Круглый стол «Метафизика в философии русского зарубежья ХХ века»
27 ноября 2014 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына при участии Общества историков русской философии им. В.В.Зеньковского (РГГУ) прошел круглый стол «Метафизика в философии русского зарубежья ХХ века».
Для обсуждения были предложены темы: развитие метафизики в русской философии начала ХХ века, новые идеи в метафизике русского зарубежья 20–30-х годов ХХ века, проблема христианской метафизики, метафизика истории и русской культуры, значение метафизики и итоги ее развития в русском зарубежье ХХ века.
Открыл заседание ведущий круглого стола профессор РГГУ Вячеслав Владимирович Сербиненко, который сразу указал на то, что метафизика в русской философии представляется очень актуальной темой. В данном случае вопрос о метафизике есть вопрос о сущности русской философии и ее судьбе, в том числе в эмиграции. Как заметил ведущий круглого стола, метафизика, несмотря на критику в ее адрес, занимала значительное место в философии ХХ века и продолжает играть роль в XXI веке.
В следующем выступлении профессор РГГУ Олег Викторович Марченко рассмотрел связь метафизики с самобытностью и оригинальностью русской философии. По его мнению, самооценки, которые давали русские философы, позволяют понять метафизические задачи философии в России. Например, В.Ф.Эрн во вступительной главе книги «Г.С.Сковорода» (1912) изложил свое представление о специфике русской философии, характерной чертой которой является метафизика (учение о сверхчувственных первопринципах бытия). Л.П.Карсавин в работе «Восток, Запад и русская идея» (1922) писал, что все сущее в русской православной мысли рассматривается как теофания, а ведущие русские мыслители, вступая в борьбу с материализмом и эмпиризмом, были преимущественно метафизиками. Кроме того, добавил докладчик, метафизика русской философии была тесно связана с платонизмом, а все антиметафизические направления в мировой философии ХХ века, так или иначе, имели антиплатонический характер.
Затем выступил ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья Олег Тимофеевич Ермишин, который сравнил метафизические концепции Н.О.Лосского, С.Л.Франка и В.В.Зеньковского, считая их наиболее выдающимися и характерными для философии русского зарубежья. Н.О.Лосский понимал метафизику как науку об основах мировоззрения, С.Л.Франк — как «метафизику человеческого бытия». В.В.Зеньковский же предложил взять за основу для метафизики христианское богословие, разработав несколько оригинальных философских идей (онтологического дуализма, творческой причинности) и концепцию христианской антропологии. Метафизическая концепция Зеньковского может быть названа «философской герменевтикой христианского богословия». Она была направлена на то, чтобы преодолеть проблемы отвлеченного идеализма Нового времени. На эту особенность, по мнению докладчика, косвенно указывают две статьи 1930 года в журнале «Путь» (№ 24 и 25) — «Преодоление платонизма и проблема софийности мира» В.В.Зеньковского и «Спор о немецком идеализме» Г.В.Флоровского.
Ценные комментарии к выступлениям сделал доцент РГГУ Сергей Михайлович Половинкин, который указал на устойчивые персоналистические мотивы в метафизике русского зарубежья, особенно отметив персонализм Н.О.Лосского. Слушатели, присутствовавшие на круглом столе, проявили большой интерес к обсуждаемым темам, задавали вопросы докладчикам, высказали ряд мнений и замечаний.
|