Сигнальный экземпляр сборника«Русское арт-зарубежье. Вторая половина XX века – начало XXI века»
25 февраля 2010 года
в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына был представлен сигнальный экземпляр сборника «Русское арт-зарубежье. Вторая половина XX века – начало XXI века» (М.: Государственный центр современного искусства, 2010)
Это беспрецедентная работа (практически энциклопедия) Зинаиды Стародубцевой, руководителя программ ГЦСИ. Вот что она рассказала на встрече с журналистами: «Русским зарубежьем не так много занимаются. Поиски были трудными. Главный вопрос для меня был – сколько художников уехало за границу? В каких странах они обосновались? Как они живут? Как трансформировалось их творчество? Кроме Дома Русского Зарубежья имени А.Солженицына, есть отдел изучения российского искусства в зарубежье, в Исторической библиотеке, сектор русского зарубежья в Российской государственной библиотеке. Подобный курс читается в Смольном институте, но систематически в российских университетах подобных отделов не найти. Выставки художников, переехавших на Запад, стали устраиваться у нас в начале 80-х – конце 90-х годов. Здесь пионером оказался ГМИИ им. Пушкина, где прошла выставка Бориса Заборова. Активно экспонируются бывшие ленинградские художники в Русском музее. Мне неожиданно удалось выиграть конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Потанина в номинации «Музейные исследования», и я начала со встреч с художниками – ведь у меня появилась возможность поехать в Нью-Йорк, Париж, Берлин. Сделала сначала 50 видео-интервью, а за два года их набралось 120, иногда приходилось делать по четыре интервью в день. Статьи в книгу согласились написать 20 авторов из разных стран; в нее вошло 30 интервью. По какому принципу отбирались художники в книгу? Я брала в первую очередь тех, кто выставлялся в институциях современного искусства, т.е. находится в зоне актуального искусства, а не ориентируется до сих пор на воспоминания, отраженные в стиле реализма. В итоге краткий биографический словарь с фотографией каждого художника содержит более 300 персоналий. Я взяла период с 1958 по 2007 гг. В 1977 – 1978 г., как это видно по приведенной в книге хронологии, число отъезжающих резко возросло. В 1988 г. у нас в стране впервые прошел аукцион «Сотбис», организованный британской стороной. Выставлялись художники и официальные - члены Союза, и неофициальные. На него прибыл самолет с зарубежными коллекционерами, которые скупили большинство работ. Картины Глазунова не пользовались спросом, а Григорий Брускин «ушел», кажется, за 413 тысяч долларов. И западные галеристы поняли, что началась мода на актуальных русских художников. Многие были приглашены в Германию, США, Францию на контракты с предоставлением условий работы. Пик отъезда русских художников за рубеж приходится на 1989 – 1990 гг. На контракт пригласили Янкилевского, Чуйкова, художников, которых в Москве никто не покупал. А на Западе они непрерывно выставлялись, работы перемещались с выставки на выставку, выделялись бюджеты на их проживание, их приглашали читать лекции и т.д. Уехало большинство ведущих художников. Многие оставили российское гражданство и мастерские. Так и живут – полгода там, полгода здесь. Острая мода прошла; сейчас на Западе мода на Восток, в частности, на искусство Индии». Зинаида Стародубцева рассказала, насколько индивидуально каждый художник приспосабливался к новой жизни – кому-то даже приходилось подрабатывать побелкой потолков. Художники, чьей сильной стороной была ирония, не получили возможности ее применить в отношении,например, американских ценностей. Многие стали делать проекты, актуальные непосредственно в городах, где им пришлось обосноваться и заниматься творчеством. На пресс-конференции выступила также Евгения Сергеева, ведущий научный сотрудник ГЦСИ. Она рассказала о коллекции Жан-Жака Герона, которая с 1972 года целиком сложилась из произведений, созданных вне России. Это уникальное собрание и пока единственная коллекция такого рода, которую нам удалось найти. Причем Герон видит свою миссию не только в собирательстве, но и в пропаганде русского искусства за рубежом. Большую трудность представляет собой создание такого собрания – картины разлетелись по самым разным коллекциям, очень трудно, например, найти теперь ранние работы российских нон-конформистов. Книга, пока не имеющая у нас аналогов, в окончательном виде выйдет через месяц, после того, как знатоки внесут в нее свои поправки. К ней будет приложен диск видеоинтервью с ведущими русскими художниками, живущими на Западе: Юрием Альбертом, Эриком Булатовым, Вадимом Захаровым, Ильей и Эмилией Кабаковыми, Виталием Комаром, Борисом Михайловым, Львом Нуссбергом, Леонидом Соковым, Эдуардом Штейнбергом, Владимиром Янкилевским и другими. Тираж составит всего 500 экземпляров. Если удастся найти спонсоров, его можно будет увеличить до тысячи экземпляров. Справки: 954-98-58 (ГЦСИ, Зинаида Стародубцева).
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.