Вечер совместного историко-просветительского проекта ДРЗ и сетевого журнала «Музеемания» «Русское зарубежье: Музейное кольцо»
27 сентября 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел очередной вечер совместного историко-просветительского проекта ДРЗ и сетевого журнала «Музеемания» «Русское зарубежье: Музейное кольцо» (руководитель проекта — заведующая отделом истории российского зарубежья ДРЗ, кандидат исторических наук М.Ю.Сорокина, кураторы проекта — ведущий научный сотрудник отдела, кандидат исторических наук Н.А.Ёхина и основатель сетевого журнала «Музеемания» А.В.Трубецкой).
Состоялась открытая лекция арт-директора галереи «Веллум», искусствоведа Любови Агафоновой, посвященная жизни и творчеству выдающегося мастера неоклассицизма первой трети XX века, живописца и графика Александра Евгеньевича Яковлева (1887–1938). Впервые, в рамках однодневной выставки, гостям Дома русского зарубежья были представлены: 7 уникальных акварелей («Монахиня», «Дом с зеленой крышей», «Баба с ведрами», «Баба в белом платке», «Мужик с лошадью и жеребенком», «Бык и корова», «Овцы»), исполненных художником в селе Бармино Нижегородской губернии в 1911 году; и натурный эскиз (на холсте) написанный Яковлевым в 1931 году во время экспедиции «Желтый круиз» — на картине изображены жители Афганистана.
В начале вечера вниманию аудитории был предложен небольшой видеоролик (его создание было приурочено к проведению лондонского аукциона Sotheby`s в ноябре 2014 года), повествующий об участии Александра Яковлева в знаменитых экспедициях «Черный круиз» (фр. Croisière noire; 1924–1925) и «Желтый круиз» (фр. Croisière jaune; 1931–1932). В качестве музыкального сопровождения к ролику прозвучала запись фрагмента Фортепианного концерта Мориса Равеля Соль мажор (3-я часть) в исполнении Артуро Бенедетти Микеланджели.
Галерея «Веллум», возглавляемая искусствоведом Любовью Агафоновой, на протяжении многих лет занимается исследованием творческого наследия русских художников-эмигрантов «первой волны», живших во Франции, Германии, США и других странах. Среди них творчество Александра Евгеньевича Яковлева по праву занимает одно из главенствующих мест. Свое выступление арт-директор галереи начала со слов о том, что Яковлев прожил недолгую, но необыкновенно яркую жизнь, наполненную огромным творческим потенциалом, которому не суждено было быть исчерпанным в полной мере. Говоря о студенческих годах будущего гениального рисовальщика Л.Агафонова акцентировала внимание аудитории на той роли, которую сыграл в жизни Яковлева профессор Императорской Академии художеств Д.Н.Кардовский, в мастерскую которого молодой художник был принят в 1907 году. Все свое дальнейшее творчество Александр Евгеньевич всегда соотносил с эстетическими и педагогическими принципами любимого учителя.
Именно в период учебы в Академии (1907–1913) Яковлев создает акварели, представленные в ходе однодневной выставки в Доме русского зарубежья. Л.Агафонова констатировала, что эти работы кардинально отличаются от будущих произведений мастера — они написаны на пленэре, в широкой, пастозной манере с импрессионистической трактовкой цвета. Уже через два года творческие поиски художника приведут к тому, что он начнет писать совершенно по-другому — следуя основам академической живописи, увлечется виртуозной и тщательной проработкой формы. Содержание творчества — вот важнейшая проблема, волновавшая мастеров неоклассицизма, отметила Л.Агафонова. Художники, создававшие свои творения в направлении «неоклассицизма», обращались к творческому осмыслению классических традиций античности, искусства эпохи Возрождения. При этом неоклассики не считали свое искусство единственным возможным — не приемля импрессионизм в целом, они использовали колористические открытия импрессионистов.
По окончании курса Академии (1913) Александр Яковлев был удостоен звания художника первого класса с правом четырехлетнего заграничного пенсионерства. В январе 1914 года он вместе с близким другом, живописцем В.И.Шухаевым едет в Италию. Именно здесь, продолжила Л.Агафонова, они пишут свое знаменитое полотно «Арлекин и Пьеро». По возвращении в Россию мастер напряженно работает: исполнение копий фресок Ферапонтова монастыря и последовавшее за этим приглашение А.В.Щусева расписать храм Святителя Николая в Бари (война помешала реализовать планы); роспись кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде; создание близких итальянскому Возрождению портретов с изображенными в полуповороте и вписанными в арки окон персонажами (портреты были представлены на выставке «Мира искусства» в 1915 году), и многое другое. В этот период художник достигает совершенства в рисунке. В 1917 году в Петрограде было образовано общество «Цех живописцев Святого Луки», которое наряду с Александром Яковлевым возглавили Василий Шухаев и Дмитрий Кардовский. В основу преподавания легла методика Д.Н.Кардовского, построенная на тщательном изучении рисунка, верности классическим законам живописи старых мастеров.
Осенью 1917 года Александр Яковлев впервые отправляется на Дальний Восток, в 1918 году как пенсионер Академии художеств едет в Пекин, путешествует по Китаю, Монголии, Японии. В Россию он больше не вернется. С 1919 году художник живет во Франции. Обращаясь к эмигрантскому периоду его жизни, Любовь Агафонова рассказала о проходивших в разные годы персональных выставках Яковлева в Европе и Америке; о работе мастера над портретом балерины Анны Павловой; об исполнении частных заказов: росписи (совместно с В.Шухаевым) концертного зала в доме на ул. Перголез и зала отеля «Князь Юсупов» в Париже; создании эскизов декораций к балету «Семирамида» и панно «Радость жизни» для центрального салона французского парохода «Нормандия» и др. Искусствовед остановилась на истории участия художника в знаменитых экспедициях «Черный круиз» (Сахара, Судан, Нигер, Чад, Бельгийское Конго, Мозамбик, Мадагаскар, Экваториальная Африка), и «Желтый круиз» (Афганистан, Монголия, Китай), организованных автоконцерном «Ситроен». Этнографические рисунки и картины, созданные во время этих экспедиций (около 300 работ в первой и около 800 во второй), стали настоящей сенсацией и принесли Яковлеву мировую славу. Произведения африканского и азиатского циклов были воспроизведены и в виде художественных альбомов. В 1926 году Франция награждает Александра Яковлева орденом Почетного Легиона. В 1934–1937 годах Александр Евгеньевич возглавляет живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне, преподает рисунок и живопись будучи, как подчеркнула Л.Агафонова, чрезвычайно популярен среди своих студентов. Однако в 1937 году из-за стремительно развивающейся болезни художник вынужден вернуться во Францию. 12 мая 1938 года Александр Евгеньевич Яковлев уйдет из жизни. В заключение своего выступления арт-директор галереи «Веллум» рассказала о мемориальных выставках выдающегося мастера неоклассицизма в Нью-Йорке и Сан-Франциско (состоялись в 1939 году) и о выставке работ А.Е.Яковлева и В.И.Шухаева (приурочена к 100-летию художников в 1988 году) в Государственном Русском музее.
Программу продолжил показ фильма из цикла «Русские в мировой культуре» — «Яковлев и Шухаев. Арлекин и Пьеро» (киностудия «Русский путь», 2015). Приглашенный на вечер в качестве почетного гостя режиссер фильма Александр Гурьянов рассказал об истории создания картины.
Финальным аккордом вечера стало выступление поэта, музыканта, сценографа и режиссера, удивительного и эксцентричного Германа Виноградова. Исполненные им музыкальные композиции никого не оставили равнодушными.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.