С 18 февраля по 31 августа 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына открыта новая экспозиция, посвященная 140-летию со дня рождения Ф.И.Шаляпина.
В блистательной истории русской художественной эмиграции Федор Иванович Шаляпин занимает исключительное место. Солист Большого, Мариинского театров, театра Ла Скала, Метрополитен-опера, «величайший бас мира», выступавший перед солдатами в петроградском Народном доме и на лучших мировых сценах, в 1930-е годы открывший русскую вокальную культуру Японии и Китаю, поражавший современников певческим диапазоном, многогранной одаренностью и душевной широтой.
Крестьянский сын из провинциальной Казани, сапожник, певчий на клиросе, театральный статист, солист в оперетте, еще в юности он стал мечтать о «великой сказке» — театре и опере. Постепенно, как писал сыгравший в судьбе Шаляпина исключительную роль меценат Савва Мамонтов, в нем открылось «дарование из ряда вон выходящее».
В 1890 году он дебютировал в любительской постановке «Евгения Онегина», через три года перебрался в Москву, оттуда — в Санкт-Петербург, и в 1895-м уже пел на сцене Мариинского театра партии Мефистофеля и Руслана. Год спустя перешел в Русскую частную оперу, созданную в Москве стараниями С.И.Мамонтова, и в течение четырех сезонов оставался ее солистом. Здесь он впервые исполнил партию Бориса Годунова, которая в шаляпинской трактовке войдет в историю мирового оперного искусства. Затем — сцена Большого театра, бурная художественная и общественная жизнь, «вся Россия пела шаляпинскую "Дубинушку"». В 1915 году Ф.И.Шаляпин впервые пробует себя в кино, в 1918-м из искренней симпатии к большевикам принимает предложение возглавить Мариинский театр, становится первым Народным артистом Республики. Однако в 1922-м году он решает уехать из России навсегда. «...Если я неплохо пою и неплохо играю, то в этом председатель Совнаркома ни душой, ни телом не виноват, что таким уж меня, задолго до большевизма, создал Господь Бог». Шаляпин гастролирует в США, с небывалым успехом выступает в Токио и Шанхае, в Париже, как и прежде, участвует в дягилевских «Русских сезонах». В 1927 году он пожертвовал гонорар за выступления на помощь детям из бедствующих эмигрантских семей, после чего окончательно впал в немилость у Советской власти, год спустя был лишен звания Народного артиста (его вернут только в 1991 году) и долгое время в официальной истории музыки его творчество ограничивалось «дореволюционным периодом».
В эмиграции певец, обладавший уникальной широтой творческого диапазона — в его репертуаре было более 70 оперных партий, многие из которых он исполнил впервые — становится одним из символов русской музыкальной культуры. Европейские газеты с восторгом писали о поразительном сочетании голосовых данных и яркого артистизма, позволяющем раскрыть тончайшие оттенки музыкального переживания. С 1930 года Ф.И.Шаляпин поет в парижской «Русской опере», где исполняет главные партии в «Борисе Годунове», «Князе Игоре», «Русалке». В 1932 году по приглашению немецкого режиссера Георга Пабста снимается в фильме «Дон-Кихот», время от времени дает сольные концерты, по-прежнему гастролирует, охотно записывает оперные арии, вокальные произведения и русские народные песни на граммофон.
В 1937 году, после очередных гастролей, он заболевает. Врачи диагностируют лейкоз. Год спустя, 12 апреля 1938 года, Ф.И.Шаляпин скончался. В 1984 году его прах был перенесен с парижского кладбища Батиньоль в Новодевичий монастырь.
О многогранном таланте и судьбе «ваятеля оперного жеста», как называл Ф.И.Шаляпина композитор и музыкальный критик Борис Асафьев, рассказывают уникальные музейные предметы и архивные материалы, собранные в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. В 2001 году одна из постоянных дарителей Дома, Мария Ивановна Лифарь, вдова известного парижского типографа Леонида Михайловича Лифаря, брата выдающегося танцовщика Сержа Лифаря, передала в ДРЗ эскиз декорации к опере Ж.Массне «Дон-Кихот», выполненный рукой Ф.И.Шаляпина во Франции в 1910 году. Согласно музейной легенде, составленной со слов М.Кокушкиной, «этот рисунок, изображающий сцену из Дон-Кихота, по словам моего мужа, Михаила Андреевича Кокушкина, художника-декоратора, работавшего для оперы и балета, был сделан в его присутствии Федором Ивановичем Шаляпиным, как указание при обсуждении декораций к Дон-Кихоту». Несколькими годами ранее Шаляпин пел в доме Массне «при большом стечении народа», они встречались и во время работы над оперой в 1909 году. О встречах с композитором и либреттистом Анри Кэне Шаляпин рассказывал в письме своему другу Максиму Горькому: «...один раз у Массне, а другой раз у Анри Кэна. Один из них (первый) играл мне музыку новой оперы, а другой читал мне либретто, им сделанное, и оба раза я плакал, как корова. Это был Дон Кихот, рыцарь печального образа. Да, именно печального образа и такой честный, такой святой, что был даже смешным и потешным для всей этой сволочи, этой ржавчины, недостойной быть даже на его латах».
Премьера оперы состоялась в Монте-Карло 19 февраля 1910 года, а 29 ноября того же года она впервые была исполнена в Большом театре. «Рыцарь Шаляпина в некоторых штрихах превосходит даже оригинал Дон Кихота, — писал немецкий рецензент Денбург. — Он никогда не бывает смешон, даже в моменты, когда он отдается самым обманчивым иллюзиям. Его всегда окружает ореол возвышенного идеализма».
Кроме того, в архивном собрании Дома русского зарубежья хранятся переданные дарителями из разных стран фотокопии альбомных открыток, дающих представление о «российском периоде» творчества Шаляпина (1898–1916), а также об участии певца в постановках знаменитой «Русской оперы в Париже»: афиша оперы А.Бородина «Князь Игорь», премьера которой состоялась 18 ноября 1930 года в Театре на Елисейских Полях, и программа-буклет поставленной в том же театре в январе 1931 году оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». Помимо портретов Шаляпина в роли князя Галицкого из оперы «Князь Игорь», в буклет вошли фотографии труппы и организаторов «Русской оперы» в Париже, это — антрепренер князь Алексей Церетели и директор-антрепренер Василий Воскресенский (полковник де Базиль).
В музейном собрании Дома находятся три портрета Ф.И.Шаляпина, выполненные Александром Александровичем Яроном. На одном из них певец предстает в образе царя Олоферна из оперы А.Н.Серова «Юдифь», не менее интересны художническая трактовка шаляпинского образа Ивана Грозного из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» и «домашний» портрет певца. По свидетельству передавшей в 2009 году эти работы вдовы художника, они были написаны в 1936 году, во время гастролей Шаляпина в Шанхае.
Наиболее ценный экспонат музейного собрания, также переданный М.И.Лифарь — посмертная маска Ф.И.Шаляпина, изготовленная во Франции в 1938 году из воска на марлевой основе. Надпись на внутренней стороне — «Chaliapine Col. Serge Lifar» — указывает на то, что она входила в личную коллекцию Сержа Лифаря.
Наконец, несомненным свидетельством значимости «шаляпинской традиции» для музыкальной жизни русской эмииграции можно считать сборники нот из репертуара певца, сохранившиеся в фонде Ивана Владимировича Ассура, солиста знаменитого Хора донских казаков под управлением С.А.Жарова. Но это уже другая страница истории русского искусства в рассеянии.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.