Заседание литературно-философских собраний «Отражения», посвященное 125-летию со дня рождения Петра Петровича Сувчинского
19 октября 2017 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось очередное заседание литературно-философских собраний «Отражения», посвященное 125-летию со дня рождения известного музыковеда, публициста, издателя Петра Петровича Сувчинского (1892–1985).
На заседании выступили Олег Тимофеевич Ермишин (ДРЗ), Булат Венерович Назмутдинов (Высшая школа экономики), Олеся Анатольевна Бобрик (Государственный институт искусствознания), Елена Владимировна Кривцова (ДРЗ).
Ведущий заседания О.Т.Ермишин сделал вступительный доклад на тему «П.П.Сувчинский и его переписка с современниками». Он охарактеризовал личные особенности Сувчинского на основе его писем и общения с современниками. По мнению докладчика, художественная, литературная и музыкальная эстетика Сувчинского была постоянным фоном в развитии евразийства. В мировоззрении Сувчинского удивительным образом соединились религиозные идеалы и интерес к модернизму, современным ему течениям в искусстве.
Искренняя увлеченность евразийством заставляла Сувчинского верить в то, что можно объединить вокруг евразийского движения людей с разными взглядами и убеждениями. Нежелание Сувчинского искать идейного единства постепенно привело к внутреннему расколу в евразийстве. Сувчинский в поиске новых идейных ориентиров для развития евразийства обратился к марксизму и учению Н.Ф.Федорова. Его новые увлечения отразились в двух издательских проектах — журнале «Версты» и газете «Евразия», которые стали этапами в расхождении Сувчинского с прежними единомышленниками. Письма Сувчинского дают хорошее представление о его увлекающейся натуре и личности, полной противоречий и парадоксов.
Об участии П.П.Сувчинского в евразийстве и его политической эволюции рассказал Б.В.Назмутдинов. В докладе «Микрополитические воззрения П.П.Сувчинского в контексте развития классического евразийства» он обратил внимание на те идеи, которые определили микрополитическую деятельность Сувчинского в евразийском движении. Прежде всего, это было признание Сувчинским метафизического начала, что сближало его с другими лидерами евразийства. Сувчинский высоко оценивал религию, причем наибольшее выражение религиозности он находил в музыке. Особое значение имело отношение Сувчинского к революции, которая понималась как проявление (эманация) Абсолютного (религиозного) начала.
Докладчик отметил влияние отдельных лиц, с которыми общался и переписывался Сувчинский, в частности Н.В.Устрялова, призывавшего к отказу от программной идеологии и переходу к активной деятельности в конкретных исторических условиях. С учетом всех внешних и внутренних факторов микрополитическая деятельность Сувчинского развивалась в постоянных колебаниях, имела тесную связь с его личными увлечениями и идейными влияниями.
О.А.Бобрик выступила с докладом «Музыкально-общественная деятельность П.П.Сувчинского в эмиграции». По ее мнению, музыкально-общественная деятельность Сувчинского в основном определялась отношениями с композиторами и музыкантами, среди которых были С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский, Б.Ф.Шлецер, П.Булез, Г.Шерхен, М.В.Юдина. До Второй мировой войны Сувчинский написал о музыке несколько статей. Основные его музыковедческие работы появились в послевоенный период, в том числе книга «Русская музыка» (1953) и работа о И.Ф.Стравинском (1982). Основная тема, которая интересовала Сувчинского в музыковедении — «Что такое современная музыка». Занимаясь анализом современной музыки, Сувчинский выстроил свою иерархию антиидеалов и идеалов: музыку Р.Вагнера он воспринимал как своего рода воплощение демонизма, тогда как творчество И.Ф.Стравинского понималась как новое обретение музыкального времени. К советской музыке Сувчинский относился негативно, характеризуя ее определением «пустота». Вместе с тем, он вел переписку с советскими музыковедами и композиторами: Г.М.Шнеерсоном, Т.Н.Хренниковым, И.В.Нестьевым и другими. Поэт В.Козовой применил образное выражение «тайная ось» к П.П.Сувчинскому, подчеркивая тем самым его авторитет и скрытое влияние на современников.
Е.В.Кривцова в своем докладе «“Персефона” И.Ф.Стравинского, или Эпизод из жизни тенора П.П.Сувчинского» рассказала о сотрудничестве Сувчинского с композитором И.Ф.Стравинским. Сначала в докладе была освещена предыстория этого сотрудничества: П.П.Сувчинский еще до революции 1917 года увлекался музыкой, брал уроки фортепиано у известного пианиста Ф.М.Блуменфельда. Уже в эмиграции он серьезно занимается вокалом, получает приглашение И.Ф.Стравинского исполнить главную партию Эвмолпа в мелодраме (мимодраме) «Персефона». На репетициях он поет сразу с нотного листа, участвует в премьерном показе «Персефоны» у принцессы В. де Полиньяк. Однако затем из-за противодействия И.Л.Рубинштейн, которая хотела пригласить более опытного тенора для постановки мелодрамы, и страха перед большой сценой П.П.Сувчинский отказался от участия в «Персефоне», и первое представление в парижской «Гранд-Опера» 30 апреля 1934 года прошло без него. В заключение доклада была продемонстрирована на экране видеозапись трех фрагментов «Персефоны» в современной постановке испанского театра «Реал» (Мадрид).
В ходе заседания слушатели задавали докладчикам вопросы, произошел активный обмен мнениями относительно биографии и мировоззрения П.П.Сувчинского. Свои развернутые дополнения к двум первым докладам предложил известный исследователь евразийства Мартин Байссвенгер (Высшая школа экономики).
Заседание литературно-философских собраний «Отражения» впервые сопровождалось музейной экспозицией: были выставлены плащ и перчатки П.П.Сувчинского из музейного собрания ДРЗ, издание поэмы «Двенадцать» А.А. Блока (София, 1920) с предисловием Сувчинского и журнал «Версты» из библиотечного собрания ДРЗ, копии писем Сувчинского из фонда ГАРФ.
|