Вечер-встреча с писателем Валерием Байдиным (Франция) и презентация его романа «Сва»
10 июня 2014 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся вечер-встреча с писателем Валерием Байдиным (Франция) и презентация его романа «Сва» (М.: Центр современной литературы, 2012).
Странно, но именно в период пресловутого «застоя» в нашем искусстве и литературе появилось огромное количество шедевров, — возьмите, к примеру, кинематограф и вспомните любимые киноленты, давно разобранные на цитаты. Виртуозно владея приемами иносказания, авторам удавалось донести до зрителя, читателя и слушателя высокие смыслы и интересные замыслы, юмор и сатиру, — внутренний социальный протест трансформировался в художественное произведение. Глядя на сегодняшний, в изобилии размножающийся, художественный «пустоцвет» — продукт «свободного» времени, нет-нет, да и помянет добрым словом вчерашний хулитель некогда ненавистные худсоветы!
Субкультура хиппи, проникнувшая через рубежи нашей родины вслед за джазом и рок-н-роллом, достигла своего апогея в тот же «застойный» период. Во что же вылился этот протест, чем запомнился современникам и что несет его духовный опыт в осмысление дня нынешнего? Об этом — книга Валерия Байдина «Сва», ставшая финалистом «Русской премии — 2012» и «Бунинской премии — 2013».
Валерий Байдин — писатель, культуролог, автор повести «Неподвижное странствие» и одного сборника стихотворений на французском языке — открыл презентацию своей новой книги с рассказа о себе: родился в Москве, учился на истфаке МГУ, был близок к московским хиппи 1970-х годов и к молодежному религиозному движению. За «неудобные вопросы» о событиях 1968 года был взят под наблюдение КГБ, а затем под давлением последнего исключен из аспирантуры истфака МГУ и уволен из Института истории искусств. Не имея постоянной работы по специальности, молодой филолог был рецензентом и переводчиком в издательствах, устроителем выставок художников андеграунда. В начале 1990-х годов Валерий Викторович уехал из России, учился в Женевском университете и уже во Франции защитил диссертацию доктора русской филологии.
В какой-то момент, признается писатель, пришло решение оставить преподавательскую деятельность (в разное время В.Байдин читал курсы лекций в Сорбонне, университетах Нанси и Нижней Нормандии) ради труда писательского, и он «по-джентльменски» уступил свое место на кафедре супруге-француженке. Передать свой значительный жизненный опыт, духовный опыт — вот, по словам писателя, то, что побудило его обратиться к художественной прозе.
Жанр своего нового произведения В.Байдин определил как «остросюжетный любовный роман с религиозно-философским подтекстом», а «стиль повествования» — как «поэтическую прозу». К сожалению, нам не удалось узнать у писателя в ходе презентации, что же такое «приемы трансавангардного романтизма», которые вкупе с «эстетикой "жизненного потока"», «обусловлены возрождением в творчестве изначальной страсти — живительного "пафоса", некогда отвергнутого старчески усталым постмодернизмом». Вероятно, знакомство с текстом даст любознательному читателю ответ и на этот вопрос.
Собственно о сюжете и о художественных особенностях своего романа Валерий Байдин коротко рассказал уже в завершении вечера, а большая его часть была посвящена предыстории написания книги. Как это часто бывает, первый роман автора во многом автобиографичен, и произведение В.Байдина в данном случае не исключение. Валерий Викторович поделился со слушателями своим опытом общения с яркими представителями отечественных хиппи 1970–80-х годов, среди которых, по его словам, были настоящие личности — люди думающие и стремящиеся к достижению духовного опыта. Не случайно, приводит примеры В.Байдин, многие из среды хиппи стали православными священниками, монахами, обретя, наконец, внутреннюю гармонию, о которой мечтали с юности.
Валерий Викторович подготовил и интересную «сравнительную» фотопрезентацию: на экране — длинноволосые молодые люди и девушки, одетые в стиле хиппи, виды московских и питерских мест, где любили «тусоваться» отечественные «дети цветов» в 1970–80-е годы, а рядом — фотографии тех же людей, но уже в настоящее время, и многие из них — в рясах священников и монашеском облачении. Подобный путь — путь от полуобразованного бунтовщика, путающегося в основах индуизма, дзен-буддизма и восточной мистики, до православного христианина, несущего Слово божие к людям, — на взгляд пишущего эти строки — потенциальный сюжет большого серьезного романа.
В завершении вечера автор ответил на многочисленные вопросы будущих читателей, искренне заинтересовавшихся судьбами главных героев романа и жизнью самого писателя во Франции.
Мы благодарим Валерия Байдина за новую книгу, раскрывающую малоизученную страницу современной отечественной культуры, и желаем новых романов, новых сюжетов и новых исследований глазами «глобального русского» писателя.
Ирина Тишина
Фото: А.Русаков
|