Состоялся вечер художника Михаила Одноралова "Эмиграция нового времени"
3 июня состоялся вечер художника Михаила Одноралова
"Эмиграция нового времени"
В центре внимания Дома Русского Зарубежья имени Александра Солженицына – история эмиграции разных исторических периодов. Особый пласт - деятельность наших современников, чье творчество в эпоху «застоя» оказалось невостребованным на родине, но было признано за рубежом.. Особо значимым событием стал в Доме Русского Зарубежья творческий вечер художника Михаила Одноралова. Он эмигрировал из СССР в 1980 и продолжает успешно работать в США. В феврале этого года открылась его персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, а в мае - в Русском музее в Санкт-Петербурге. К этим событиям были приурочены выпуск каталога и премьера фильма «Пальто Одноралова» на телеканале «Россия-Культура». Эта документальная лента начинается с высказывания заместителя директора по научной работе Третьяковской галереи Л.Иовлевой. При обсуждении на ученом совете выставочного плана прозвучала такая оценка творчества Михаила Одноралова: «Мы же все вышли из пальто Одноралова Как же не сделать эту выставку?!». «Пальто Одноралова» - это реальное пальто с бутылкой кефира в кармане, которое Михаил поместил на выставочный стенд павильона «Пчеловодство» ВДНХ в 1975 году - это один из первых арт-объектов в истории советского авангарда. Михаил Одноралов был и инициатором этой выставки, на которой неофициальным художникам удалось продемонстрировать свое творчество. Эта акция, а потом и вернисаж в выставочном зале на Беговой имели такой резонанс, что руководителям Союза художников ничего не оставалось, как создать профсоюз художников-графиков. Он объединил неформальных художников, которые не были членами официального Союза художников, но уже не могли преследоваться как тунеядцы. Профсоюз графиков, под эгидой которого устраивались выставки в зале на Малой Грузинской в Москве, вошел в историю отечественного авангарда. Михаил Одноралов был организатором выставок для любителей живописи и в частных мастерских художников. Рассказывает автор фильма Нина Зарецкая: - Михаил Одноралов – это живая легенда, он больше, чем художник, скорее политик и активист в сфере современного искусства. И стал он им тогда, когда этого понятия не было еще в нашей языковой практике: в далекие 60-ые. Он работал не только над созданием художественных произведений, он работал над созданием художественной атмосферы. Он работал не только с холстом и красками у себя в мастерской, он работал с мировоззрением масс, делал все возможное, чтобы свободное, неподцензурное искусство у нас в стране стало «самым важным из искусств». Одноралов учился живописи у своей матери и ее учителя – Р.Фалька. А кроме того, получил высшее образование в Историко-архивном институте. Отвечая на вопросы, которые после просмотра фильма задавали ему гости Дома Русского Зарубежья, Михаил Николаевич не только делился собственным опытом, но давал искусствоведческую оценку современному художественному процессу. - 21 век в искусстве еще по-настоящему не начался. Пока у нас эпоха пост-модернизма, который уже находится в кризисном состоянии. И это то, чем я сейчас занимаюсь, исследую пограничную ситуацию. Я избрал своими героями персонажей Льюиса Кэрролла. И Алиса, и все, кто ее окружают – они есть и их нет. Они существуют в разных пространственно-временных планах. Отсюда многомерное пространство моих картин, в которых я могу соединить все, что угодно - фигуру человека, игрушку, художественно обработанную фотографию старого здания. Такая полистилистика свойственна не только художникам, но и музыкантам, например, так писал мой любимый композитор А.Шнитке. Мы собираем среду из обломков модернизма, и из этой эклектики, может быть, вырастет искусство 21 века. Я считаю себя русским художником, но у меня есть идеи, которые я могу воплощать где угодно – в Нью-Йорке, в Москве, на Луне. То, где расположен куб моей мастерской, не влияет на процесс творчества. Я делаю то, что я должен делать. Пожелаем на этом пути удачи нашему соотечественнику, а исследователям художественного творчества современной эмиграции – новых проектов. Каталог выставок Михаила Одноралова и фильм Н.Зарецкой «Пальто Одноралова» - в фонде Дома Русского Зарубежья.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.