Выставка «Новый свет»
6 декабря 2010 г. – 30 января 2011 г. Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына прошла выставка «Новый свет». Американские художники российского происхождения в музейном собрании Дома Русского Зарубежья им. А. Солженицына
Выставка открывает цикл «Музейное собрание Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына» и приурочена к 15-летию нашего Дома. На ней представлено более 70 произведений Ю.В. Бобрицкого, И.Ю. Болотовского, И.И. Гарикова, В.Д. Гашуровой, С.Л. Голлербаха, А.Г. Гороховца, В.В. Иляхинского, Е.Е. Климова, М.С. и В.С. Лазухиных, Г.С. Пендилл, В.М. Шаталова. Бесспорно, рассказать в рамках одной выставки обо всех выходцах из России, в разное время связавших свою художническую судьбу с американским континентом, - задача невыполнимая. Поэтому организаторам хотелось, прежде всего, дать панорамный образ пестрого и противоречивого явления, каким была русская художественная эмиграция, назвать пока еще мало известные в России имена. При значительном жанровом и стилистическом многообразии – от академической живописи до абстрактного геометрического рисунка, супрематистской композиции и постмодернистских «ассоциаций» – собранные на выставке работы объединены общностью судьбы. Созданные в среде художественной эмиграции они, стараниями самих художников, их ближайших родственников и частных дарителей, в последние годы вернулись в Россию и составили основу постоянно пополняемой коллекции Дома русского зарубежья. Понять художественную традицию, в отношениях с которой создавалось искусство «второй волны» русской эмиграции, позволяют вошедшие в нынешнюю экспозицию работы одного из наиболее известных американских художников-абстракционистов, вместе с Питом Мондрианом, Эдом Рейнхардтом и Джорджем Моррисом основавшего в 1936 году общество «Американские абстрактные художники», человека необычайно широких дарований Ильи Юльевича Болотовского. Не менее значимо для художественной и культурной жизни Америки творчество талантливого живописца и поэта Владимира Михайловича Шаталова. С первых дней пребывания в США В.М. Шаталов вместе с С.Л. Голлербахом принимал активное участие в создании и деятельности «Общества русских художников», был членом Американской национальной академии дизайна (ныне Национальной академии), членом Российской Академической группы. Наследие В.М. Шаталова очень разнообразно - это и живопись, опирающаяся на классическую русскую традицию, и произведения, вобравшие в себя западные символы и колориты. Наиболее полно представлено на выставке творчество замечательного художника, действительного члена американской Национальной Академии художеств, почетного президента Американского общества акварелистов, педагога и литератора Сергея Львовича Голлербаха, чьи блистательные жанровые сцены находятся во многих американских, европейских и российских коллекциях и музеях. Особое место в экспозиции занимает предельно лаконичная и вместе с тем завораживающая динамикой цвета и формы супрематическая графика, а также дизайнерские работы члена Мирового центра графики, американского Национального общества акварелистов и Американского общества цветной печати Михаила Сергеевича Лазухина и его брата, одного из четырех русских членов Американской академии художеств Виктора Сергеевича Лазухина. Композиции М. Лазухина хранятся в 80 публичных собраниях Америки и Европы, работы В. Лазухина также украшают многие известные коллекции современного искусства. Творчество живописца, графика, иконописца, реставратора, историка искусства Евгения Евгеньевича Климова представлено одной из наиболее дорогих для него живописных работ - портретом А.И. Солженицына, написанным с натуры 3 мая 1975 г. в Монреале. Кисти Е.Е. Климова принадлежит более трёхсот выполненных в разной живописной манере портретов русских эмигрантов «первой волны» и их потомков. Иконы, написанные художником, находятся в многочисленных частных коллекциях, а также в храмах России, Латвии, Канады и США. О жизнеспособности традиций русского авангарда и, в частности, В. Кандинского свидетельствует творчество живописца, графика и реставратора Вячеслава Владимировича Иляхинского, чьи произведения давно снискали признание знатоков и ценителей современной живописи. Ровным, чистым светом наполнены разнообразные по жанру и художественной манере живописные полотна, дизайнерские работы, открытки и инсталляции ученицы С.Л. Голлербаха, очень тонкой и чуткой к окружающему миру художницы Вероники Дмитриевны Гашуровой. Еще одна грань искусства современного искусства «русской Америки» - формальные и цветовые поиски Галины Семеновны Пендилл, пишущей акриликом или углем и копотью. Г.С. Пендилл известна не только как живописец, иллюстратор переводчик и общественный деятель. Вместе с супругом Грантом Пендиллом она создала Фонд помощи российским сиротам-инвалидам. Традиции русского импрессионистического пейзажа прослеживаются в представленных на выставке работах Юрия Викторовича Бобрицкого и Анатолия Григорьевича Гороховца, а в самобытном гротеске незаслуженно забытого художника Ивана Ивановича Гарикова можно увидеть «тень» репинского реализма, переосмысленного изломанным XX столетием. В «плавильном котле» Америки родилось качественно новое русское искусство, вобравшее в себя лучшее из традиций обеих культур. Нам еще долго предстоит осмысливать трудные судьбы его творцов, их самобытный язык и многогранный образ мира, но уже сейчас совершенно очевидно, что без вдумчивого и доброжелательного знакомства с ними нам не понять ни своей культуры, ни самих себя.
Выставку подготовили: Куратор зам. директора по архивно-музейной работе И.Е. Розанова, хранители Н.П. Белевцева, И.П. Мирошникова, дизайнер Е.В. Абаренкова, редактор С.М. Кокурина
См. виртуальную версию выставки «Новый свет». Американские художники русского происхождения в музейном собрании Дома русского зарубежья им. А. Солженицына на платформе Института культуры Google.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/amerikanzy/
|
|