Совместный историко-просветительский проект ДРЗ и сетевого журнала «Музеемания» «Русское зарубежье: Музейное кольцо» Открытая лекция историка искусств Т.И.Седовой «Паоло Трубецкой — учитель с другой планеты»
29 мая 2017 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел вечер историко-просветительского проекта ДРЗ «Русское зарубежье: Музейное кольцо», подготовленный совместно с сетевым журналом «Музеемания» (руководитель проекта — заведующая отделом истории российского зарубежья ДРЗ, кандидат исторических наук М.Ю.Сорокина, кураторы проекта — ведущий научный сотрудник отдела, кандидат исторических наук Н.А.Ёхина и основатель сетевого журнала «Музеемания» А.В.Трубецкой).
В рамках вечера состоялась открытая лекция историка искусства Т.И.Седовой «Паоло Трубецкой — учитель с другой планеты».
Татьяна Ивановна Седова — историк искусства, соавтор книги «Паоло Трубецкой: скульптура и генеалогия», вышедшей под общей редакцией М.Г.Талалая (М.: Старая Басманная, 2016).
Среда, формировавшая художника, его индивидуальный стиль и то влияние, которое он оказал на молодое поколение, — так обозначила основные темы своей лекции Т.И.Седова. Поскольку искусство любого художника неотделимо от его личности, отметила исследовательница, в начале лекции она обратилась к истории жизни Паоло Трубецкого. Однако свой рассказ начала не с момента рождения будущего скульптора, а с кульминации — Всемирной Парижской выставки 1900 года, ознаменовавшей мировое признание искусства Паоло Трубецкого. Т.И.Седова подробно остановилась на его работах, представленных на выставке, проиллюстрировала свое повествование слайдами; зачитала фрагменты текстов — отзывы о том, какое впечатление произвел великий мастер на своих современников: скульптора Э.Гинзбурга, секретаря Толстого В.Булгакова и других.
Далее Т.И.Седова рассказала о семье Паоло Трубецкого, о том островке России в Италии, который создали отец Паоло Петр Петрович Трубецкой и его жена, американская пианистка Ада Винас. Среди гостей «Виллы Ада» (так называлась усадьба Трубецких) был художник Даниеле Ранцони, писавший портреты семьи Трубецких. Он стал не просто гостем и художником, работавшим на заказ, но и другом семьи, наставником детей — именно он учил Пьера (брата Паоло) живописи. Для творчества самого Паоло это была фигура знаковая — его работы обнаруживают стилистическое сходство с работами Ранцони. Еще одна личность, важная для становления П.Трубецкого, — скульптор Джузеппе Гранди; именно он первым определил в мальчике безусловный талант.
Далее Т.И.Седова обратилась к пути становления Паоло Трубецкого как художника, рассказала о тех мастерских, в которых ему довелось работать; затронула вопрос о том, почему Паоло не получил систематического образования, определив в качестве главной причины ту, что ко времени, когда Паоло Трубецкому надлежало продолжить обучение в Академии, «он уже испил из источника чистых, живых идей Скапильятуры» —объединения творческой интеллигенции, которая ставила своей целью создание нового художественного языка, отвечавшего реалиям времени.
Обращаясь к теме «Паоло Трубецкой и Россия», Т.А.Седова рассказала о том, как скульптор работал над своей знаменитой конной статуей Александра III для памятника, открытого в мае 1909 года на Знаменской площади в Санкт-Петербурге. С 1910-х годов Паоло Трубецкой начинает интересоваться передачей интенсивного движения в скульптуре. С 1912 года мастер живет в Америке, где создает многочисленные скульптурные портреты. Говоря о том, что визитной карточкой или художественной подписью П.Трубецкого в его скульптурных композициях являлись животные, Т.И.Седова остановилась на описании наиболее ярких работ мастера.
В продолжение лекции исследовательница рассказала о музее Паоло Трубецкого в Италии. Музейная коллекция в городе Палланца начала формироваться сразу же после смерти П.Трубецкого. Туда вошли все работы, которые находились в Палланце, часть коллекции была передана последней женой Паоло из Парижской студии. Часть коллекции, к сожалению, погибла в 1945 году. В музее в Палланце фонд составляет 340 скульптур — это самая большая коллекция работ Паоло Трубецкого.
В заключение Татьяна Седова ответила на многочисленные вопросы аудитории. Куратор проекта Андрей Трубецкой передал книгу «Паоло Трубецкой: скульптура и генеалогия» в библиотеку Дома русского зарубежья.
Наталья Ёхина, Андрей Трубецкой
|