Открытие выставки С.Л.Голлербаха «Нью-Йоркский блокнот», приуроченной к 90-летию художника
2 декабря 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие выставки С.Л.Голлербаха «Нью-Йоркский блокнот», приуроченной к 90-летию художника.
Один из самых известных американских художников русской эмиграции Сергей Львович Голлербах поднялся на сцену конференц-зала Дома русского зарубежья под аплодисменты чествовавших его друзей и поклонников. Удивительно деликатный, открытый, остроумный, — он говорил свою благодарственную речь стоя, до конца не веря «в эту сказку» — в теплый юбилейный прием на родине... «В вашем Доме я действительно дома», — повторял Голлербах, «с благодарностью и смущением» слушая похвалы и признания.
Действительно, Сергей Львович — давний и большой друг ДРЗ. Войдя в состав комитета «Книги для России» (США), возглавляемого Л.С.Флам-Оболенской, Голлербах принял самое деятельное участие в его работе. Директор Дома В.А.Москвин подтверждает: благодаря Комитету Россия получила 10 морских контейнеров с книгами и документами русского зарубежья!..
Коллекция самого художника в фондах ДРЗ началась всего с пяти работ, а сегодня Дом русского зарубежья располагает самым большим собранием произведений Сергея Голлербаха в России! Этим летом заместитель директора по архивно-музейной работе ДРЗ И.Е.Розанова — куратор выставки и ведущая церемонии открытия — привезла из Нью-Йорка дар художника — 67 его графических работ, большая часть которых и представлена в рамках выставки «Нью-Йоркский блокнот».
На экране — видеопрезентация экспозиции. Под легкий джазовый аккомпанемент одна за другой возникают фигуры нью-йоркских прохожих: толстые и худые, высокие и низкие, бегущие, сидящие, везущие — мужчины и женщины почти без лица. Поворот головы, изгиб спины — вот на что сфокусирован глаз мастера. Художник уверен: фигура человека, его походка, поза красноречивы не менее, чем его лицо. «Фигура человека для меня — его душа», — признается Сергей Львович. На блокнотных листках, будто только что вырванных торопливой рукой, легкие штрихи и невесомые мазки передают энергию движения, фиксируют мгновение, запечатлевают ускользающий «кадр». Иногда линия силуэта прерывается, как прерывается синкопированный ритм нью-йоркского джаза, и продолжается снова — вариацией черно-белых тонов и еле уловимых оттенков...
Сам Голлербах вспоминает: когда-то старый учитель посоветовал ему «постараться уловить не содержание, не настроение — а состояние момента»... В противовес «художникам-монументалистам» перед нами «художник — моменталист», ценящий каждый миг повседневности, выразительной своей неприглядностью и «непричесанностью».
«Я считаю себя русским художником, — подчеркивает Голлербах, — а русская литература и русское искусство всегда обращали внимание на антигероя — маленького человека, на его страдания и социальную несправедливость». Однако, дополняет мастер, он не пишет страдание, но внимателен именно к обычным людям и к «трагикомизму и странностям быта»...
«Мы наслаждаемся вашими работами — легкими, прекрасными!» — продолжил чествование юбиляра руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В.Сеславинский. Михаил Вадимович — друг художника и большой поклонник его творчества, свидетель его гостеприимства и жизнелюбия «во всех его проявлениях» — пожелал мастеру новых творческих свершений и, конечно же, новых выставок в России.
Президент фонда «Знаменитые универсанты СПбГУ», президент фонда «Петербург и зарубежье», профессор Нинэль Яковлевна Олесич поприветствовала художника от его питерских поклонников, число которых неизменно растет, — санкт-петербуржцы, конечно же, считают Сергея Львовича, рожденного в Царском Селе, своим земляком и гордятся им!
...Юбиляр никак не хотел садиться, — так много было в этом искреннем и трогательном порыве пожилого человека благодарности и уважения к соотечественникам, собравшимся на его персональную выставку! «У меня сейчас такое состояние — почти экзистенциальное — озарения, просветления!» — делился он своими мыслями со слушателями. Художник вспоминал о дяде — Эрихе Федоровиче Голлербахе и сетовал, что так мало говорил с ним на интеллектуальные темы! «Я был, по выражению Василия Розанова, с которым переписывался дядя, "недовоплотившимся человеком", — признается мастер, — и надеюсь все же когда-нибудь "довоплотиться"!..»
Серегей Львович вспомнил и о первом своем приезде в Россию — через 52 года после насильственного вывоза на работу в Германию из оккупированного немцами пригорода Ленинграда. Он говорил о счастье снова быть на родине, слушать мелодичную русскую речь, вспоминать друзей детства... «Многие эмигранты моего поколения мечтали вернуться в Россию, но не дожили, — с грустью замечает художник и добавляет, — а я — дожил!...» Он благодарит Бога за это, и за каждый прожитый миг своей насыщенной творческой жизни, и за то, что живет теперь в едином культурном пространстве огромного Русского Мира...
Мы в свою очередь благодарим организаторов замечательной выставки и приглашаем всех получить удовольствие от живописных и графических работ удивительного русского художника, писателя Сергея Львовича Голлербаха.
Ирина Тишина
Фото: М.Петровой, О. Булдакова
|