Вечер совместного историко-просветительского проекта сетевого журнала «Музеемания»и ДРЗ «Русское зарубежье: Музейное кольцо» Представление книги В.Л.Полушина «Наталия Гончарова: Царица русского авангарда»
26 апреля 2016 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел очередной вечер совместного историко-просветительского проекта сетевого журнала «Музеемания» и ДРЗ «Русское зарубежье: Музейное кольцо» (руководитель проекта — заведующая отделом истории российского зарубежья ДРЗ, кандидат исторических наук М.Ю.Сорокина, кураторы проекта — основатель сетевого журнала «Музеемания» А.В.Трубецкой и ведущий научный сотрудник отдела истории российского зарубежья, кандидат исторических наук Н.А.Ёхина).
В рамках вечера состоялась презентация книги известного писателя Владимира Леонидовича Полушина «Наталия Гончарова: Царица русского авангарда» (М.: Молодая гвардия, 2016). Книга является первым полным биографическим исследованием жизни и творчества выдающегося русского живописца и графика Наталии Сергеевны Гончаровой (1881–1962). Внучатая племянница жены А.С.Пушкина, блистательной Натальи Гончаровой, художница в начале XX столетия стала законодателем новых направлений и школ русского авангарда.
Гостей Дома русского зарубежья ждал сюрприз. На сцене на мольбертах были выставлены подлинные графические работы Н.С.Гончаровой: «К Мафусаилу», «Парижское кафе», «Артюр Рембо», две театральные работы (гуаши) 1930-х годов. Их предоставила арт-директор галереи «Веллум», искусствовед, член Международной ассоциации искусствоведов и арт-критиков Любовь Леонидовна Агафонова.
Вечер открылся выступлением В.Л.Полушина. В первую очередь Владимир Леонидович представил присутствовавших на презентации праправнучку А.С.Пушкина Юлию Григорьевну Пушкину, бессменного президента фонда «Наследники и наследие А.С.Пушкина», и внучатого племянника художницы Михаила Валериановича Жилина. М.В.Жилин и его ныне покойная мать Валентина Александровна (племянница Н.С.Гончаровой) помогали автору в работе над книгой, в частности, в его распоряжение были предоставлены фотографии из семейного архива Гончаровых, некоторыми из них Владимир Леонидович проиллюстрировал своей рассказ о жизни и творчестве художницы. Отметив, что его увлечение Н.С.Гончаровой началось с ее мужа, художника Михаила Федоровича Ларионова, В.Л.Полушин коснулся истории личных взаимоотношений Гончаровой и Ларионова, обозначил основные этапы их совместного, полного исканий и насыщенного экспериментами, творческого пути. При этом исследователь подчеркнул индивидуальность и самоценность каждого из этих двух творцов.
В 1915 году, приняв приглашение С.П.Дягилева участвовать в оформлении балетных постановок «Русских сезонов» и покидая Россию, Михаил Ларионов и Наталия Гончарова не подозревали, что расстаются со своей родиной навсегда. Большую часть жизни им суждено будет прожить в Париже. В.Л.Полушин более четырех лет работал с парижским архивом художников, который по их завещанию был передан в фонды отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи и насчитывает более трех тысяч единиц хранения. Говоря об эмигрантском периоде жизни Гончаровой, Владимир Леонидович упомянул ее деятельность в качестве постановщика театральных проектов, художника-модельера, художника-иллюстратора и др. Особое внимание аудитории В.Л.Полушин обратил на религиозный аспект творчества художницы, указав на то, что ее работы (особенно, из цикла «Литургия») очень ярко «отражают ее христианскую позицию». Свой рассказ Владимир Леонидович закончил словами о том, что Наталия Гончарова пережила и оглушительный успех, и забвение, но истинное искусство не имеет времени — оно возвращается.
Тему религиозных мотивов в ранних произведениях Наталии Гончаровой продолжила в своем выступлении арт-директор галереи «Веллум» Л.Л.Агафонова. Поблагодарив Дом русского зарубежья за приглашение, она отметила, что возглавляемая ею галерея долгие годы занимается исследованием творческого наследия русских художников-эмигрантов «первой волны», живших во Франции, Германии, США и других странах. Любовь Леонидовна подчеркнула значимость имени Наталии Сергеевны Гончаровой — имени классика, внесшего большой вклад в развитие русского авангардного искусства, имени, на которое сегодня ориентируются молодые художники и искусствоведы. Как и В.Л.Полушин, Любовь Агафонова отметила, что Гончарова была глубоко религиозным человеком. Ее работы — творения не академической или городской культуры, но культуры первозданной, народной. Художница, по словам Л.Л.Агафоновой, «пропускает через себя деревню», переносит на холст «мужичьего Бога». Наталия Сергеевна обращается к иконе, написанной в древнерусской эстетике, и как человек верующий, и как человек, который видит в ней путь народный, путь славянский — не западный. Она лишь отталкивается от западных форм живописи (влияние Сезанна, Гогена, Пикассо), но вкладывает в свои картины абсолютно русское содержание. Любовь Леонидовна подробно остановилась на некоторых произведениях художницы Библейского цикла, проиллюстрировав свой рассказ слайдами: «Ангелы, мечущие камни на город», «Соляные столпы», «Богоматерь с младенцем», «Архангел Михаил», «Апостолы», «Ангелы и аэропланы» и др.
Руководитель творческого объединения «AGORApro и Анна Толстикова» Юлия Анищенко рассказала об объединении, для которого Н.С.Гончарова является своего рода кумиром, и преподнесла В.Л.Полушину платок «Амазонки авангарда», выполненный в технике акварели художником-дизайнером Анной Толстиковой.
Михаил Валерианович Жилин в своем коротком, но очень интересном выступлении поведал об истории семьи Гончаровых, о своей бабушке Нине Кучинской (двоюродной сестре Наталии Гончаровой), о создании сайта Гончаровых, на котором собраны фотографии и семейная хроника, и об истории хранящейся в семье картины художницы «Натюрморт с арбузом» (1905). В заключение М.В.Жилин поблагодарил В.Л.Полушина за проделанный им труд, за вклад в сохранение истории семьи Гончаровых.
В музыкальной части вечера собравшиеся смогли насладиться необыкновенным вокалом певицы Анны Хвостенко и виртуозной игрой гитариста Олега Бойко. В исполнении дуэта позвучали восемь русских романсов середины XIX – начала XX века.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.