Община – храм – Царство небесное» (опубликован) содержал в себе осмысление жизненного пути митрополита Антония. Для этого докладчик условно разделил жизнь Владыки на три этапа, выделив его: во-первых, как отдельную личность, члена своей семьи, во-вторых, как приходского священника, и в-третьих, как епархиального архиерея, − и засвидетельствовав личностную цельность и то, как на протяжении всей своей жизни «Владыка Антоний старался создать богочеловеческое общество. Зная прекрасно все наши слабости, раздоры, отсутствие взаимной любви — а как часто он об этом говорит в своих проповедях, и зовет к такой любви — тем не менее создавал настоящую церковь». Еще одним важным свидетельством стал доклад духовной дочери митрополита Антония, основательницы благотворительного фонда Святого Григория Ирины Яновны фон Шлиппе (Великобритания) «Единство церковной и мирской жизни» (опубликовано). Она подробно остановилась на том представлении о роли Церкви в обществе, об ответственности каждого члена Церкви, о роли в ней мирянина, полученном ею непосредственно от митрополита Антония, заветы которого докладчица постоянно воплощает в собственной жизни. Был также зачитан очень глубокий доклад греческого теолога Косты Карраса (Греция, Великобритания) «Живая епархия в служении Богу Живому», в котором экклезиология митрополита Антония рассматривается через призму епархиального устава Сурожской епархии и особенностей церковной жизни в ней. Вдумчивый анализ сочетался в докладе с живыми, личными воспоминаниями о Владыке. Во время конференции были зачитаны также доклады, содержащие воспоминания и личные свидетельства о том, каким пастырем был митрополит Антоний: доклад прихожанки лондонского храма Аннемари де Виссер (Великобритания) «Митрополит Антоний и...» (опубликовано); парижского слависта В.К Лосской «Владыка Антоний воспоминания юности» (доклад опубликован). Глава фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», духовная дочь Владыки Е.Л. Майданович в своем сообщении «От самиздата к электронному архиву» (опубликовано) рассказала об основных направлениях той напряженной работы по освоению наследия Владыки, которую ведет фонд. Моментом свидетельства стал также круглый стол, завершившей конференцию. В нем приняли участие люди, лично знавшие митрополита Антония и говорившие о его экклезиологии из личного опыта: прот. Сергий Овсянников (Голландия), И.К. Соколова-Снегирь (Россия), Аврил Пайман (Великобритания), Е.Ю. Садовникова (Россия), И.Я. фон Шлиппе (Великобритания), В.Б. фон Шлиппе (Великобритания), М.В. Шмаина (Россия). Ведущий протодьякон Петр Скорер построил работу круглого стола так, что на нем были даны ответы на те вопросы об особенностях понимания церковной жизни Владыкой, которые в течение трех дней поднимались в зале после каждого из докладов: об исповеди и причащении, о пастырстве и богослужении. Помимо докладов-свидетельств, на конференции также прозвучали аналитические доклады людей, далеко не всегда при жизни встречавших Владыку, но читавших его книги и размышлявших над его творчеством. Такие доклады были посвящены тем или иным моментам экклезиологии митрополита Антония или же тем или иным церковно-общественным проблемам, рассмотренным через призму наследия Владыки. Так протоиерей Владимир Архипов (Россия) в докладе «Человек и Богочеловеческое общество» (опубликован) остановился на проблемах единства и разделенности в церкви, на особенностях такой общности, которая и составляет церковность. Дьякон Григорий Геронимус (Россия) говорил о «Теме Церкви в последних беседах митрополита Антония». Библеист А.И. Шмаина-Великанова (Россия) остановилась на литургическом аспекте экклезиологии, глубоко и подробно рассмотрев его в докладе «Литургия как соучастие: беседы Владыки Антония о богослужении». Философ А.С. Филоненко (Украина) говорил об «Экклезиологии митрополита Антония как свидетельстве о тайне Церкви». Дьякон Леонид Джалилов (Россия) поднял вопрос о «Проповеди в контексте богослужения: особенности подхода митрополита Антония». Игумен Петр Мещеринов остро поставил вопрос об одиноком предстоянии личности перед Богом в докладе «Одиночество перед Богом» (опубликован1,опубликовано2). Психиатр Б.А. Воскресенский (Россия) остановился на медицинском аспекте, сделав доклад на тему «Душевнобольной в Церкви и обществе». Доминик Рубин (Великобритания- Россия) в своем полемическом докладе «Церковь как общество и общество как церковь: русская и британская перспективы» затронул общественно-политические аспекты, рассмотрев проблему имперскости в церкви, вызвавшую оживленную дискуссию. Сотрудник ДРЗ Н.В. Ликвинцева в докладе «Церковь и способность быть живым» (опубликовано) рассмотрела творчество Владыки в контексте тем, поднимаемых современной философией, остановившись на связи экклезиологии со способностью человека не просто существовать, но быть и ощущать себя полноценно живым, той способностью о которой не просто писал, но которую являл собою митрополит Антоний. На теме времени в наследии Владыки остановилась в своем докладе сотрудница ДРЗ, филолог С.М. Панич в интересном и затрагивающем многие аспекты докладе «Пересекая, рассекая круг времени: время Бога и время человека в проповедническом наследии митрополита Сурожского Антония» - в название которого вынесена цитата из стихотворения Т.С. Элиота. Прозвучали также два аналитических доклада людей, хорошо и близко знавших Владыку, но посвятивших свои сообщения не воспоминаниям о нем, а объемному анализу его текстов: протоиерей Сергий Овсянников (Голландия) в докладе «Два образа Церкви» сравнил экклезиология Максима Исповедника и митрополита Антония. Филолог-славист и духовная дочь Владыки Аврил Пайман (Великобритания) всесторонне осветила тему преемственности в докладе: «"Преемственность" в православной Церкви в беседах и письмах митрополита Антония». Живую реакцию публики вызвал также доклад психолога Ф.Е. Василюка (Россия) «Духовное совладание». Аспирантка К.В. Литвинцева (Россия) сделала лингвистическое сообщение «Лексический анализ многозначности и синкретичности слова церковь в текстах проповедей митрополита Антония Сурожского». Третья международная конференция, посвященная памяти Владыки, отличалась еще одной особенностью: впервые организаторы решили попробовать включить в программу, по примеру тех конференций в Лондоне, которые проводил сам митрополит Антоний, не только доклады и их обсуждение, но и дискуссионные группы. На них участники могли не только слушать докладчиков и ведущих, но и принять участие в дискуссионном обсуждении экклезиологических вопросов в опоре на наследие Владыки. Работало девять дискуссионных групп: «Единство и разделение» (ведущий прот. Владимир Архипов), «Духовное совладание» (доктор психологических наук Ф.Е. Василюк), «Вера и болезнь: психиатрические и психотерапевтические аспекты» (кандидат медицинских наук Б.А. Воскресенский), «Церковная ограда и современная медицина» (протоиерей и хирург Михаил Геронимус), «Пережить горе» (рефлексотерапевт Первого московского хосписа Фредерика де Грааф), «Может ли еще молиться современный человек?» (игумен Петр Мещеринов), «Мы тащим детей в церковь, отправляем в православные лагеря, а потом что?» (протодьякон Петр Скорер), «Встреча с человеком. Практический опыт работы с последствиями социального сиротства» (психолог Е.В. Сухорукова), «Оцерковление мирской жизни. Как церковный человек может выжить в миру» (И.Я. фон Шлиппе). Конференция отличалась не только разносторонним теоретическим осмыслением экклезиологической темы в наследии великого пастыря и одного из выдающихся представителей богословской мысли русского зарубежья, но и созданием подлинно церковной атмосферы. По материалам конференции будет издан сборник материалов.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.