ИЮНЬ----------------------------------
Агентство анонсов России «FORSMI.ru» / 08.06.2017
«Открытие выставки «Петр Ганский. Возвращение»
Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии.
Начальное художественное образование Пётр Павлович Ганский (1867-1942) получил, посещая рисовальные классы П.А. Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище; в течение четырех лет — вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и, наконец, — Париж, Школа изящных искусств у Жана Леона Жерома. Жил во Франции, ежегодно приезжая в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Принимал участие в весенних выставках Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1917). Выставлялся в Париже в салоне Общества французских художников (1900-1904 гг.) и салоне Независимых (1910-1914). Учился в Сорбонне, получил степень магистра философии.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей был освобожден и в 1919 г. через Салоники добрался до Франции, где поселился в Париже. В 1922 году принял католичество. Активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием ХI. Став католическим священником (1928), до конца жизни не бросал занятий живописью.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения П.П. Ганского хранятся в Одесском художественном музее, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Парижа. В музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П.П. Ганским в 1904 году.
Петербургская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского.
----------------------------------
Онлайн журнал «Peterburg2» / 08.06.2017
«Выставка «Петр Ганский. Возвращение»»
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения П.П. Ганского хранятся в Одесском художественном музее, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Парижа. В музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П.П. Ганским в 1904 году.
Петербургская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского.
----------------------------------
Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга «Visit Petersburg» / 08.06.2017
«Петр Ганский. Возвращение»
С 8 июня по 9 июля 2017 года в выставочном зале Иоанновского равелина (Петропавловская крепость) пройдет выставка «Петр Ганский. Возвращение»
Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии.
Начальное художественное образование Пётр Павлович Ганский (1867-1942) получил, посещая рисовальные классы П.А.Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище; в течение четырех лет — вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и, наконец, — Париж, Школа изящных искусств у Жана Леона Жерома. Жил во Франции, ежегодно приезжая в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Принимал участие в весенних выставках Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1917). Выставлялся в Париже в салоне Общества французских художников (1900-1904 гг.) и салоне Независимых (1910-1914). Учился в Сорбонне, получил степень магистра философии.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей был освобожден и в 1919 г. через Салоники добрался до Франции, где поселился в Париже. В 1922 году принял католичество. Активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием ХI. Став католическим священником (1928), до конца жизни не бросал занятий живописью.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения П.П.Ганского хранятся в Одесском художественном музее, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В.В.Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Парижа. В музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П.П. Ганским в 1904 году.
Петербургская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского.
----------------------------------
Комитет по культуре Санкт-Петербурга / 08.06.2017
«Музей истории Санкт-Петербурга познакомит жителей города с творчеством Петра Ганского»
8 июня 2017 года в 16.00 в Петропавловской крепости в выставочном зале Иоанновского равелина состоится открытие выставки «Петр Ганский. Возвращение».
Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии.
Начальное художественное образование Петр Павлович Ганский (1867-1942) получил, посещая рисовальные классы П. А. Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище; в течение четырех лет — вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и, наконец, — Париж, Школа изящных искусств у Жана Леона Жерома. Жил во Франции, ежегодно приезжая в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Принимал участие в весенних выставках Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1917). Выставлялся в Париже в салоне Общества французских художников (1900-1904 гг.) и салоне Независимых (1910-1914). Учился в Сорбонне, получил степень магистра философии.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей был освобожден и в 1919 г. через Салоники добрался до Франции, где поселился в Париже. В 1922 году принял католичество. Активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием XI. Став католическим священником (1928), до конца жизни не бросал занятий живописью.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения П. П. Ганского хранятся в Одесском художественном музее, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В. В. Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллина, Москвы, Парижа. В Музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П. П. Ганским в 1904 году.
Петербургская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского.
Выставка действует до 9 июля 2017 года.
----------------------------------
Новости Петроградского района Санкт-Петербурга / 08.06.2017
«Познакомиться с творчеством Петра Ганского можно в Петропавловской крепости»
Выставка "Петр Ганский. Возвращение" откроется сегодня, 8 июня, в 16.00 в выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости. Петербургская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского.
Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии.
Начальное художественное образование Пётр Павлович Ганский получил, посещая рисовальные классы П.А. Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище; в течение четырех лет — вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и, наконец, — Париж, Школа изящных искусств у Жана Леона Жерома. Жил во Франции, ежегодно приезжая в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Принимал участие в весенних выставках Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1917). Выставлялся в Париже в салоне Общества французских художников (1900-1904 гг.) и салоне Независимых (1910-1914). Учился в Сорбонне, получил степень магистра философии.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей был освобожден и в 1919 г. через Салоники добрался до Франции, где поселился в Париже. В 1922 году принял католичество. Активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием ХI. Став католическим священником (1928), до конца жизни не бросал занятий живописью.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения П.П. Ганского хранятся в Одесском художественном музее, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Парижа. В музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П.П. Ганским в 1904 году.
Выставка будет действовать до 9 июля.
----------------------------------
Портал «Петербург.ру» / 08.06.2017
«Выставка «Петр Ганский. Возвращение»
Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии.
Начальное художественное образование Пётр Павлович Ганский (1867-1942) получил, посещая рисовальные классы П.А. Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище; в течение четырех лет — вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и, наконец, — Париж, Школа изящных искусств у Жана Леона Жерома. Жил во Франции, ежегодно приезжая в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Принимал участие в весенних выставках Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1917). Выставлялся в Париже в салоне Общества французских художников (1900-1904 гг.) и салоне Независимых (1910-1914). Учился в Сорбонне, получил степень магистра философии.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей был освобожден и в 1919 г. через Салоники добрался до Франции, где поселился в Париже. В 1922 году принял католичество. Активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием ХI. Став католическим священником (1928), до конца жизни не бросал занятий живописью.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения П.П. Ганского хранятся в Одесском художественном музее, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Парижа. В музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П.П. Ганским в 1904 году.
Петербургская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского.
----------------------------------
Информационный интернет-портал о культуре России за рубежом «Ревизор» / 08.06.2017
«В Петропавловской крепости открывается выставка Петра Ганского»
В Петропавловской крепости в выставочном зале Иоанновского равелина сегодня открывается выставка "Петр Ганский. Возвращение". В экспозиции представлены работы художника, которые он создал в период эмиграции.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей был освобожден и в 1919 г. через Салоники добрался до Франции, где поселился в Париже. В 1922 году принял католичество. Активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием ХI. Став католическим священником (1928), до конца жизни не бросал занятий живописью.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения П.П. Ганского хранятся в Одесском художественном музее, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллинна, Москвы, Парижа. В музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П.П. Ганским в 1904 году.
Петербургская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского. Выставка действует до 9 июля 2017 года.
----------------------------------
«Онлайн Тумба» Анонсы культурных событий Санкт-Петербурга / 08.06.2017
«Петр Ганский. Возвращение»
Первые шаги в искусстве Пётр Ганский сделал в рисовальных классах Петра Крестоносцева, после этого в качестве вольнослушателя посещал Императорскую Академию художеств, а затем стал студентом Школы изящных искусств в Париже. Ганский обосновался во Франции, но регулярно приезжал в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников. Он активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха Пием XI. В 1928 году Ганский стал священником. До конца жизни он не расставался с кистью.
В выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости экспонируются акварели, рисунки и живописные полотна с изображением российских, французских и итальянских пейзажей. Принадлежность мастера к южнорусской школе очевидна: он выбирал сдержанную натуру, много внимания уделял передаче световоздушной среды.
Картины Ганского хранятся в музеях Украины и России, а также собраниях одесских, киевских, московских и парижских коллекционеров.
----------------------------------
Яндекс Афиша / 08.067.2017
«Петр Ганский. Возвращение»
Первые шаги в искусстве Пётр Ганский сделал в рисовальных классах Петра Крестоносцева, после этого в качестве вольнослушателя посещал Императорскую Академию художеств, а затем стал студентом Школы изящных искусств в Париже. Ганский обосновался во Франции, но регулярно приезжал в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников. Он активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха Пием XI. В 1928 году Ганский стал священником. До конца жизни он не расставался с кистью. В выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости экспонируются акварели, рисунки и живописные полотна с изображением российских, французских и итальянских пейзажей. Принадлежность мастера к южнорусской школе очевидна: он выбирал сдержанную натуру, много внимания уделял передаче световоздушной среды. Картины Ганского хранятся в музеях Украины и России, а также собраниях одесских, киевских, московских и парижских коллекционеров.
---------------------------------
Портал «Город+» / 07.06.2017
«В Петербурге впервые покажут работы Петра Ганского»
В четверг, 8 июня, в Петропавловской крепости в выставочном зале Иоанновского равелина открывается выставка "Петр Ганский. Возвращение". Об этом сообщили в Музее истории Санкт-Петербурга.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника Петра Павловича Ганского, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается в особой светопередаче и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
----------------------------------
Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга / 07.06.2017
«Музей истории Санкт-Петербурга познакомит жителей города с творчеством Петра Ганского»
8 июня 2017 года в 16.00 в Петропавловской крепости в выставочном зале Иоанновского равелина состоится открытие выставки «Петр Ганский. Возвращение».
Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии.
Начальное художественное образование Петр Павлович Ганский (1867-1942) получил, посещая рисовальные классы П. А. Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище; в течение четырех лет — вольнослушатель Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и, наконец, — Париж, Школа изящных искусств у Жана Леона Жерома. Жил во Франции, ежегодно приезжая в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Принимал участие в весенних выставках Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1917). Выставлялся в Париже в салоне Общества французских художников (1900-1904 гг.) и салоне Независимых (1910-1914). Учился в Сорбонне, получил степень магистра философии.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей был освобожден и в 1919 г. через Салоники добрался до Франции, где поселился в Париже. В 1922 году принял католичество. Активно помогал русским беженцам, способствовал подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием XI. Став католическим священником (1928), до конца жизни не бросал занятий живописью.
На выставке экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры.
На сегодняшний день произведения П. П. Ганского хранятся в Одесском художественном музее, Национальном музее Украины, Николаевском художественном музее им. В. В. Верещагина и частных коллекциях Одессы, Киева, Таллина, Москвы, Парижа. В Музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П. П. Ганским в 1904 году.
Петербургская публика впервые знакомится с творчеством Петра Ганского.
Выставка действует до 9 июля 2017 года.
----------------------------------
Агентство Sputnik / 7.06.2016
«Выставка в Вильнюсском университете напомнила, что книга – лучший подарок»
Библиотека кафедры русской филологии Вильнюсского университета пополнилась сразу тремя сотнями превосходных книг новейших российских изданий. Их даровал Литве Дом русского зарубежья(ДРЗ) имени Александра Солженицына в Москве
ВИЛЬНЮС, 7 июн — Sputnik, Владимир Сорока. Новые поступления были представлены заведующей отделом международного и межрегионального сотрудничества ДРЗ Еленой Кривовой. Церемония передачи дара была приурочена к Дню рождения Александра Пушкина, который с 2010 также объявлен Днем Русского языка.ь несколько литературных изданий, а также том Дипломатического вестника с полным собранием речей Сергея Лаврова за прошлый год.
Выставка книг послужила хорошим поводом для демонстрации новых разработок в сфере обучения русскому языку. Со стороны кафедры Елена Коницкая рассказала о многоязычном сайте для изучения русского языка russky.info, cозданного и развиваемого командой специалистов из семи стран. Он содержит в себе не только языковые курсы с интерактивными упражнениями и аудиовидеоматериалами, но и практические советы о работе и жизни в России. Портал дает переводы русских текстов уже на 12 языков, причем их количество множится. Любопытно, что идея эта родилась в 2014 в Германии, а инициаторами ее стали двое литовцев родом из Каунаса. Финансово проект поддержала Еврокомиссия.
Собравшимся был также предложен мастер-класс под названием "Уроки чтения — праздник, который всегда с тобой". Его на основе авторского курса провела Наталья Кулибина, профессор, доктор педагогических наук из московского Института русского языка им. А. Пушкина.
----------------------------------
«Разное время. Радиоканал» / 7.06.2017
«Архипела ГУЛАГ»: история литературного взрыва»
В Париже открылся культурный центр имени Александра Солженицына. Расположен он в Латинском квартале, в книжном магазине издательства "ИМКА-пресс", которое в свое время впервые опубликовало "Архипелаг ГУЛАГ".
Центр открылся выставкой "Архипелаг ГУЛАГ": история литературного взрыва" Это произведение, опубликованное в Париже в 70-е годы прошлого века, действительно взорвало, по сути, весь мир тех лет.
В нашем эфире на прямой связи из Франции - сын Никиты Струве, нынешний главный редактор издательства "ИМКА-пресс" Даниил Струве, который завершил работу отца и приложил все усилия, чтобы культурный центр имени Солженицына был открыт.
А еще мы смогли пообщаться с Натальей Дмитриевной Солженицыной, вдовой писателя, принимавшей непосредственное участие в создании культурного центра в Париже... Запись интервью - в нашем эфире.
Ведущие - Екатерина Курицына и Дмитрий Чернов.
----------------------------------
Телеканал «Россия Культура» / 06.06.2017
«Во Франции открыли Культурный центр имени Александра Солженицына»
Выставкой «Архипелаг ГУЛаг. История литературного взрыва» во Франции открылся Культурный центр имени Александра Солженицына. Он расположился в самом сердце Парижа – в Латинском квартале – в книжном магазине издательства YMCA-Press. Именно оно опубликовало главную книгу нобелевского лауреата. Репортаж Анастасии Поповой.
Вдоль узкой деревянной лестницы в портретах - вся история издательства YMCA-Press. Философские труды русской эмиграции и классика. Здесь печатались запрещенные тогда в России Булгаков, Мандельштам, Гумилев и Ахматова. Усилиями Никиты Струве был издан «Архипелаг ГУЛаг», эффект в литературном мире был подобен взрыву. На втором этаже в только что открытом Культурном центре Солженицына сохранился тот самый печатный станок.
По словам главного редактора «Вестника Русского христианского движения», типографы тогда работали очень быстро, они знали наизусть, где какая буковка.
Этот буквенный танец исполнял Леонид Лифарь, брат известного балетмейстера. Публикацию он счел чуть ли не главным делом жизни и велел похоронить себя вместе с томиком «Архипелага ГУЛаг».
Один из самых интересных экспонатов выставки - старинное зеркало, на котором с трудом читаются имена. 115 человек, которые помогали Солженицыну вывозить рукописи и делали это в строжайшей секретности.
Тайной была и переписка. Все имена в письмах меняли, саму книгу называли не иначе, как Леня. Связь чаще шла через сотрудников французского посольства в Москве. Ася Дурова - дочь русских иммигрантов, к примеру, передала листы через обычного жандарма полиции.
Здесь можно увидеть чемодан, в котором вывозили пленки с фотографиями рукописей. Не тронута даже бирка авиакомпании, обратно в Москву дипломаты уже везли книги самиздата.
За «Архипелагом ГУЛаг» в Париже стояла очередь. Французская пресса тогда взорвалась громкими заголовками. Солженицына арестовали, лишили гражданства и выслали из страны, он приехал в Европу и встретился со Струве.
«Он вел с отцом активную переписку, приезжал сюда, он оставался бывшим заключенным, в каждый момент у него происходила борьба, каждый момент он жил полностью», - рассказывает сын Никиты Струве Даниил Струве.
Сегодня в отреставрированном издательстве тоже будут бороться... за молодежь, вместе планируют читать Солженицына, обсуждать его творение и бережно хранить память о литературной истории тех лет.
-----------------------------------
Ex-Libris независимая газета / 1.06.2017
Статья В.Леонидова «Среди всеобщего одичания. Колчак и Деникин, войны и революции, банда, которую называют дивизией, и церковь, построенная декабристами»
То, что представители рода Ильиных не были обойдены литературным талантом, хорошо известно. Вспомним хотя бы Наталью Иосифовну Ильину, чьи фельетоны так любил Твардовский и с которой дружили Александр Вертинский и Корней Чуковский. В своих воспоминаниях «Время и судьбы», открывшей для советского читателя мир эмиграции в русском Харбине, она оставила такой портрет своего отца, Иосифа Сергеевича Ильина (1885–1981), офицера царской армии, потом эмигранта: «Невоздержан был этот человек. Только что вырвавшийся из братоубийственной войны, невоздержан в страстях своих. Первые годы харбинской жизни он еще не снимал полувоенной формы – защитного цвета гимнастерки с глухим воротом, подпоясанной ремнем...»
Впоследствии Ильина не раз вспоминала об атмосфере «ущербности, безвыходности, тоски», царствовавшей среди российских изгнанников на китайской земле. Тень отца-белогвардейца, доживавшего свой век в Швейцарии, всегда висела над советской писательницей Ильиной, вернувшейся из Харбина в СССР еще в 1948 году.
И вот сегодня внучка Иосифа Ильина, живущая в Париже неутомимая подвижница русской культуры Вероника Жобер выпустила эту книгу. Диву даешься, как записки эти вообще уцелели в огне революции и Гражданской войны, в бесчисленных переездах по России и Китаю. Еще до Второй мировой Ильин передал их в Русский заграничный архив в Праге, который после 1945 года был перевезен в СССР и ныне хранится на Пироговке, в Государственном архиве РФ. Именно там их нашла и подготовила к изданию Вероника Жобер.
Итак, прежде всего перед нами дневники, написанные ясной русской прозой. Написаны они в «окаянные дни», времена, тьма которых так пугает сегодня. Слишком пугающе похожи порой бывают события прошлого и настоящего: «Дорога шла сначала небольшим леском, потом полями. Необычайно было красиво, когда блеснула стальная гладь Волги. Что за река! Глядя на эту ширь, как-то не верится ни в революцию, ни во все это безобразие. И вот среди этой родной, русской, самой прекрасной в мире природы чувствуешь отчетливо каким-то подсознательным чутьем, что надвигается что-то громовое, неотвратимое, давящее, тяжелое».
Перед нами – большое полотно жизни русского офицера от Первой мировой до приезда в Харбин в начале 1920 года. И везде – четкая, без всяких умолчаний правда о том, что он видел во время скитаний по России, которые привели его сначала к Колчаку, потом в Китай: «Большая комната, скорее зал был наполнен солдатней самого гнусного вида. Солдаты расстегнутые и с хамскими лицами. Курят и плюются. Какой-то докладчик с фронта, чиновник военного времени, говорил с трибуны, почему немцы застали врасплох нашу дивизию и передушили газами. По его мнению, вся вина была на начальстве, которое умышленно решило не предупреждать готовящегося наступления… Мне таки хотелось выступить и сказать, что вся эта банда, которую он называл дивизией, забросила противогазы и на предупреждения офицеров отвечала, что немцы теперь скоро заключат мир».
Вместе с Ильиным мы оказываемся на фронтах Первой мировой в Польше и Галиции, пробираемся сквозь охваченную смутой Россию на Восток, видим непридуманные сцены беспрерывного насилия, расстрелов и грабежей среди всеобщего одичания. На страницах дневников мелькают и известные исторические фигуры – Деникин, Набоков, Унгерн, конечно, Колчак, которым Иосиф Сергеевич просто восхищается. Он не стесняясь пишет о потере достоинства многими офицерами, о том, что большевизм обусловлен прежде всего русской действительностью и не надо обвинять кого-то третьего. Завершаются «Дневники Иосифа Ильина» рассказом о последних днях в России у китайской границы:<
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/smi_0617/
|