Третий день X Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» Вечер «Волшебник светотени. Великий аниматор и художник Александр Алексеев»
9 ноября 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел третий день X Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», в рамках которого состоялся вечер «Волшебник светотени. Великий аниматор и художник Александр Алексеев».
Программа третьего дня работы X Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» состояла из пяти неигровых фильмов («История одной картины», режиссеры А.Есаулов, А.Климов, Россия, 2015; «ООО “Третчиков”», режиссер И.Туа, ЮАР, 2012; «Яковлев и Шухаев. Арлекин и Пьеро», режиссер А.Гурьянов, Россия, 2015; «Рахманинов и Коновалов: перекрестки одной судьбы», режиссер Е.Борзов, Россия, 2016; «Маэстро», режиссер Б.Милосавлевич, Сербия, 2015) и игровой ленты «Александра» (режиссер А.Сокуров, Россия, 2006), посвященной 90-летию со дня рождения Галины Вишневской. Вечер, организованный в честь 115-летия со дня рождения русского эмигранта, выдающегося художника-графика, режиссера-аниматора, книжного иллюстратора Александра Александровича Алексеева «Волшебник светотени. Великий аниматор и художник Александр Алексеев», завершил очередной насыщенный день X МКФ.
Из списка представленных к показу картин неигровая лента «Яковлев и Шухаев. Арлекин и Пьеро» создана режиссером Александром Гурьяновым в рамках цикла «Русские в мировой культуре» на киностудии «Русский путь» — части уникальной структуры Дома русского зарубежья. …В 1914 году выпускник Императорской Академии художеств Александр Яковлев, удостоенный звания художника первого класса, получает право четырехлетнего заграничного пансионерства. Вместе со своим близким другом, живописцем Василием Шухаевым, молодой последователь «неоклассицизма» отправляется в Италию, где оба художника создают свое знаменитое полотно «Арлекин и Пьеро»… Потом были работы над фресками Ферапонтова монастыря, приглашение самого А.В.Щусева расписать храм Святителя Николая в Бари, роспись легендарного питерского кабаре «Привал комедиантов» и — эмиграция, совместные росписи концертного зала в доме на улице Перголез, зала отеля «Князь Юсупов» в Париже… В 1988 году, в столетнюю годовщину со дня рождения художников, в Государственном Русском музее состоялась выставке работ А.Е.Яковлева и В.И.Шухаева, вошедших в сокровищницу отечественного и мирового изобразительного искусства…
Тему русских художников в эмиграции продолжил замечательный вечер «Волшебник светотени. Великий аниматор и художник Александр Алексеев», организованный племянницей Александра Алексеевича — Еленой Исаевной Федотовой (Санкт-Петербург) и историком русского зарубежья, сотрудником Дома, известным бардом Виктором Владимировичем Леонидовым.
В приветственном слове к участникам и гостям вечера директор Дома русского зарубежья Виктор Александрович Москвин поделился с присутствующими планами формирования постоянной экспозиции будущего музея русского зарубежья, часть которого будет посвящена «великими русскими эмигрантами — Бунину, Рахманинову, Зворыкину, Сикорскому и, конечно же, Александру Алексееву…»
Продолжая вечер, Елена Федотова рассказала об истории создания А.Алексеевым так называемого «игольчатого экрана», позволившего уже больному художнику создавать анимационные шедевры совершенно новым способом и, что было очень важно, — без использования красок и химических соединений!.. Запатентованный мастером «игольчатый экран» Елена Исаевна привезла с собой и, к удовольствию собравшихся, продемонстрировала принцип его работы на лице своего соведущего — Виктора Леонидова.
О значении творчества Александра Алексеева для мировой анимации рассказали киновед Николай Изволов и коллекционер Михаил Фридман, составитель репринтного издания «Образы луны» с иллюстрациями А.Алексеева, литератор Лола Звонарева и директор издательства «Фортуна Эль» Людмила Дорофеева, руководитель кафедры анимации ВГИКа Станислав Соколов и представитель Госфильмофонда Петр Багров.
Наконец, поклонникам отечественной мультипликации были представлены фрагменты работ Александра Алексеева, в том числе фильма «Нос» по мотивам одноименного произведения Николая Гоголя, и полная версия картины 1933 года «Ночь на Лысой горе».
…Казалось, что и свет, и тени, и многочисленные оттенки белых, серых и черных тонов движутся воедино с каждой интонацией гениальной музыки Мусоргского. Двигалась сама материя одного неразделимого действа цвета и звука, формы и ритма, создавая удивительное впечатление целостности и в то же время — безграничности творческого воображения… «Ночь на Лысой горе» — признанный шедевр мировой анимации, полный национального колорита и той русскости, которую Александр Алексеев сохранил до конца своей творческой и человеческой жизни на чужбине…
Ирина Тишина
|