Презентация книги Аркадия Мурашова и d’Ensky U.-U. «Николай Николаевич. Барон Врангель»
7 февраля 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялась презентация книги Аркадия Мурашова и d`Ensky U.-U. «Николай Николаевич. Барон Врангель» (Улан-Удэ: Верхнеудинский острог, 2012).
Представлял книгу потенциальным читателям только один автор — кандидат исторических наук Аркадий Мурашов, для начала поведав собравшимся историю «заболевания» врангелевской темой. Однажды, работая в отделе рукописей «Ленинки», совершенно случайно он обнаружил три тетради военных дневников Н.Н.Врангеля, числившихся пропавшими в РГИА с 1968 года. Как выяснилось позднее, некий гражданин продал их Ленинской библиотеке «за 206 рублей». Обработав три московских тетради и добавив четвертую — питерскую, Мурашов подготовил к печати книгу «Дни скорби», вышедшую в Санкт-Петербурге в 2001 году. Так началась «врангелиада» преподавателя одного из популярных вузов столицы.
Далее последовало издание 2002 года «Барон и Муза. Николай Врангель. Паллада Богданова-Бельская», презентация которого прошла в возрожденной «Бродячей собаке». А.Мурашов вспоминал: портрет барона устроители «сходки» (выражение автора) поместили в «Галерее славы "Бродячей собаки"», однако во время чтения стихотворения барона, которое при жизни он никогда не прочитал бы публично, портрет с грохотом сорвался со стены. Конечно же, собравшиеся усмотрели в этом определенный мистический знак, тем более что мероприятие подгадали под «мистическую» дату — 2.02.2002. Сам барон, как указано в аннотации к книге, принимал «феерическое участие в художественной жизни Петербурга ("Апполон", спектакли, лекции, мистификации, "Бродячая собака" и т.д.)».
С большим интересом гости презентации прослушали и экскурс в родословную барона. Прабабкой по материнской линии Николая Николаевича была Софья Абрамовна Ганнибал — дочь знаменитого «Арапа Петра Великого». Барон гордился родством с А.С.Пушкиным и так же, как и поэт, имел во внешности африканские черты. Старший брат Николая Николаевича — Петр Николаевич Врангель — легендарный «черный барон» Белого движения.
Не менее занимательным был рассказ автора о родословной близкого друга барона — князя С.М.Волконского, правнука графа А.Х.Бенкендорфа, знаменитого начальника III отделения, и внука декабриста С.Г.Волконского. Несколько лет назад исполнилась мечта «врангелеведа»: А.Мурашов посетил замок Фаль в Эстляндии — бывшее владение графа Бенкендорфа, где родился князь Сергей Михайлович. В 2011 году у замка появился новый хозяин, не препятствующий посещениям усыпальницы Волконских. Автор признается: все больше и больше интересуясь трудами князя Волконского, он становится не только «врангелистом», но и «волконистом».
К сожалению, за недолгое время презентации собственно о содержании издания и о личности барона было сказано не так много, как хотелось бы. Однако, прочтя книгу целиком, автор этих строк составил о ней вполне определенное впечатление.
Книга «Николай Николаевич. Барон Врангель» состоит из двух, стилистически не связанных частей: исследование А.Мурашова «Простая, русская семья...» с подзаголовком «Семейный портрет баронов Врангелей по мотивам писем Ф.М.Достоевского» предваряет «Рассеянные этюды о бароне Н.Н.Врангеле» второго автора издания, скрывшегося под псевдонимом «d`Ensky U.-U.».
Обилие фактологического материала, хороший слог и чувство меры — безусловные достоинства первой части книги. А.Мурашов деликатно раскрывает тему взаимоотношений барона Александра Егоровича Врангеля (дяди Николая Николаевича) и Федора Михайловича Достоевского. Оба героя исследования подружились в семипалатинский период жизни писателя, пронеся добрые, искренние отношения через долгие годы. Молодой титулованный прокурор сделал многое для облегчения участи опального правдоискателя, задействовав многочисленные семейные связи «на высших уровнях». Достоевсковеды уверены: образ Эркеля в «Бесах» отчасти «списан» с Александра Врангеля. Однако по прошествии многих лет «Ф.М.Достоевский числил некогда "деликатнейшего человека" среди докучливых взаимодавцев...», и давняя дружба сошла на нет...
Замечательна глава о старшей сестре Александра и Николая Врангелей — баронессе Вере Врангель, заменившей им мать и в 18 лет взявшей на себя всю заботу о семье. После смерти отца Вера Егоровна целиком посвятила себя благотворительности. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов она отправилась на фронт и взяла на себя руководство сестрами милосердия. В 1885 году во главе двух отрядов Красного Креста баронесса прибыла на Сербско-болгарскую войну. В Софии Вера Егоровна руководила лазаретом для тяжелораненых, медицинский персонал которого состоял из русских сестер милосердия (иностранные отряды Красного Креста покинули Болгарию). Автор приводит отрывок из болгарского письма баронессы Веры сестре Даше, в котором есть следующие строки: «Назовите народ, который приносил столь тяжкую и славную жертву за освобождение других, как принес ее наш народ? Пора же нам сознать, что мы переделали, мало того: мы создали половину Европы!.. А как часто, перед нахальными упреками других, мы, как будто бы пристыженные тем, чем должны гордиться, склоняем голову и молчим...»
Первая часть издания повествует о родственниках барона, лишь отчасти упомянув о детских годах Николая Николаевича Врангеля. Непосредственно о самом бароне (дабы оправдать название книги) должна была, вероятно, рассказать часть вторая. Но «Рассеянные этюды о бароне Н.Н.Врангеле» действительно являются таковыми. Отдельные маленькие части, озаглавленные словосочетаниями из строчек «Евгения Онегина», воспринимаются как некие «тезисы» добротного культурологического исследования. «Рассеянная мозаика» в конечном итоге складывается в весьма расплывчатый портрет барона. Однако автором проведена титаническая работа: переосмыслены и употреблены к месту отрывки из большого количества писем, воспоминаний, статей ярких представителей эпохи Серебряного века — А.Н.Бенуа, М.В.Добужинского, С.Ю.Судейкина, И.Э.Грабаря, С.К.Маковского и многих других. Будем надеяться на то, что в последующих изданиях автор заменит стилистически необоснованную «этюдность» и «телеграфность» на гармоническую целостность. К слову, сам барон, скорее всего, предпочел бы классику во всем (судя по тому, что являлся специалистом по истории русского искусства XVIII–XIX веков).
Однако авторам издания удалось добиться главной цели своего труда — привлечь внимание читателя к «одной из знаковых фигур Серебряного века» — барону Николаю Николаевичу Врангелю и подчеркнуть неслучайность появления такой яркой личности, унаследовавшей лучшие черты знаменитой династии и сформировавшейся на великом наследии русской культуры.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.