Евгений Евгеньевич КлимовРусский художник, педагог и искусствовед Евгений Евгеньевич Климов (1901–1990) родился в городе Митаве (с 1917 – Елгава) Курляндской губернии. Его родители принадлежали к сословию интеллигенции — мать, Мария Александровна, урожд. Кунце, была учительницей, а отец, Евгений Александрович Климов, юристом. В семье была добрая, теплая атмосфера. Е.Е. Климов вспоминал, что мать «нередко говорила, что в жизни она встречала много хороших людей. На это ей отвечали: “Оттого, что вы сами подавали хороший голос, вы и получали добрый отклик”. Так оно и было. Мать вызывала к себе симпатию простым и добрым отношением к людям». В своих воспоминаниях Мария Александровна писала о муже: «Его отношение ко мне и к семье было безупречно: я чувствовала, что он наш защитник, наш путеводитель». Семья отличалась родовыми культурными традициями. Прадед будущего художника по отцу — петербургский академик архитектуры Иван Иванович Климов — заметная фигура в истории российского зодчества. В его честь был назван один из переулков Петербурга. Архитектором был и дед Евгения Евгеньевича с отцовской стороны. Дед по материнской линии, врач, выпускник Дерптского университета, согласно семейным преданиям — ученик Пирогова, вёл свою родословную от знаменитого петербургского каретного мастера Иоганна, привезённого из Германии для работы при русском императорском дворе. Иоганн славился своим искусством каретника, в котором соединялось техническое совершенство с изяществом художественного исполнения. В придворной среде мастера-каретника прозвали Кунстом (от немецкого «Кунст» – искусство). Его обрусевшие потомки носили поэтому фамилию Кунце. Бабушка художника по матери, Татьяна Власьевна, урожд. Федореева, была простой уссурийской казачкой. Дед-врач женился на ней, работая в Приморском крае. Помимо Евгения у Климовых было еще три сына: Георгий (1895–1967), Константин (1896–1974) и Павел (1899–1970).
Раннее детство Евгения Климова прошло в городах Прибалтики и Варшаве, школьные годы — в Петербурге. На юного Евгения большое влияние оказал его дядя Иван Климов, брат отца. Дядя, ранее учившийся в Академии художеств, но вынужденный бросить учение из-за ухудшения зрения, водил Евгения по музеям и привил ему любовь к искусству.
Среднее образование будущий художник завершил в училище в Новочеркасске, куда был переведен его отец. В 1918 г. он поступил в Донской Политехникум, но после первого курса оставил его. С началом Гражданской войны Евгений записался вольноопределяющимся на морскую службу и в Севастополе чудом избежал репрессий после падения белого Крыма.
После заключения мира с Латвией Климовы, как уроженцы Латвии, в 1921 году покинули Советскую Россию и переехали в Ригу. Там Евгения приняли на второй курс Академии художеств. Его учителями были Б.Р. Випперт и Я.Р. Тильберг. В 1928 г. в составе группы студентов и преподавателей Академии он совершил путешествие по древнерусским городам, одним из которых был Псков. Именно Псков с его древними православными храмами будет играть роль культурно-исторического ориентира для художника Климова в дальнейшем, определив его приверженность миру русской культурной традиции.
Академию Евгений Евгеньевич успешно закончил в 1929 г. с дипломом художника-живописца и искусствоведа. Обе эти профессии будут определять весь его жизненный путь.
В 1930–1944 гг. Е.Е. Климов преподавал рисунок и историю искусства в Рижском университете и в рижской русской Ломоносовской гимназии. В 1933 г. стал секретарём художественного объединения «Акрополис» в Риге и оставался в этой должности до 1940 г., когда был назначен на пост директора русского отдела Музея изобразительных искусств в Риге, а вскоре — заместителем директора всего музея. С приходом немцев он был уволен и вернулся к педагогической деятельности.
В 1944 г. Е.Е. Климов эвакуировался с семьей в Прагу, куда был приглашён в качестве реставратора икон при пражском Археологическом институте им. Н.П. Кондакова, и работал там до конца войны.
После войны Евгению Евгеньевичу с близкими удалось перебраться из советской зоны оккупации в американскую. Они поселились в небольшой деревне в Баварии, где провели четыре года. В это время семье художника очень деятельно помогал из Швейцарии русский философ Иван Александрович Ильин, присылая продуктовые посылки и стараясь устроить выставки его картин. Именно И.А. Ильин обратил внимание на художника мецената Шарлоты Барейсс, которая сыграла в судьбе Е.Е. Климова немаловажную роль.
В 1949 г. Е.Е. Климов вместе с семьей переехал в Канаду, где обосновался в провинции Квебек. И здесь вдохновенная работа… Виды канадской провинции Квебек особо выделяла местная пресса, отмечая, что они «посвящены старой, уходящей Канаде, её непрезентативным уголкам, полным, однако, поэзии». Канадские художники отзывались о нём как «о художнике высокого мастерства», ему посвящена обширная статья в третьем томе «Справочника художников Канады» Коллина Макдональда.
В последующие годы Евгений Евгеньевич занимался педагогической работой (уроки рисования и живописи, преподавание русского языка, летние курсы по истории русского искусства в США) и продолжал большую художественную и культурно-просветительскую деятельность (выставки, лекции во многих городах Канады и США, частые выступления в эмигрантской прессе). Е.Е. Климов – автор более 300 публикаций. Еще в молодости он сотрудничал в рижской русской газете «Сегодня», а после переезда в Канаду стал постоянным сотрудником «Нового русского слова», публиковался также в «Новом журнале» и в «Записках русской академической группы в США». В 1974 выпустил в Нью-Йорке сборник очерков «Русские художники». В 1976 там же подготовил и издал книгу «Воспоминания» М.В. Добужинского. В 1960-70-е годы художник много путешествовал по миру. Во время этих путешествий им были сделаны многочисленные зарисовки и наброски, на основе которых впоследствии изданы альбомы литографий и серии открыток.
При жизни произведения Е.Е. Климова были представлены более чем на 20 выставках в странах Европы и Америки, из них 10 персональных. Работы художника отмечают строгая сдержанная манера, прекрасное владение рисунком и одновременно тонкая поэтичность и содержательность, умение видеть и раскрыть красоту. Ему принадлежит несколько сотен работ, в том числе икон (знатоки назовут его «испытанным, знающим и воодушевлённым иконописцем»). Стиль Климова-иконописца — «строгий в отношении к композиции, точный по рисунку, светлый и радостный по колориту», а «в содержании образов — он или в линии иконописных подлинников или бесспорной традиции». Е.Е. Климов работал и как художник-монументалист, он является признанным мастером мозаики. Известные из тридцати созданных мозаик — Св. Троица в Свято-Троицком соборе в Пскове, Пресвятая Богородица в Иоанновском храме в Риге, фреска в нише Часовни на Покровском кладбище в Риге, где погребён архиепископ Иоанн (Поммер). В наследие художника входит также семьдесят живописных полотен, множество этюдов, двадцать альбомов литографий и цинкографий, серии открыток. Е.Е.Климовым было создано около 300 портретов деятелей русского зарубежья. С особой тщательностью и ответственностью Евгений Евгеньевич работал над портретом А.И. Солженицына, с которым несколько раз встречался, стараясь полно и выразительно передать облик и внутреннюю суть великого русского писателя.
Художник состоял в переписке с А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, М.В. Добужинским и другими деятелями русского зарубежья.
Работы Е.Е. Климова представлены во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Псковском государственном объединённом историко-архитектурном музее-заповеднике, библиотеке Колумбийского университета в Нью-Йорке и др. Большая заслуга в возвращении имени и популяризации творчества Е.Е.Климова в Латвии и России принадлежит его ученице Маргарите Васильевне Салтупе (урожд. Морозова).
Российскому (в прошлом Советскому) Фонду Культуры самим Е.Е. Климовым было передано свыше 50 авторских работ, коллекция из 18 работ А.Н. Бенуа, одна работа З.Е. Серебряковой, а также принадлежащий ему эскиз В.И. Сурикова к картине «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом». После смерти Е.Е. Климова его сын, Алексей Евгеньевич, передал в дар Фонду ещё семь эскизов Мстислава Добужинского, а совсем недавно, в марте 2011 г., – письмо русского писателя И.И. Шмелёва семье Климовых.
На сегодняшний день материалы Фонда Культуры временно хранятся в архиве Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. Здесь А.Е.Климов – дорогой желанный гость, один из уважаемых дарителей. Дому русского зарубежья в 2003 г. был передан графический портрет А.И. Солженицына, датируемый 3 мая 1975 г., а в 2006 г. — многие документы из семейного архива художника: письма Е.Е. Климову от разных корреспондентов (Н.А. Бенуа, Р.Б. Гуля, В.М. Добужинского, З.Е. Серебряковой, А.Л. Толстой, И.С. Шмелева, А.Д. Шмемана и др.), а также объявления, рецензии и газетные вырезки. Эти материалы составили отдельный фонд «Коллекция Е.Е.Климова» (фонд 43, в процессе обработки).
«Есть люди, воспоминание о которых очищает душу», — так говорят и пишут о Е.Е. Климове близко его знавшие. Ясный и светлый душевный мир отразился в картинах, статьях и письмах Е.Е. Климова. Спокойно и достойно пронес он свое доброе имя по долгой и плодотворной жизни, оставив большое художественное и культурное наследие.
На выставке представлены книги и периодические издания из библиотеки Дома русского зарубежья им. А.Солженицына, копии материалов из архивного и музейного собрания Дома, Российского фонда культуры и репродукций живописных и графических работ Е.Е.Климова.
При подготовке очерка использовались следующие материалы:
Андронова Т. Картины из Канады // Наше наследие. – 1990. – N 1. – С. 159. Вересова Т. Мозаичная икона Святой Троицы // Вертоград http://pskov-palomnik.ru (24.05.2011) Е.Е. Климов. Избранные работы / сост. А.Е.Климов. Рига, 2006. Евгений Евгеньевич Климов : художник, искусствовед, педагог / cост. М.В. Салтупе. - Рига : б.и., 2002 Ильин И.А. Собр. соч. : Письма. Мемуары : (1939–1954). – М. : Русская книга , 1999. – Т. 12. Климов Е.Е. Встречи в Петербурге, Риге, русском зарубежье : из воспоминаний художника. - Рига : Улей, 1994. Климов Е.Е. Главы воспоминаний. Покипси : б.и., 1994. Леонидов В.В. Несостоявшийся ангел // Третьяковская галерея. М. – 2004. – № 1. – С. 84–89. Лисица Ю.Т. Друзья // Иван Ильин и Россия : неопубл. фотографии и архивные материалы. – М. : Русская книга, 1999 Могилянский М. Жизнь прожить : сборник воспоминаний, очерков, интервью, эссе, статей. - М. : АРИКО, 1995 Полчанинов Р. Климов Е.Е. (1901-1990) // Записки Русской академической группы в США. – Нью-Йорк, 1990. Т. XXIII. С. 254.
Архивное собрание Дома русского зарубежья имени А.Солженицына. Фонд 43. Коллекция Е.Е.Климова.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/Klimov_biogr/
|
|