Фотодокументальная выставка «Архитектор Николай Марков (1883–1957): персидская судьба русского казака»
С 10 апреля по 4 мая 2018 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходила фотодокументальная выставка «Архитектор Николай Марков (1883–1957): персидская судьба русского казака».
Выставка была посвящена Николаю Львовичу Маркову — российскому подданному, солдату, художнику-архитектору, ценителю Востока, выбравшему Иран своим домом после произошедших в России революционных событий. В Иране по некоторым источникам он дослужился до звания генерала иранской армии, а затем с успехом занимался архитектурной практикой. В 1920-е–1930-е годы в Тегеране Н.Л.Марков построил несколько десятков знаковых сооружений, сформировавших городской пейзаж иранской столицы. Кроме этого им было создано множество архитектурных построек по всей стране. Он возводил общественные здания, министерства, христианские церкви, заводы, частные виллы и многое другое. Удивительно, что ему — православному христианину — было поручено проектирование и строительство мусульманских мечетей в Тегеране.
Марков прожил в Иране почти половину своей жизни. Вернуться в Россию он не смог из-за своих политических взглядов. Чувства тоски по утраченной родине и любви к приемной стране нашли отражение в работах архитектора. В них переплетаются элементы русской, персидской, западной и византийской традиций. Это сочетание стало визитной карточкой Маркова. Оно придавало его работам удивительное равновесие между требованиями нового времени и сохранением старых традиций. В те годы в Иране работали и другие иностранные архитекторы (например, француз Андре Годар), соединявшие в своих работах разные направления и стили, однако проекты Николая Маркова уникальны. Они не только свидетельствуют о высокой степени владения архитектурным ремеслом, подтверждая его классическое образование художника-архитектора, полученное в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Работы Маркова отражают его статус изгнанника, беженца — человека, потерявшего страну, в которой он родился. Этим объясняется включение им элементов русской культуры даже в проекты, которые разрабатывались по заказу иранского государства.
В целом Марков был приверженцем исламской архитектуры и традиционных персидских методов строительства. В своих работах он отдавал предпочтение местному материалу — кирпичу, камню, черепице, штукатурке. Кирпич размером 20 х 20 см, который он особенно часто использовал в своих постройках, впоследствии получил название «аджоре Маркови» — кирпич Маркова. Один из иранских искусствоведов назвал его архитектуру «вратами в ХХ век для Ирана».
На родине имя Николая Львовича Маркова остается пока практически неизвестным. В Иране его помнят и чтут: на территории уникального сооружения — построенной по его проекту тюрьмы Каср — в настоящее время устроен музей, где часть экспозиции посвящена нашему соотечественнику — человеку яркой судьбы, русскому зодчему, оставившему большой след в современном облике Тегерана.
На выставке были представлены документы из Архива Министерства иностранных дел Исламской Республики Иран, Государственного архива Российской Федерации, фотографии из личного архива Л.М.Раванди-Фадаи. Копии акварельного эскиза Свято-Николаевского собора в Тегеране и портрета генерала Н.Н.Баратова кисти Н.Л.Маркова были предоставлены настоятелем собора, архимандритом Александром (Заркешевым).
Выставка проводилась при содействии Посольства Исламской Республики Иран в Российской Федерации.
Автор выставки: старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Лана Меджидовна Раванди-Фадаи.
Дизайн выставки: заведующая сектором фотодокументальных выставок ДРЗ Светлана Юрьевна Урбан.
Куратор выставки: заведующая отделом международного и межрегионального сотрудничества ДРЗ Елена Викторовна Кривова.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/100418_ Markov/
|