Житие Святителя Тихона«Кто знает! Может быть, не хватит мне свечи — И среди бела дня останусь я в ночи; И, зернами дыша рассыпанного мака, На голову мою надену митру мрака: Как поздний патриарх в разрушенной Москве, Неосвещенный мир неся на голове — Чреватый слепотой и муками раздора; Как Тихон, ставленник последнего собора...» Осип Мандельштам (Избранное. Таллинн : Ээсти раамат, 1989. С. 106)
Василий Иванович Беллавин родился 19 (31) января 1865 г. в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне Куньинский район Псковской области) в семье приходского священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его жены Анны Гавриловны. В 1869 г.семья переехала в г. Торопец, где отец будущего Патриарха служил настоятелем в Спасо-Преображенской церкви. Василий Беллавин окончил Торопецкое духовное училище, затем Псковскую духовную семинарию, а в 1888 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию. Примечательно, что во время учебы в академии он получил от товарищей уважительное прозвище «Патриарх», оказавшееся пророческим. После окончания академии Василий Беллавин получил назначение в Псковскую духовную семинарию преподавателем. Здесь он в 1891 г. был пострижен в монахи с именем Тихон в честь Святителя Тихона Задонского. Из Псковской семинарии иеромонаха Тихона перевели инспектором в Холмскую духовную семинарию Варшавской губернии. В 1892 г. он был определен ректором сначала Казанской, а затем Холмской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1897 г. архимандрит Тихон был возведен в сан епископаЛюблинского с назначением его викарием Холмско-Варшавской епархии. В 1898 году Тихон был направлен в Соединенные Штаты Америки в сане епископа Алеутского и Аляскинского, где вскоре стал главой русской православной миссии. Епископ Тихон многое сделал для распространения православия и благоустройства своей огромной епархии. Он заботился о строительстве церквей, осуществлял пастырские поездки. Епархиальный «Вестник» тех лет давал ежемесячную хронику его постоянных и трудных визитов на Аляску, Алеутские острова, в Канаду и в разные части Соединенных Штатов. При своих пастырских поездках епископ Тихон пришел к выводу о необходимости реорганизации епархиальной структуры. Святейший синод, рассмотрев его прошение, принял решение о переименовании епархии в Алеутскую и Северо-Американскую. В епархии были учреждены два викарства — Аляскинское и Бруклинское. По предложению Тихона в 1905 г. Синод перенес епископскую кафедру из Сан-Франциско в Нью-Йорк, где уже его попечением и стараниями отца Александра Хотовицкого в 1902 г. был выстроен кафедральный Свято-Николаевский собор в Манхэттене. В епископство Тихона в Миннеаполисе была открыта первая в Америке православная семинария, продолжился и завершился перевод богослужебных текстов с церковнославянского на английский язык, были открыты десятки новых храмов, в состав епархии вошли 32 общины, пожелавшие перейти из униатства в православие. Владыке Тихону принадлежит заслуга основания первого православного Свято-Тихоновского монастыря в Северной Америке возле города Скрантона в штате Пенсильвания. При этом монастыре им же была устроена школа-приют для детей, потерявших родителей. По возвращении в 1907 г. из США архиепископ Тихон возглавлял православные епархии в Ярославле и Литве. В июне 1917 г. съезд духовенства и мирян Московской епархии избрал архиепископа Тихона своим правящим архиереем. В августе того же года в Москве начал работу Поместный Собор Русской православной церкви, на котором архиепископ Тихон был удостоен сана митрополита, а затем избран председателем Собора. Один из главных вопросов Собора — восстановление патриаршества в России. Было решено голосованием всех членов Собора избрать трех кандидатов, а затем из них волей Божьей, то есть жребием, избрать Патриарха. 5 (18) ноября 1917 г. после молитвы старец-затворник Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий вынул из ковчежца жребий с именем Тихона. Тихон был возведен на восстановленную патриаршую кафедру в дни всероссийской смуты. Почти сразу после Октябрьской революции отношения государственной власти и предстоятеля Русской православной церкви приобрели характер острого конфликта, так как уже первые декреты советской власти коренным образом ломали и церковную, и народную жизнь. К прямому противостоянию Патриарх Тихон был вынужден откровенно провокационными действиями властей, которые, например, в 1919–1920 гг. провели кампанию осквернения мощей, в том числе таких почитаемых русским народом святынь, как Сергий Радонежский, Тихон Задонский, Савва Звенигородский. В период патриаршества Тихон несколько раз обращался к своей пастве с посланиями, в которых выступал против советского правительства: с посланием от 19 января (1 февраля) 1918 г. (об анафемствовании большевиков), в котором он протестовал против кровавых эксцессов; с посланием против Брестского мира от 5 (18) марта 1918 г.; по поводу годовщины советской власти от 25 октября (7 ноября) 1918 г.; о помощи голодающим и об изъятии церковных ценностей от 15 (28) февраля 1922 г. Для спасения тысяч жизней и улучшения общего положения Церкви Патриарх принял меры к ограждению священнослужителей от чисто политических выступлений. 25 сентября (8 октября) 1919 г. он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу. Летом 1921 г. в России начался страшный голод. Патриарх объявил о создании Всероссийского церковного комитета помощи голодающим Поволжья и предложил передать церковные ценности для закупки продовольствия. Он обратился с Посланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Однако вскоре комитет был ликвидирован правительством большевиков, начались массовые изъятия церковных ценностей и последовала новая волна репрессий против духовенства. Большевики издали в феврале 1922 г. декрет об изъятии на нужды голодающих всех церковных ценностей, независимо от их освященности и богослужебного назначения. Попытки Патриарха найти компромисс с властями были жестко пресечены. Результатом стало кровавое подавление сопротивления верующих, которые пытались отстоять церкви от осквернения. По России прошло до двух тысяч процессов и было расстреляно более десяти тысяч верующих. Самого Патриарха неоднократно вызывали в суд в качестве главного свидетеля по делу над группой московских священников об изъятии церковных ценностей. Послание Патриарха о помощи голодающим и об изъятии церковных ценностей расценивалось как саботаж, в связи с чем он находился в заключении с апреля 1922 г. по июнь 1923 г. Суд вынес частное определение о привлечении гражданина Беллавина к уголовной ответственности. После этого Патриарх находился под арестом в бывших казначейских покоях Донского монастыря, в полной изоляции от внешнего мира. Было заготовлено обвинительное заключение, требовавшее приговорить Тихона к высшей мере наказания — расстрелу. В самой Церкви начался раскол: часть духовенства ушла в "обновленчество" — движение, стремившееся создать особую Церковь "коммунистического христианства" и идейно примкнуть к советской власти. Патриарху Тихону приходилось в тяжелейших условиях отстаивать чистоту православия и единство Русской православной церкви. Во всем мире стала нарастать волна протеста против террора и преследования верующих в СССР. Великобритания предъявила советскому правительству ультиматум. Власти не решились на организацию открытого судебного процесса против Патриарха. Большевикам пришлось освободить Тихона из-под стражи, но его заставили подписать заявление о прекращении борьбы с советской властью. После заключения Патриарх проживал в Донском монастыре. Власти не могли оставить Тихона в покое и 9 (22) декабря 1924 г. на него было совершено покушение, в результате которого погиб его келейник Яков Сергеевич Полозов. Патриарх Тихон продолжал деятельность по сплочению Церкви, организации помощи духовенству и верующим. Внезапно его здоровье начало ухудшаться. Патриарх был помещен в больницу, но по-прежнему выезжал на богослужения в московские храмы. 25 марта (7 апреля) 1925 г. Патриарх скончался в частной лечебнице Бакуниных. Был похоронен в московском Донском монастыре. В 1989 г. Собор Русской православной церкви причислил Патриарха Тихона к лику святых. Патриарх Тихон почитается и как исповедник, то есть принявший за веру скорби и унижения. 19 февраля 1992 г. совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Во время проведения ремонтных работ в Малом соборе Донского монастыря по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были произведены раскопки на месте захоронения Тихона. В ходе раскопок обнаружили склеп Святителя Тихона, в котором, несмотря на большую влажность, пролежавшие в земле 67 лет святые мощи сохранились почти полностью. Члены комиссии по обретению мощей Святителя Тихона омыли святые мощи по древнему чину и облачили их в новые святительские одежды. Затем честные мощи были положены в специально устроенную раку и поставлены для всеобщего поклонения в Большом соборе Донского монастыря в честь иконы Донской Божией Матери, где они и покоятся поныне. 22 июля 1992 г.Патриарх Тихон был реабилитирован Генеральной прокуратурой РФ согласно закону «О реабилитации жертв политических репрессий» (1991 г.). Имя Патриарха Тихона занесено в 15-й том псковской Книги памяти «Не предать забвению» (2004), рассказывающей об уроженцах Псковской области, ставших жертвами политических репрессий в советское время. В 1992 г. в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был основан Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ, до 2004 г. Богословский институт), являющийся высшим учебным заведением Русской православной церкви. Университету присвоено имя Святителя Тихона. Одним из крупнейших научных гуманитарных форумов в России стала ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Юбилейная XX конференция 2010 г. была посвящена памяти Патриарха Тихона. В городе Торопце Тверской области ежегодно проводится Свято-Тихоновская международная конференция, создан музей Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В честь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, построены храмы во многих российских городах — Казани, Камне-на-Оби (Алтайский край), Клину, Обнинске, Тольятти и др. В псковском храме Успения с Полонища есть придел во имя Святителя Тихона. Память Святителя Тихона Церковь празднует 25 марта (7 апреля), 26 сентября (9 октября), 5 (18) ноября.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/gitie/
|
|