МАРТ---------------------------------------
Радиостанция ВЕСТИ FM / 31.03.2018
«Ледяной поход – прелюдия или апогей?»
Чем значим Ледяной поход? Об этом исторический обозреватель Андрей Светенко беседовал с заведующим Отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья им. А. Солженицына Андреем Кручининым в программе "Вопросы истории" на радио "Вести ФМ".
СВЕТЕНКО: У микрофона Андрей Светенко, здравствуйте. Сегодняшняя программа наша будет посвящена событиям 100-летней давности. Ну, так сказать, мейнстрим в вопросах истории этого года – 1918-й. Вот Ледяной поход белой армии или начало Белого движения, или Первый Кубанский поход, он длился с февраля по апрель 2018 года на юге России, в области войска Донского и на Кубани. И что это было – прелюдия открытия и кровавой гражданской войны, и, может быть, в каком-то смысле на тот момент апогей? Разберемся с этим событием, которое обросло и легендами, и мифами, и имеет противоположнейшие оценки с разных сторон баррикады. У нас сегодня в гостях заведующий отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени Солженицына Андрей Кручинин. Андрей Сергеевич, приветствую вас.
КРУЧИНИН: Здравствуйте.
СВЕТЕНКО: Вот мы с вами двойные тезки – Андреи Сергеевичи. Между нами тут сейчас в студии никого нет. А кого бы вы из персонажей истории, о которой мы будем говорить, могли бы себе, так сказать, здесь представить для того, чтобы он загадал желание, и какое оно, на ваш взгляд, было бы?
КРУЧИНИН: Лучшим собеседником по истории Первого Кубанского похода, конечно, был бы все-таки генерал Деникин. Потому что и труд Деникина "Очерки русской смуты", он, я бы сказал, что до сих пор еще не превзойден, несмотря на массу исследований и архивных публикаций, и попыток осмыслений, и анализа всего происходившего. Но тем не менее, вот как бы парадоксально это ни прозвучало, те пять томов, которые вышли в середине 20-х годов, они до сих пор одна из лучших книг по гражданской войне. А что бы загадал Деникин, оказавшись между тезками? Это чтобы Россия спаслась. Это было главное его желание всю жизнь.
СВЕТЕНКО: Я вот с вашего позволения процитирую Антона Ивановича Деникина. Он писал: "Не стоит подходить с холодной аргументацией политики и стратегии к тому явлению, в котором все в области духа и творимого подвига. Пока есть жизнь, пока есть силы – не все потеряно. Увидят светоч, слабо мерцающий, услышат голос, зовущий к борьбе, те, кто пока еще не проснулись". Вот если бы не сказать, что это генерал боевой Деникин, то это вот сентенция в духе такого интеллигентского взгляда на события со стороны, то есть она больше проникнута какими-то, мягко говоря, гражданскими чувствами. И это тоже, это характеристика, конечно, вот образа Антона Ивановича сама по себе.
КРУЧИНИН: Но это характеристика еще и действительно настоящего военного мыслителя. Потому что человек, глубоко разбирающийся в военной истории, в вопросах ведения войны, он прекрасно понимает, что это как раз область, в которой математика, такой вот точный расчет цифровой далеко не всегда оказывается главным, далеко не всегда оказывается определяющим. Поэтому такие как бы лирические слова о том, что не нужно подходить с расчетом к тому, в чем главный дух, это, я бы сказал, наоборот традиция, если угодно, это традиция русского воинства от Суворова, от Румянцева, может быть.
Полностью слушайте в аудиофайле (mp3)
---------------------------------------
НГ Ex-libris / 29.03.2018
Статья В.Леонидова «Певец незамеченного поколения. Проза и публицистика Владимира Варшавского»
Великий критик русского Парижа Георгий Адамович называл Владимира Варшавского «Маниаком (маньяком. – В.Л.) правдивости».
Действительно, литературный метр, требовавший от писателей и поэтов прежде всего аскетизма и четкого, прозрачного, ясного стиля, не мог не нарадоваться на чистую, как кристалл, прозу и публицистику молодого русского писателя Владимира Сергеевича Варшавского (1906–1978).
Владимир Варшавский, проживший почти всю жизнь в эмиграции – Чехии, Париже и в США уже после войны, получил большую известность как автор нашумевшей книги «Незамеченное поколение», показавшей трагедию молодой поросли литературы русского изгнания. Россию ее представители если застали, то практически детьми, а Европа тоже не торопилась признавать их таланты. И это зыбкое существование между двух берегов было очень точно схвачено Варшавским в его книге «Незамеченное поколение».
Она появилась на свет в 1956-м, уже после войны, когда, казалось бы, было не до дискуссий о моральной опустошенности. Однако произошедшая бойня с новой силой заставила размышлять над вечными вопросами положения человека в этом мире и его одиночестве, даже если он и остался жив и должен, казалось бы, просто за это ежедневно благодарить судьбу.
Война задела Варшавского по полной. Он пошел добровольцем во французскую армию, оставшись один на линии огня, не отступил перед наступавшими фашистами. Затем было несколько лет немецкого лагеря на территории Польши. Впоследствии за свое мужество Владимир Сергеевич был награжден Военным крестом с Серебряной звездой.
Потом, уже за океаном, работая в ООН, публикуясь в русском «Новом журнале» и связав свою жизнь с радиостанцией «Свобода», Варшавский целиком и полностью оправдал слова Адамовича. Он всегда был предельно честен и ясен в любой строке и любом слове. Владимир Варшавский по своей натуре принадлежал к неистребимой плеяде российских правдоискателей.
Как и большинство из своего «незамеченного поколения», он, конечно, мучительно размышлял над всем происходившим и искал причины, породившие эту кровавую сумасшедшую эпоху. Результатом чего явилась книга «Ожидание», вышедшая в Париже в 1972 году в знаменитом русском издательстве «YMCA-PRESS» и также вызвавшая широкую дискуссию в эмигрантской прессе.
Варшавский очень подробно, так, что порой вызывал обвинения в подражании Прусту, развернул полотно своей жизни. Вернее, себя он вывел под именем гимназиста, а потом русского эмигранта и участника войны Володи Гуськова. Но и те, кто знал самого Варшавского, и другие, кто также попробовал «полынный хлеб» изгнания, во всех деталях узнавали то, что им пришлось пережить.
Здесь были и поразительные по точности описания московских улиц благословенного последнего мирного периода перед Первой мировой, и миноносец в Севастополе, на котором семья Варшавских оказалась перед уходом в пожизненное изгнание, и знаменитая русская гимназия в чехословацкой Моравской Тршебове. А еще парижская литературная жизнь, и пофамильное перечисление пленных, и доподлинное воспроизведение документов, выданных герою красноармейцами после освобождения.
И еще герой книги подробно останавливается на снах. Варшавский очень ценил идеи победы над смертью французского философа Анри Бергсона. И никогда нигде не мог найти покоя. «В борьбе национал-социализма со злом погибли миллионы людей. И вот царство Гитлера рухнуло, но торжества добра не наступило. В мире опять становилось душно и страшно. <...> Я решил уехать в Америку. Я боялся, что сюда придут о н и».
Они – это большевики, по поводу которых Варшавский не питал никаких иллюзий. И это особенно ярко продемонстрировал вышедший недавно огромный том Владимира Варшавского «Ожидание. Проза. Эссе. Литературная критика», увидевший свет под эгидой Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына и московского издательства «Книжница». В книгу включен не только роман «Ожидание», но и не слишком многочисленные, но всегда удивительно глубокие по содержанию и отточенные по форме рассказы и публицистические произведения.
Особенно страстно Владимир Сергеевич бился за то, чтобы страшный эксперимент, проведенный под флагом Маркса и Ленина в России, поняла европейская интеллигенция, которой так сладко было жить под убаюкивающие сказки о «социализме с человеческим лицом». Сами названия статей говорят за себя. «У нас коммунизм будет другой», «Родословная большевизма»... Вот как, к примеру, Варшавский описывал одно из собраний русской эмиграции в Нью-Йорке: «Я осматривался: как больные тыквы на бахче, голые, усыпанные коричневыми пятнами черепа мужчин, седые, подкрашенные лиловым, букли женщин. Морщинистые, благородные, с отпечатком «критической мысли» лица бывших курсисток, подпольщиков, бундовцев, земцев, борцов за светлое будущее, читателей толстых прогрессивных журналов, авторов бесчисленных политических и экономических брошюр, гневных памфлетов и передовиц. <...> Верно, ни над одним поколением история не посмеялась так жестоко. <...> И все-таки я чувствовал – это были счастливые люди».
Варшавский всегда точен в оценках произошедшего на его родине, на которую ему так и не удалось вернуться. Он яростно выступал против тех, кто считал большевизм проявлением типичных черт русской истории: «На Западе все больше распространяется мнение, что тоталитарный советский строй порожден вовсе не марксизмом, а русской историей…»
И далее Владимир Сергеевич показывает поразительное сходство большевистского и якобинского террора. «…Мысль не новая. Через якобинцев она передалась коммунистам. По продолжительности, размаху и свирепству большевистский террор несоизмеримо превзошел якобинский, но его вдохновение и методы те же».
Размышления Варшавского о своем поколении, о совести и свободе человека во времена войн и диктатуры, о сходстве тоталитарных систем разных стран и эпох более чем современны сегодня. Этот человек удивительной совести и порядочности никогда не испытывал иллюзий, но всегда боролся за справедливость. И остается только поблагодарить ученого секретаря Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Марию Васильеву, посвятившую много лет собиранию наследия Варшавского и подготовившую вместе с Татьяной Красавченко и Олегом Коростелевым эту фундаментальную книгу.
---------------------------------------
Информационное агентство России ТАСС / 28.03.2018
«Альбом о судьбах великих россиян, живших за рубежом, представлен читателям»
Дом русского зарубежья им. Солженицына и корпорация "Российский учебник" в среду презентовали альбом "Русское зарубежье. Великие соотечественники. 100 судеб русской эмиграции", рассказывающий о жизни известных людей XX века, родившихся в России, но в разное время и по разным причинам покинувших свою родину.
"Мы старались донести до широкого круга читателей, что мир русского зарубежья - это наша неотъемлемая часть, его нужно знать, любить и ценить. Этот литературно-художественный альбом - серия из ста очерков о деятелях нашей науки, культуры, искусства. Каждый из них дополнен иллюстративным материалом. Это портретные иллюстрации художника Леонида Козлова, фотографии, рисунки, копии архивных документов", - отметил научный редактор и составитель альбома, главный редактор корпорации "Российский учебник" Руслан Гагкуев.
По словам Гагкуева, над альбомом работали порядка 40 авторов. "Как правило, это люди с определенным авторитетом и весом в своей области знаний. Это совершенно разные люди по своим профессиональным интересам. Среди них есть историки, философы, писатели, музыканты", - сказал редактор издания.
По словам специалистов, высокое качество материалов альбома позволит использовать его учителям, школьниками и студентам в качестве пособия при изучении этой страницы российской и мировой истории.
"Как педагог я бы хотела, чтобы эта книга вошла в каждую школу, чтобы с ней познакомился каждый учитель истории и литературы, да и все учителя в целом. Чтобы правильно формировать сознание молодежи, чтобы они были патриотами, такие книги должны быть в руках у наших детей", - сказала директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Светлана Иванова
В уникальный историко-художественный альбом- энциклопедию вошли биографические очерки о ста выдающихся деятелях русского зарубежья, дополненные фотографиями и отзывами современников. Читатели смогут познакомиться с интересными фактами из жизни писателя Василия Аксенова, композитора Игоря Стравинского, художника Василия Кандинского, оперного певца Федора Шаляпина, философа Николая Бердяева и многих других.
---------------------------------------
Телеканал «Россия Культура» / 20.03.2018
«Выставка о жизни и творчестве Александра Солженицына открылась в Париже»
---------------------------------------
Радио «Русский мир»/ 12.03.2018
«Голоса русского зарубежья: русские эмигранты глазами датского художника»
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына приглашает на выставку графики «Встреча: Русские эмигранты глазами датского художника Анне Гюрете Шутт». Экспозиция состоит из двух блоков: графические портреты русских эмигрантов и их потомков, а также личные вещи этих людей. Сегодня в нашей студии эксперты, которые имеют непосредственное отношение к реализации этого удивительного проекта: заведующая сектором художественных выставок Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Вера Владимирова и писатель, кандидат философских наук, преподаватель МГУ из Дании Мария Понтоппидан. Герои эфира расскажут о том, как появилась идея создания выставки, как графические работы художницы отзываются в сердцах русских людей и датчан. Выставка продлится до 30 марта. Программу ведёт Наталья Черных.
скачать (mp3)
-------------------------------------
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/smi_0318_2/
|
|