XIII Международная конференция «Икона в русской словесности и культуре»
26–28 января 2017 года в Большом конференц-зале Дома русского зарубежья им. А.Солженицына состоялась XIII Международная конференция «Икона в русской словесности и культуре».
Название конференции, задуманной как встреча литературоведов и иконоведов, не меняется вот уже тринадцать лет. Еще в начале 1980-х годов появилось много статей, в которых была поставлена проблема, обозначенная в названии конференции. Нельзя не обратить внимания на то, что литературоведы в силу своей специальности мало обращают внимания на богословие иконы, на проблемы иконографии, на литургическую роль иконы в храме. Что касается иконоведов, то иногда создается такое впечатление, что они совсем не замечают литературоведение.
Конференция призвана не только познакомить исследователей иконы и исследователей русской словесности, но и начать обмен опытом изучения иконы. Пожалуй, нет такого русского писателя, который не писал бы об иконах. Но в каком контексте, с какой целью он использовал описание конкретных икон? Какую роль сыграла икона в развитии сюжета произведения? Насколько хорошо писатель знал русскую иконопись и конкретные — знаменитые или малоизвестные иконы? Осознал ли писатель всю глубину богословия иконы и иконопочитания? Использовал ли писатель древнерусские сказания о чудотворных иконах, ведь их сотни? На эти вопросы и отвечают доклады участников.
Конференция открылась исполнением древних песнопений собирателями образцов певческой культуры русских старообрядцев. Знаменное пение с краткими комментариями прозвучало в исполнении иерея Сергия Мацнева и кандидата филологических наук, научного сотрудника Института славяноведения Лидии Константиновны Гаврюшиной.
В краткой заметке невозможно упомянуть всех участников конференции. Большой интерес вызвал доклад о камнях-следовиках. В нем автор убедительно показал, что они имеют христианский, а не языческий характер, они иконичны по своей сути. С особым интересом все прослушали доклад Синишы Елушича из Черногории об иконе Успения Богородицы. Автор в последний момент заболел и не смог принять участия в конференции, но среди докладчиков нашелся человек, который прямо с листа перевел доклад с сербского на русский. Как относился к иконам Карамзин? На этот вопрос без подготовки не ответят даже знатоки его творчества. В одном из докладов были проанализированы упоминания Карамзиным иконы в «Истории государства Российского». Много споров вызвал доклад «“Лютеранская икона”: генезис феномена» о том, что в Петербурге было немало иконописцев-лютеран, которые не переходили в Православие, были погребены на лютеранском кладбище, но всю жизнь отдали писанию икон и создали свой «Лютеранский стиль». Прозвучали также доклады о современных росписях Кафедрального собора в Калининграде, о проектах иконостасов архитектора Исцеленнова, проживавшего во Франции, о соотношении Иконы и Имени, их взаимодействии в богословии и религиозной философии. Не меньший интерес вызвали доклады о надписях на оборотной стороне икон, о проблемах иконичности при написании современных житий новомучеников и подвижников последнего времени, об эстетике безобразного в творчестве Горького, о ее антииконичности. Сразу после доклада было решено на следующей конференции одно-два заседания посвятить понятию и термину антиикона, поскольку в последнее время они употребляются все чаще, но смысл, который в них вкладывают или расплывчив, или находится в противоречии с общепринятым пониманием иконы.
По традиции третий день конференции прошел в Музее русской иконы, который только что отметил свое десятилетие. Особая атмосфера, царящая в музеях икон и выставочных залах, экспонирующих церковные образы, придала заключительным заседаниям особое вдохновение. Выставка, на которой представлены новые открытия, произвела на всех очень сильное впечатление. Настоящие шедевры древнерусского искусства, которые совсем недавно были расчищены и отреставрированы, теперь радуют глаз и наполняют душу духовной радостью, призывая словесников и далее разрабатывать тему иконы и иконопочитания.
В связи с исполняющемся в этом году столетием большевистского переворота, одно из заседаний было посвящено борьбе большевиков против икон и иконопочитания. В основном факты варварского уничтожения икон приводились не по документам, а по художественным произведениям, которые ныне однозначно свидетельствуют о многочисленных случаях кощунственного разрушения икон, становясь тем самым и документом той эпохи. О борьбе против иконы, развернувшейся после большевистского переворота писали стихи, поэмы, рассказы и повести Никифоров-Волгин, Волошин, Цветаева, Ахматова, Клюев, Клычков и другие. Пожалуй, единственным из крупных русских поэтов, кто поддержал борьбу против иконы и иконопочитания, стал Маяковский. На конференции упоминалась также вторая волна иконоборчества при Хрущеве, когда иконы сжигали вагонами, о чем свидетельствует, например, Солоухин.
Кроме Карамзина и Горького, упоминались другие писатели, которые прямо или косвенно писали об иконах: Хомяков, Гоголь, Аксаков, Островский, Сумбатов, Никифоров-Волгин, Клюев, Гумилев, Булгаков, Бородин, Прилепин, Пелевин. Всего на конференции прозвучало около сорока докладов исследователей из разных городов: Москвы, Петербурга, Владимира, Воронежа, Великого Новгорода, Калининграда, Петрозаводска, Рыбинска, Рязани, Томска и других. Зарубежные участники (и выступавшие, и приславшие стендовые доклады) представляли Болгарию, Македонию, Норвегию, Румынию, Хорватию, Черногорию.
Каждый год участникам конференции предлагается культурная программа. В первый день докладчики посетили выставку «Образ воды в христианском искусстве», которая открыта в Музее им. Рублева. Второй день работы закончился вечером поэзии, на котором читали свои стихи участники конференции. Порадовало, что среди сорока докладчиков одиннадцать человек не только пишут, но и мастерски исполняют свои стихи. И это не стихи филологов, а стихи поэтов. В завершающий третий день конференция посетила выставку «Нежная кисть», на которой представлены работы женщин-иконописцев.
Таковы вкратце итоги очередной встречи литературоведов и иконоведов. Ее материалы через три-четыре месяца будут представлены на сайте Дома русского зарубежья.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.