В гостях программы "Голоса русского зарубежья" заместитель директора Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Игорь Домнин. Программу ведет Наталья Черных.
«Голоса русского зарубежья. Елена и Валерий Уколовы. Судьба русского романса в эмиграции»
В Доме русского зарубежья прошел творческий вечер памяти российского исследователя и исполнителя старинного русского романса Валерия Уколова. Подробнее о нем расскажут гости студии "Русский мир" музыкант, композитор Елена Уколова и член Союза журналистов России Ирина Тишина. Программу ведет Наталья Черных.
«Голоса русского зарубежья: Русский замок в Риве. Беседа с А.А.Мусиным-Пушкиным (Франция) и с И.В.Домниным».
Гостями этого выпуска стали граф Андрей Андреевич Мусин-Пушкин и заместитель директора Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Игорь Домнин. Программу ведет Наталья Черных.
«Голоса русского зарубежья. Дом русского зарубежья в русских центрах Австралии. Беседа с И.В.Домниным»
В гостях программы "Голоса русского зарубежья" заместитель директора Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Игорь Домнин. Программу ведет Наталья Черных.
Статья И.Тишиной «Французский король русской парфюмерии»
«…Знаешь, Николь, мы потеряли все – фабрику, дом, дачу, коллекцию, но я совершенно об этом не жалею!.. Мне жаль только того, что я никогда не увижу незабудок в нашем любимом Сашино и оставленную колыбель, в которой лежали когда-то мои дети…» — так говорила своей правнучке дочь легендарного московского парфюмера Генриха (Анри) Брокара Евгения, до 1917-го — наследница и соуправительница многомиллионного состояния своего отца.
Дети Брокара – француза по происхождению — разделили судьбу русских эмигрантов «первой волны», сохранив на своей исторической родине истинную любовь к России и удивительную русскость, которые смогли передать и своему потомству. Благодаря праправнучке Генриха Афанасьевича Николь Шерпитель, в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына в Москве состоялось открытие выставки, посвященной парфюмеру, бизнесмену, коллекционеру, меценату Генриху Брокару и его семье.
Фабрика, которую Брокар основал в Москве в 1864 году, работает и по сей день, только мы ее знаем как «Новую зарю». Такое имя ей дали после революции. Как впрочем, и самые знаменитые духи СССР – «Красная Москва» не что иное, как созданный по заказу Брокара в 1913 году к 300-летию Дома Романовых парфюм «Любимый букет императрицы».
На открытие экспозиции в ДРЗ из Швейцарии приехала Николь Шерпитель, (родившаяся, кстати, как и подобает истинному потомку парфюмера во французской столице ароматов – г. Грассе – прим.ред). На основе воспоминаний родственников, а также благодаря работе в российских и европейских архивах Николь собрала богатый материал, который станет основой для будущей книги. Во многом помогает Николь ее племянник Бертран Эстранжен из Брюсселя, коллекционер предметов искусства, ведущий блога об удивительной истории Генриха Брокара.
Свое выступление на вечере Николь начала с воспоминаний о прабабушке Евгении, которая умерла в 1961 году в возрасте 98 лет. Рассказы Евгении (слово «бабушка» правнучка произносит по-русски) становились для девочки «подобием волшебной сказки», в которой существовали голубые незабудки под белыми березами в чудесном, далеком дачном имении Сашино…
О своем отце Евгения говорила не столько как о парфюмере и бизнесмене, сколько как о человеке – трудоголике, не выносящем обмана и проявления человеческой лени. Генрих Брокар, свидетельствовала его дочь, работал исключительно стоя, занимаясь несколькими проектами одновременно. Он постоянно двигался вперед – и в мире ароматов, и в деле коллекционирования, в котором его интересовало все – русские иконы, французская живопись, фарфор и многое другое.
Собрание Брокара, считавшееся вторым по размеру после коллекции «Эрмитажа», после революции было национализировано, и сегодня основная его часть сосредоточена в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Огромную роль в жизни Генриха Брокара, оторванного от своих французских корней, играла семья, он любил устраивать большие семейные праздники, по православному канону отмечал Пасху и Рождество. Однако крестили детей и внуков Брокаров в католическом храме, таким образом, в семье сочетались и русская, и французская традиции.
Брокар, приезжая во Францию, чувствовал себя русским, и постоянно подчеркивал, что жить и работать он может только в России. Правда умереть желал (или предвидел) во Франции. Что собственно и произошло. Отправившись на лечение в Канны, в Россию он уже не вернулся. Похоронили его в городке Провен, что в 70 километрах от Парижа.
Шестеро детей Шарлотты и Генриха Брокаров с рождения начали говорить по-русски и лишь потом освоили французский язык. Особую роль в понимании Генрихом Афанасьевичем русской культуры, подчеркнула Николь, сыграла именно супруга Шарлотта – бельгийка по происхождению, уроженка Тамбовской области, хорошо знавшая русский быт, русское искусство, превосходно владевшая русским языком. Шарлотте принадлежат и многие, как бы сказали теперь, «маркетинговые ходы» Брокара-предпринимателя. Ее деловая хватка помогала Генриху заработать баснословные доходы от продажи «копеечной» парфюмерной продукции для бедных (кусок «Народного» мыла стоил одну копейку, по сходной цене продавалось также «Мятное» «Кокосовое» «Глицериновое»). А было еще «Детское», с выдавленными буквами алфавита, его называли «азбукой Брокара». Или, например, парфюмерный набор из десяти предметов, стоивший всего один рубль, вызвал такое столпотворение, что пришлось закрывать магазин.
Свое выступление Николь Шерпитель продолжила рассказом о детях Брокара, продолживших семейное дело после смерти отца, об их браках с «русскими французами», которые укрепили экономические и дружеские связи породнившихся семей. События 1917 года отправили большинство из потомков парфюмера на запад, а те, кто пытался спасти производство в России, прошли через аресты и тюрьмы, эмигрируя из страны уже в «последних вагонах». Дети Генриха Афанасьевича, свидетельствует его праправнучка, передали своим потомкам убежденность в том, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом, всегда и везде продолжая упорно трудиться. Среди нынешнего поколения Брокаров есть преподаватели и коллекционеры, специалисты в сфере новых технологий и медицины. Кто-то из потомков Брокара снимает фильмы, кто-то – преподает русский язык, будучи обладателем ученой степени в этой области. Увы, сетует Николь, не все из них говорят по-русски, и сама праправнучка, к сожалению, из их числа…
Выставка в московском Доме русского зарубежья продлится до 29 апреля 2016 года.
-----------------------------------
Телеканал «Россия» / 8.04.2016
«В Москве, в Доме русского зарубежья открылась выставка Александры Краморовой и Антонины Ворониной»
«О Чехии и эмигрантах. Дом русского зарубежья приедет в Чехию»
С 7 по 9 апреля Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына совместно с Российским центром науки и культуры в Праге и Славянской библиотекой в Праге представит деятельность организации и привезёт с собой богатую программу.
Седьмого апреля состоится представление проекта «Русское присутствие в творчестве французских писателей русского происхождения: Россия видимая и невидимая». Проект «Опыт эмиграции» познакомит с подготовкой выставки и конференции о русской эмиграции. Славянский институт АН ЧР презентует проект «Биографический лексикон русской эмиграции в межвоенной Чехословакии». Будет развёрнута выставка, посвящённая одному из известнейших французских драматургов современности Мишелю Винаверу, и показан фильм «Евгений Чириков: изгнанник земли русской» (киностудия «Русский путь», реж. А. Судиловский, 2015).
Восьмого апреля состоятся: представление последнего номера старейшего журнала русского зарубежья «Вестник РХД» (гл. редактор Никита Струве), круглый стол, посвящённый матери Марии, показ фильма «Художница. О сестре Иоанне» («Русский путь», реж. Б. Криницын, 2013).
Девятого апреля — презентация киностудии «Русский путь» и фильма о Н. Л. Окуневе. Также будут демонстрироваться фильмы киностудии «Русский путь»: «18 секунд» (реж. А. Бурыкин, 2010) — об эмигрантке Вере Оболенской, «Русский триумф на чужбине: пионер видеоэры инженер Понятов» (реж. Г. Тагиева, 2012), «Борис Анреп. Мозаика судьбы» (реж. И. Калядин, 2014).
Так называется проходящая в московском Доме русского зарубежья им. А. Солженицына фотодокументальная выставка, имеющая связь и со Швейцарией.
Династии Брокар и, главным образом, Генриху Афанасьевичу Брокару, предпринимателю, исследователю, коллекционеру и меценату, принадлежит особая роль в развитии отечественного парфюмерного производства на рубеже XIX–XX веков, получившего благодаря ему международное признание.
На выставке впервые в России наиболее полно представлены фотографии, деловые документы, чертежи, патенты, газетные публикации, рекламные плакаты и другие материалы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации, Центральном государственном архиве города Москвы, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музее индустриальной культуры (Москва), Главном архивном управлении Московской области, Архивном отделе управления делами администрации Пушкинского муниципального района (г. Пушкино), семейном архиве Николь Шерпитель (Швейцария), а также документы и личные вещи, принадлежавшие семье Брокар из личной коллекции исследователя, члена Союза художников Подмосковья Е.С. Артовой.
Николь Шерпитель, праправнучка Г.А. Брокара, специально прилетавшая на открытие выставки 1 апреля, много лет занимается восстановлением истории своей семьи, пишет об этом книгу. В этой работе ей помогает живущий в Брюсселе племянник Бертран Эстранжен, коллекционер предметов искусства, ведущий блог об удивительной истории Генриха Брокара. Николь родилась в Грассе (Франция), потом с семьей переезжала из страны в страну, последние 15 лет живет в Женеве. По профессии она - она социолог и антрополог. Многое о своем прапрадеде Генрихе (или Анри, как его звали на французский манер) она узнала от своей прабабушки Евгении, которая прожила 98 лет.
Своеобразным эпиграфом к выставке, организованной Натальей Клевалиной (куратор) и Еленой Абаренковой (художник), послужили слова ее героя: «Я вернусь во Францию, чтобы там умереть, но жить и работать я могу только в России, где больше простора для творчества такого художника, каков я…»
Кто же такой этот господин Брокар?
Генрих Афанасьевич Брокар — предприниматель, исследователь, коллекционер и меценат, родился в 1837 году в Париже в семье Атанаса Брокара. Брокар-старший был преуспевающим парфюмером сначала в Париже, затем в Филадельфии. В начале 1860-х Генрих Брокар решил выйти из семейного бизнеса и уехать в Россию. Он обосновался в Москве и превратился в Генриха Афанасьевича. Решив сначала осмотреться на новом месте, 18 августа 1861 года Генрих Брокар поступил на работу управляющим на парфюмерную фабрику Константина Гика. Здесь молодой Брокар проработал более трех лет и за это время изобрел способ изготовления концентрированных духов. Тогда же он женился на Шарлотте, дочери обрусевшего бельгийца Томаса Раве. В октябре 1863 года, ненадолго съездив в Париж и отвергнув все выгодные предложения, полученные на родине, он вернулся в Москву, где собирался открыть собственное дело. Необходимая для этого сумма имелась: фирма «Рур Бертран» из Грасса приобрела изобретение молодого парфюмера за 25 тысяч франков.
Брокар открыл собственную небольшую мыловаренную фабрику. В то время парфюмерное дело в России, включая фабрики, полностью контролировали его соотечественники-французы. На рынок поступали огромные партии импортного мыла и духов. Несколько запоздавший Брокар встретил сильнейшую конкуренцию и сумел в ней выстоять.
Шарлотта чувствовала себя в России как дома и была прекрасно осведомлена о нравах своей второй родины. Помимо этого, она обладала деловой хваткой, позволившей ей стать верной помощницей мужа во всем, что касалось его дел. Известно, что идею выпуска дешевой продукции «для народа» подсказала именно она. Успех был небывалый. Ведь до этого большинству населения необъятной Российской империи мыло было недоступно.
Изучение торговой политики фирмы Брокара могло бы стать прекрасным пособием для начинающих предпринимателей. Начало было положено выпуском «Детского» мыла с буквами русского алфавита, выдавленными на каждом куске - это мыло, благодаря которому многие выучились читать, называли «азбукой Брокара». Следующим безошибочным ходом стал выпуск «Народного» мыла ценой всего в одну копейку. Объемы стремительно возрастали. Предприятию в течение пяти лет несколько раз приходилось менять адрес: Теплый переулок, Зубовский бульвар, затем переезд на Пресню. Но скоро и там становится тесно. Осенью 1869 года Брокар переводит предприятие за Серпуховскую заставу. Со временем фабрика заняла весь квартал на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы. Сначала Брокар производил только мыло. Потом попробовал изготавливать помаду и пудру. Оставалось сделать последний шаг и освоить производство элитных духов. Но это казалось почти невозможным. Предубеждения российской публики, доверявшей исключительно иностранным одеколонам и духам, трудно было преодолеть даже потомственному французскому парфюмеру. Однако не в характере Брокара было отступать.
Первым шагом стал выпуск собственного одеколона, появление которого он обставил необычным образом. В 1882 году, на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, струями одеколона «Цветочный» бил... настоящий фонтан. Никто не мог пройти мимо: дамы окунали в струи фонтана свои шляпки, а мужчины — фалды пиджаков. Подобного не устраивал еще никто. Успех московского парфюмера был полный и бесповоротный, но убедить русских дам покупать выпущенные в Москве духи все равно не удавалось. Ни самые современные технологии, ни то, что владелец фабрики был осведомлен обо всех последних европейских новшествах, которые немедленно внедрял в производство, не помогали. Доверяли не брокаровским, а «настоящим», французским духам только «из самого Парижа».
Тогда Брокар придумал хитрость: он закупил партию духов у особенно популярной в российских столицах французской фирмы «Любэн» и перелил их в собственные фирменные флаконы. Спустя нескольких месяцев две покупательницы, одна за другой, возвратили духи, сославшись то ли на плохое их качество, то ли на нестойкость аромата. Брокар обнародовал нотариально заверенные протоколы о покупке духов у конкурента-француза. Это стало отличным рекламным ходом.
Еще один маркетинговый ход, на столетие опередивший суперсовременные рекламные акции, был сделан опять-таки с подачи жены, тонко чувствовавшей потребности и возможности русских женщин. Брокар выпустил парфюмерный набор, состоявший из десяти предметов и стоивший при этом всего только рубль. Выпуск подарочного набора приурочили к открытию первого фирменного магазина. Торжество было скомкано и магазин пришлось временно закрыть, поскольку спустя три часа после открытия у дверей началось форменное побоище и полиции не оставалось иного выхода, как разогнать рвавшуюся в зал толпу.
Со временем фабрика Брокара стала одним из самых благополучных предприятий города. Известно, что за всю историю ее существования на ней почти не было забастовок. Кроме хорошей зарплаты, в качестве премии каждому сотруднику фабрики выдавались мыло, духи и одеколоны, пропорционально количеству членов семьи. Если же работник изъявлял желание приобрести продукцию другой фирмы, то хозяин оплачивал часть ее стоимости.
Продукцию фабрики часто подделывали, но Брокар придумал, как бороться с контрафактом. Он не только ввел напечатанные специальным образом этикетки для всех без исключения видов своих товаров, но и утвердил для изделий фабрики именные клейма с государственным гербом Российской империи – благодаря особому решению Министерства финансов от 2 апреля 1886 года. Это стало первым случаем использования торговых знаков в России.
В 1872 году Брокар учредил собственный торговый дом, а в 1893-м, в целях расширения производства, компания была переведена в разряд товариществ и стала называться «Товарищество парфюмерного производства Брокар и компания». Но даже достигнув безраздельного господства на российском рынке, миллионер Брокар продолжал напряженно работать и постоянно изобретать.
За свою жизнь он изобрел немало. Сначала – способ создания концентрированных духов,затем – состав «Цветочного» одеколона, получившего широчайшее распространение и выпускающегося по сей день. Фабрика Брокара смело внедряла в производство новые сорта мыла и одеколона, – ее владелец экспериментировал, создавая все новые и новые ароматы.
Брокар эффектно рекламировал свой товар, причем не только фонтаном на ярмарке или поднесенным герцогине Эдинбургской букетом, составленным из восковых цветов – роз, ландышей, фиалок и нарциссов, каждый из которых обладал своим неповторимым ароматом. Он уделял особое внимание упаковке и флаконам, придумывал причудливые формы для своего мыла, к примеру, в виде шара, или морковки, или огурца натурального зеленого цвета.
Супруга «Душистого Генриха» не только участвовала в создании новых марок, разработке оформления упаковок, но даже вела переговоры с партнерами. Не отставали и подраставшие дети – сыновья Александр, Эмиль и дочь Евгения, которые постепенно тоже входили в дело. У четы (Евгения впоследствии вышла замуж за «русского француза» Петра Жиро, владельца шелкоткацкой фабрики, после национализации ставшей «Красной розой»).
Брокары мгновенно откликались на все события и умело использовали политическую конъюнктуру. Так, в разгар Русско-турецкой войны 1877–1878 годов появились мыло «Воинское» и помада «Букет Плевны», ставшие не менее популярными, чем духи «Персидская сирень» — брокаровская «визитная карточка».
Успех сопутствовал парфюмеру повсюду: после триумфа на парижской Всемирной выставке 1889 года, где Брокар впервые экспонировал духи «Персидская сирень», последовали золотые медали на выставках в Мадриде и Брюсселе в 1890 году, высшая награда на выставке в Чикаго в 1893-м. Апофеозом деятельности Генриха Брокара стала Всемирная выставка 1900 года в Париже, где продукция «Товарищества Брокар и К°», официального поставщика двора герцогини Эдинбургской, испанского королевского двора и российского императорского дома, получила Гран-при.
Успех предприятия позволил Генриху Брокару стать одним из самых крупных коллекционеров живописи и предметов искусства. Его собрание, третье по размеру в Москве, включало полотна известных западноевропейских мастеров, которые сейчас можно увидеть в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина и других музеев – после революции вся коллекция была национализирована.
Генрих Брокар прожил в Москве 39 лет. Именно здесь он добился успеха и стал одним из самых удачливых предпринимателей пореформенной России. «Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России», — говаривал Генрих Брокар. Так и случилось. По настоянию врачей Генрих Брокар уехал лечиться в Канны, где и умер в декабре 1900 года. Похоронили «парфюмерного короля» в местечке Провен близ Парижа. Несмотря на то, что Генрих Брокар всю жизнь оставался французским подданным, он был истинным патриотом России.
«Товарищество Брокар и К°» с оборотом в 2,5 миллионов рублей перешло к его вдове. Шарлотта Андреевна мужественно вынесла удар судьбы – она не только вступила в управление наследством и фабрикой, но и увековечила память супруга, создав музей его имени, а в 1901 году выпустила в свет брошюру «Памяти Г.А. Брокара». Вплоть до революции дело Брокаров продолжали его дети. К 1914 году, когда фирма отмечала пятидесятилетний юбилей, ее торговый оборот увеличился в семьсот раз и составил 8 300 000 рублей. Фабрика ежегодно выпускала 34,7 миллиона кусков мыла, 4,3 миллиона флаконов духов, 2,5 миллиона флаконов одеколона, миллионы коробок различных ароматных изделий.
В 1917 году «империя Брокара» была национализирована и переименована в «Замоскворецкий мыловаренный комбинат № 5». В июле 1919 года вместе с другими членами правления фабрики Александр Генрихович Брокар был арестован органами московской Чрезвычайной комиссии по обвинению в антисоветской деятельности. Проведя пять месяцев под следствием, он вышел на свободу и покинул страну. Эмиль и Евгения Брокар также эмигрировали во Францию. Александр жил в Париже, затем в Ницце, где в 1923 году, незадолго о своей смерти (в 1924 году) открыл торговое предприятие.
Бывший завод Брокара снова был переименован, он превратился в фабрику под названием «Новая заря», которая существует и по сей день.
От редакции: Ознакомиться с экспозицией можно до 29 апреля 2016 года, в выставочном зале 409 на 4-м этаже в часы работы ДРЗ по адресу Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2. Проезд: м. «Таганская» (кольцевая).
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.