Прошел вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения художницы и мецената Надежды Петровны Леже (урождённой Ходасевич) (1904-1982)
1 октября 2010 года в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына при поддержке Белёвского и Тульского землячеств прошел вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения художницы и мецената Надежды Петровны Леже (урождённой Ходасевич) (1904-1982).
Справка:
Н.П. Леже выросла в многодетной крестьянской семье, которая в годы Первой Мировой войны осела в городе Белеве Тульской губернии. После 1917 года занималась рисованием и балетом в местном Дворце искусств.
В 1919 году она ушла из дома и самовольно поехала в Смоленск, где поступила в Государственные высшие художественные мастерские. Училась у В.М. Стржеминского и его жены Е.Н. Кобро, возглавлявших группу УНОВИС (Утвердители нового искусства) в Смоленске. В начале 1920-х гг. наряду с реалистическими картинами исполнила абстрактные работы в духе супрематизма.
В 1922 г. уехала в Варшаву. Два года работала служанкой в польской семье и модисткой в шляпных мастерских. Одновременно занималась в Академии художеств и изучала варшавские музейные собрания.
В 1924 г. вышла замуж за С.Грабовского, студента варшавской Академии художеств, поехала с ним в Париж и поступила в Академию современного искусства, которой руководили Ф.Леже и А.Озанфан.
В 1927 г., после рождения дочери Ванды, разошлась с мужем и сблизилась с Ф.Леже. В 1920-30-х гг. помогала Леже в монумантальных и декоративных работах, увеличивала его эскизы, позднее ассистировала в его Академии.
В начале Второй мировой войны вступила в Общество помощи фронту. Во время оккупации Франции работала в подполье, распространяла в Париже партизанские листовки. В 1952 г. вышла замуж за Ф.Леже и поселилась с ним в Живсюр-Ивет, близ Парижа. После смерти Леже в 1955 г. она, при содействии Компартии, создала его музей в Бьоте и в 1970 г. безвозмездно передала его Франции.
В 1950-70-х гг. писала портреты и натюрморты, отмеченные влиянием Леже.
В 1960-70-е гг. часто бывала в СССР, исполнила много картин по советским впечатлениям ("Колхозница", "Таджикские музыканты" и др.). Подарила Советскому Союзу несколько своих картин и картин Ф.Леже, 60 мозаичных портретов, исполненных по ее гуашам, и более 2000 высококачественных репродукций картин Лувра, составивших передвижную выставку, обошедшую в начале 1970-х гг. ряд городов и сел СССР.
На вечере памяти художницы присутствовали родственники и друзья Надежды Леже: их воспоминания о ней перемежались концертными номерами в исполнении Всеволода Аношкина (скрипка), певицы Нины Дилон и других.
Поэт Александр Карпенко заметил: «Ее можно было назвать послом культуры хрущевской эпохи». Ведущий вечера, заместитель председателя Белевского землячества И.А.Иванов вспоминал о своей встрече с Надеждой Леже на выставке картин в Москве.
Выставка проходила в Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Директор Музея И.А. Антонова поделилась своими воспоминаниями об этом событии и о знакомстве с Надеждой Леже. Для многих советских людей её выставка стала настоящим открытием: оказалось, что существует совершенно другое изобразительное искусство – совершенно не похожее на «официальное».
«Многие тогда не верили, что эта выставка состоится, – рассказала И.А. Антонова, – в Надежде Петровне чувствовалась удивительная энергия, убежденность в своей правоте, желание бороться за то, во что она верила. Эта уверенность передавалась всем вокруг. Она была уверена, что делает нужное и доброе дело. Мы в Музее до сих пор сохраняем о ней самую добрую и благодарную память».
Лидия Яковлевна Косикова, которая была переводчиком Н. П. Леже во время ее визитов в СССР, рассказала о большой и дружной семье художницы.
|