V Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского «Богословие и реальность»
1820 сентября 2015 года в Москве, в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошла V Международная конференция, посвященная наследию митрополита Антония Сурожского «Богословие и реальность».
Конференция была организована Фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Домом русского зарубежья. На ней выступили докладчики из России, Великобритании, Нидерландов, Румынии, Ливана, Греции и Беларуси, приехали духовные чада и ученики Владыки, много лет знавшие его и щедро делившиеся своим опытом.
Как всегда, на подобных конференциях самым главным были даже не интересные доклады и оживленные обсуждения, хотя и в них, конечно, не было недостатка, - а сам факт состоявшейся встречи с митрополитом Антонием, через его присутствие в свидетельствах тех людей, кто лично и долго его знал, и через вдумчивый анализ его текстов теми исследователями и пастырями, на жизненный опыт которых слово Владыки оказало решающее значение. Сама тема «Богословие и реальность» тоже была выбрана не случайно: ее подготовил целый цикл семинаров, прошедших по этой теме в ДРЗ в 2014-2015 годах.
Началась работа конференции утром 18 сентября с оглашения приветствий, поступивших в ее адрес от иерархов Русской Православной Церкви и от директора Дома русского зарубежья.
Митрополит Волоколамский Иларион, председатель ОВЦС, приветствовал собрание от имени Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, передав участникам патриаршее благословение. Упомянув весомость слова митрополита Антония, такую, что «казалось, сама Истина свидетельствует его устами, материализуется и становится реальностью»; митрополит Иларион отметил, что «дело здесь в той духовной реальности, в которой жил сам владыка Антоний. <…> Главное для него была реальность Божественного бытия. Именно она являлась незыблемой основой его жизни». Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем приветствии вспомнил свое личное знакомство с владыкой Антонием и действенность его слова, которое «до сего дня продолжает звучать» и «через опубликованные в последнее время книги доходит до множества людей, ищущих правды Божией. Для наших современников беседы и проповеди Владыки - это путь, ведущий к той высшей Реальности, которая есть Христос». Митрополит Филарет (Вахромеев), почетный экзарх Беларуси, в своем приветственном слове поделился своими мыслями по теме «Богословие и реальность», обратив внимание на момент утраты чувства реальности растерянным человеком и на рождение новой, пасхальной реальности во Христе. Владыка Филарет подчеркнул также, что «владыка Антоний был свидетелем правды», и что «его свидетельство веры было явлением реальности, которую он опытно пережил, и которая сама обитала в нем».
Было зачитано также приветствие директора Дома русского зарубежья В.А.Москвина, отметившего давнюю дружбу нашего Дома с фондом «Духовное наследие митр. Антония Сурожского», вылившуюся не только в регулярно проводимые международные конференции, но и в регулярно действующий в ДРЗ семинар по наследию Владыки. Была отмечена также особая значимость фигуры митрополита Антония для нашего Дома: «Наш Дом носит имя Александра Исаевич Солженицына, и поэтому митрополит Антоний особенно дорог и памятен нам еще и тем, что в годы гонений и травли великого писателя всегда занимал очень четкую и ясно выраженную позицию по делу Солженицына. Митрополита Антония смело можно назвать защитником русской церкви в годы антицерковной советской власти, молитвенником и печальником за нее».
После приветствий первым прозвучал доклад протодьякона Петра Скорера, президента Фонда митрополита Антония в Великобритании «Святые и святость у митрополита Антония». Отец Петр рассказал о выставке, посвященной митрополиту Антонию, в Римини, в Италии, о том, как в подготовке к ней участвовала молодежь из Италии, России, Украины и Беларуси. Он поделился воспоминаниями, как в детстве слушал рассказы Владыки о святых, как тема святости отразилась в проповедях Владыки; какой вклад митрополит Антоний внес в «прославление матери Марии и с ней замученных сына Георгия, о. Димитрия Клепинина»; поделился размышлениями Владыки о том, как Боговоплощение влияет на реальность нашего мира, преображая ее и делая реальностью «мира, пронизанного Божественным присутствием».
Затем иерей Христофор Найт (Великобритания) поделился своими размышлениями на тему: «Реальность и модели реальности: уроки, извлеченные митрополитом Антонием из научного образования». Отец Христофор попытался вычленить «научную методику описания реальности», предложенную Владыкой, врачом по образованию. Главное, здесь, не сводить реальность ни к одной из «моделей реальности», ни к ее толкованию, пусть даже оно основывается на таких авторитетах, как святые отцы, иначе легко впасть в идолопоклонство. Говоря об отношениях современной науки с реальностью и с богословием, докладчик отметил значимость продуктивного сомнения и готовности постоянного углубления наших представлений о реальности Бога и мира.
Протоиерей Владимир Архипов (Новая Деревня, Россия) говорил о «Встрече двух реальностей» - реальности внутреннего мира человека и Божественной реальности, - происходящей в глубинах человеческого сердца. Докладчик поделился опытом встречи с невидимой реальностью, как его переживали самые разные люди, теми этапами, которые проходит человеческая душа на пути к такой «сокровенной глубине сердца» (отречение от себя, рождение любви и свободы), о важности участия в литургии и чтения Евангелия при таком поиске глубины реальности.
Инокиня Маргарита (Хохевауд) (Уолсингем, Великобритания) поделилась своими размышлениями о «Смысле жизни», сделав для этого подробный анализ первых стихов из Книги Бытия, и отметив, что человек тем больше становится собой, чем ближе он оказывается к Божественной реальности, но такое соприкосновение с подлинной реальностью требует от человека «открытости и смелости, но также смирения, приятия и умирания».
Послеобеденное заседание началось полемическим докладом писателя и телеведущего Александра Николаевича Архангельского (Москва) «Борьба за традицию как симптом ее утраты». Докладчик взял за отправную точку четкое различение понятий «традиция» и «традиционализм», опирающееся на слова митрополита Антония, что традиция для христиан - это «живая память» христианства. Тогда как традиционализм - «мертвая память», идущая вразрез с самой жизнью Церкви. Именно в аспекте такого отличия традиционализма от подлинной живой традиции А.Архангельский и рассмотрел многие актуальные проблемы сегодняшней церковной действительности.
Затем прозвучали два доклада, ставших подлинным событием свидетельства о Владыке, слова людей, много лет его знавших и много от него перенявших. Келси Чешир (Лондон), музыкант, давняя прихожанка Владыки, организатор епархиальных конференций, поделилась своими размышлениями о том, как стоять «Перед лицом реальности». Она начала с того, что для митрополита Антония реальностью был, конечно, Иисус Христос, и как воспламенившая его некогда любовь Божия помогала ему дерзновенно встречаться через реальность Христа и с реальностью самого себя и других людей. Она поделилась личным опытом того, как Владыка встречал лицом к лицу реальность Бога, паствы, отчаяния и тьмы, Креста, надежды, самоотречения и радости. Для этого приводились не только слова Владыки, но его действия и поступки: то, как он служил (становясь «живым пламенем» Христовой любви и тем самым живым примером, что такое подлинное самоотречение), как встречался с людьми и смотрел в глаза, как помогал справиться с кажущимися неразрешимыми трудностями, даже с внутренней тьмой, как он учил своих прихожан самим фактом своего реального и полного присутствия в каждой описанной ситуации.
Второе свидетельство прозвучало в докладе инокини Анастасии (Метвен) (Румыния) «Воссиял мне свет…» Она поделилась личными воспоминаниями о том, как Владыка стал «любящим и негасимым светом» на ее пути, как учил ее и других прихожан доверять Христовой любви и справляться с жизненными трудностями, учил не только словами, но и тем, как он исповедовал, как беседовал с человеком, как служил литургию, как молился вместе с человеком, за человека, и тем самым его самого научал молиться, становился «школой молитвы», как возвращал людям внутренний мир. «Он был “пастырь добрый,” душу свою полагающий за овец. Он взваливал нас на свои плечи и нес нас с любовью в своем широком сердце, очень заботливо направляя наши шаги к берегу мира и примирения, к свободе детей Божиих», - свидетельствовала докладчица.
Во второй половине дня также прозвучали доклады Марины Юрьевны Правдолюбовой (Гусь-Железный, Россия) «На пути к самому себе», проанализировавшей те цитаты из Владыки, которые могут помочь человеку обрести самого себя, научиться быть, поднявшей темы личности и реальной встречи человека с Богом и с самим собой, как они звучат в богословии митрополита Антония; доклад пресс-секретаря Донской митрополии Игоря Павловича Петровского (Ростов-на-Дону, Россия) «Неизвестный Антоний. Опыт святых древней кельтской церкви как проекция одного служения» и сообщение Юлии Александровны Штонда (Воронеж, Россия) «Особенности перевода проповедей митрополита Антония Сурожского на английский и немецкий языки».
В субботу 19 сентября работа конференции началась с доклада Амаль Дибо (Ливан) «Митрополит Антоний перед лицом реальности». С помощью библейских цитат подробно проанализировав отношение Владыки к реальности видимого и невидимого мира, докладчица обратила внимание слушателей на то, что митрополит Антоний «не боялся оказаться лицом к лицу с реальностью, потому что он был храбрый человек, дисциплинированный и прагматичный. Бог использовал его, монаха Восточной церкви, особые таланты, чтобы через него свидетельствовать о Себе. Как врач, он знал человеческое тело, знал слабость человека как грешника: но он всего себя целиком отдал в ответ на любовь Бога, отдавшего за него Свою жизнь. Он был серьезен, и, гладя на него, стоящего и молящегося в соборе, мы начинали понимать, что можно быть настолько прозрачным для живого Бога, пред которым мы предстоим, и тогда словно молния сияла, и мы все, члены общины, становились одним целым».
Затем прозвучал доклад протоиерея Серафима Правдолюбова (Гусь-Железный, Россия) «Переживание присутствия», поднявший проблему «присутствия в нас Божественной благодати и отблеска непостижимой Божественной славы», и о зависимости такого присутствия от «веры и подвижнической жизни человека во Христе». Докладчик привел совет Владыки учиться у святых и подробно проанализировал примеры такого научения в текстах митрополита Антония, обратил внимание на реальность «телесного присутствия Христа на земле - в Таинстве Евхаристии».
Затем прозвучало сообщение Мартина Анатольевича Ковалева (Минск, Беларусь) «Молитва - путь к богословию».
В середине дня все участники конференции приняли участие в работе дискуссионных групп, своеобразных двухчасовых мини-семинаров, предусматривающих возможность живого обсуждения тем и вопросов, поднятых на конференции. Было проведено девять дискуссионных групп по следующим темам: «Душа между вечным и временным» (ведущий прот. Владимир Архипов), «Роль детства в жизни взрослого человека» (ведущие д-р психол. наук, профессор Борис Сергеевич Братусь и психотерапевт Наталья Владимировна Инина), «Ответы на вызовы реальности: смирение, приспособление, преодоление» (ведущий д-р психол. Федор Ефимович Василюк), «Психическое расстройство - социальный миф или клиническая реальность» (ведущий канд. мед. наук, психиатр Борис Аркадьевич Воскресенский), «Молчание» (ведущая сотрудник Первого московского хосписа Фредерика де Грааф), «Overcoming aggression and violence in modern society / Преодоление агрессии и насилия в современном обществе» (группа шла на английском языке, ведущая преподаватель Американского университета в Бейруте Амаль Дибо (Ливан)), «Можно ли реально молиться?» (ведущий прот. Владислав Каховский), «Чем мы готовы жертвовать ради Христа?» (ведущий прот. Серафим Правдолюбов), «Я - православный. Что это значит?» (ведущий протодьякон Петр Скорер (Эксетер, Великобритания)).
Послеобеденное заседание началось докладом главного редактора «Журнала Московской Патриархии» Сергея Владимировича Чапнина «Быть и казаться. Митрополит Антоний Сурожский». Докладчик поставил вопрос: сумеем ли мы сохранить церковное наследие ХХ века? Он отметил, что «в русском православии ХХ века сложились три традиции, или, лучше сказать, уклада»: уклад официальной (легальной, сергианской) Церкви, уклад катакомбной Церкви и уклад Церкви в изгнании. В современном православии доминирующим стал именно первый уклад, отсюда настоятельная необходимость сохранения и остальных укладов и защиты свободы внутри Церкви. Для современного положения православия в России характерны и еще два вызова времени: «вызов цифровой эпохи», когда подлинная общинность подменяется «православием-лайт», имитацией подлинного общения и подлинной духовной жизни, и вызов постсоветской гражданской религии, когда вера подменяется идеологией, не мыслящей жизни Церкви без государства. В завершение докладчик поставил вопрос: «в какой реальности проповедь и богословие митрополита Антония остаются актуальными»? И ответил: в той реальности, где есть стремление «узнать и полюбить Имя Христово», той реальности, в центре которой стоит глагол «быть» («Аз есмь путь, истина и жизнь»), а не «казаться».
Затем художница и духовная дочь Владыки Елена Евгеньевна Утенкова поделилась своими размышлениями о «Реальности и реализме в изобразительном искусстве (из личного опыта)», предупредив, что будет говорить о собственном опыте, полученном в процессе своей работы художника. Она постоянно сталкивается с необходимостью изображать реальность, тогда как сама «реальность реальности напрямую зависит от того, видишь ты ее или нет, и если видишь, то как». Видение часто зависит не от тебя, это дар, но к дару нужно быть готовым: художник находится в диалоге с миром, он постоянно пытается «смотреть шире», «уловить некий ритм взаимодействия всего со всем», не убить предмет в момент его изображения. Владыка сравнивал икону с «окном к Богу», так и художник в своих попытках увидеть и изобразить меняющуюся реальность пытается нащупать в ней систему координат, за которой «стоит Бог, создавший и создающий все во всем». В качестве иллюстрации к своим размышлениям Е.Утенкова прочитала также свое эссе «Парк прошедшего лета».
Послеобеденное заседание началось докладом психолога Натальи Владимировны Ининой (Москва) «Будьте как дети. Детство на пути к реальности». Взяв за отправную точку евангельский призыв «будьте как дети», докладчица подчеркнула встающее перед каждым человеком противоречие между необходимостью «не расплескать живительную непосредственность детского восприятия» и в то же время «преодолеть инфантилизм детства» и эгоцентризм. Для этого были подробно проанализированы психологические особенности формирования личности, роль родителей в воспитании детей, особое внимание уделено таким феноменам, как обида и вина. Чтобы научиться видеть подлинную реальность мира, нам необходимо «очищение нашей психологической оптики», нужно отказаться от «псевдорельности мутных отражений» и мужественно «шагнуть вперед, точнее, в себя, чтобы увидеть себя на глубине», на той самой глубине, о которой постоянно говорил владыка Антоний.
Затем с докладом «Истина и реальность» выступил психиатр, кандидат медицинских наук Борис Аркадьевич Воскресенский. Он привел мысль Владыки о том, что «в современном мире реальность жизни и вера в Бога как в источник гармонии далеко не всегда совпадают», добавив, что вместо гармонии здесь можно подставить и понятие истины. Истина и реальность не идентичны, а взаимосвязаны. Реальность выступает в разных формах. Возможность совпадения в вере истины и реальности докладчик сопоставил с изначальным совпадением в глубине психики слова, переживания и объекта (так маленькая девочка удивляется, что слово «мама» и сама мама - это «одно и то же»). Антиномичность мышления и веры позволяет вместить и ту, и другую формы реальности: «только тогда реальность станет истиной, а вера укрепится». Т.е. вера делает такую антиномию созидательной, обеспечивая тем самым движение от реальности к истине, приводя в недостижимом, наверное, идеале к их совпадению.
Затем с интересным докладом «Реальность под покрывалом» выступила культуролог, библеист Анна Ильинична Шмаина-Великанова. Она начала с подчеркивания значимости для Владыки фигуры Моисея и эпизода, когда Моисей, сходящий с горы Синай с сияющим лицом, кладет на лицо покрывало (Исх. 34:29-35). Подробно проанализировав образ покрывала в Ветхом Завете (эпизоды с Фамарью, Руфью, Ревеккой, Моисеем), докладчица пришла к выводу, что «в Ветхом Завете покрывало может означать свет и тьму, невесту и блудницу, Богообщение, т.е. жизнь, и смерть». В Новом Завете образ покрывала встречается у апостола Павла (2 Кор. 3:18): лежащее на сердцах людей, читающих Писание, покрывало, не дающее им найти в Писании Христа, докладчица интерпретирует как иллюзию, заменяющую «сияние Христовой истины каким-то другим иллюзорным сиянием Закона»; отметив, что в наше время все обстоит еще хуже, поскольку на наших сердцах лежит часто «иллюзия христианства, заслоняющая от нас Самого Христа». Затем Анна Ильинична обратила внимания на те толкования, которые дает образу покрывала владыка Антоний, обратившись к его проповеди на Преображение (Тр. 1, 971-972). Владыка сравнивает свет от лица Моисея и свет, просиявший на горе Фавор, как разные пути приобщения человека к Божественной реальности (напрямую, без покрывала, или через других людей), и вносит в образ покрывала неожиданные ноты: покрывало как община, которая может либо пропускать через себя свет, либо затемнять его, либо, в идеале, может сама стать сиянием.
Отец Сергий Овсянников (Амстердам, Нидерланды) сделал интересный доклад «Реальность есть риск (если, конечно, реальность есть). Митрополит Антоний и Мераб Мамардашвили», сопоставив тему живой реальности, рискованного «бытия живым», отличающего живого и действительно живущего человека от «неживого» существования, тему прорыва к такой реальности, - как она дана у Владыки Антония и в размышлениях о Прусте известного философа Мераба Мамардашвили.
В очень содержательном докладе Ники Цирони (Греция) «Непорочная Дева и Нерушимая Стена: Божия Матерь в учении и проповедях митрополита Антония» было подробно проанализировано, как складывалось в христианской традиции почитание Богоматери. В этом контексте особенно было подчеркнуто сближение понимания митрополита Антония с богословием Паламы, понимавшего Деву Марию как вершину святости и подчеркивавшего при этом «диалектичность взаимоотношения духа с материей». Ту же диалектичность мы находим и у Владыки, говорившего о «христианском материализме» и о сосредоточенности в духовной жизни. Суть его понимания Марии в том, «что Она представляется идеалом, образцом личности, к которому должны стремиться все христиане». Ее важнейшие качества: послушание, полное доверие Богу, умение слушать. При этом евангельскую весть Владыка передает как реальный опыт, своим рассказом переносит слушателя в гущу событий; в проповедях о Богородице ключевой темой становится Распятие, при котором присутствует Богородица: «Бог открывает Себя в хрупкости и слабости, и эту слабость Владыка связывает с Девой Марией - но одновременно утверждает полноту ее личности и роли в воплощении и смерти Христовой».
Затем иерей Петр Коломейцев (Москва) осветил один из аспектов евхаристического богословия митрополита Антония, выведя тему литургии и литургического времени на неожиданные сопоставления в своем докладе «Реальность в литургии и в кино».
После этого прозвучал очень вдумчивый доклад искусствоведа, доктора психологических наук Александра Александровича Мелик-Пашаева (Москва) «Художник между раем земным и Царством Небесным», обратившего внимание на вопрос о «реальности рая» и возможности ее изображения в искусстве. Докладчик заметил, что, «когда мы произносим слово - Рай - мы тотчас, сверхсознательно, представляем себе некую вечно сущую реальность. Но наше сознание - это сознание изгнанных из Рая. Оно живет во времени…» Рай для нас перемещается в то, чего «уже нет» (потерянный Эдем, земной рай, из которого человек был изгнан) или в то, чего «еще нет», Царство Небесное, Новый Иерусалим Апокалипсиса. Изгнание из земного рая изменило не только вертикаль связи человека с Богом, но и горизонталь, саму «землю»: в мире и в нас самих уже не ощущается «присутствие Творца во всем». Роль настоящего художника как раз в том, что он «залечивает» этот «разрыв по горизонтали»: «разрывы человека и мира, ”я” и ”не-я”, души человеческой и материи мира, сущности вещи и явления. Он, по мере сил, возвращает прозрачность кожаным одеждам греха и отчуждения», помогает нам начать видеть во всем присутствующего Бога и «проблески вечного Царства уже сейчас, в преходящем и противоречивом земном бытии».
Завершающим стал доклад духовной дочери Владыки, сотрудницы Первого московского хосписа Фредерики де Грааф, сделавшей темой своего доклада цитату из митрополита Антония: «Бог реален. Также реален, как мы с вами. Он ищет себе друзей и надо постараться стать другом Божьим». Фредерика построила свое размышление вокруг обращенных к слушателям вопросов: реально ли для нас Воскресение Христово, так, как оно было реально для Владыки, жившего этим опытом? Как это отражается на нашей повседневной жизни? Ощущаем ли мы, что Бог нам друг? Что мы можем сделать для такой дружбы? Опираясь на цитаты, молитвы и весь опыт Владыки и свой собственный опыт, Фредерика остановилась на тех моментах, с помощью которых человек может приблизиться к такой дружбе с Богом: найти время, научиться его останавливать, а для этого быть полностью в каждом его моменте; создать условия встречи: быть самим реальными, быть собой и не пытаться кого-то изображать, и отбросить собственные иллюзии о Боге, чтобы встретиться с реальным Богом, а не с собственным представлением о Нем, реально молиться, научиться молчать, признать свободу Бога и то, что даже его отсутствие может быть реальностью, освободиться от страха перед страданием, от защищенности, доверять Богу даже вопреки пониманию.
На конференции были также показаны видеофрагменты бесед и проповедей Владыки и фильма о нем; работали фотовыставка и выставка живописи Е.Утенковой, духовной дочери Владыки. Завершилась конференция круглым столом, на котором со свидетельствами выступили все участники, лично знавшие митрополита Антония, и панихидой.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.