Открытие выставки живописи и материалов из семейного архива Евгения Окса
4 февраля 2013 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялось открытие выставки живописи и материалов из семейного архива Евгения Окса (1899–1968).
«Евгений Окс — художник, с творчеством которого связаны упущенные возможности российского реалистического искусства первой половины XX века. Будучи учеником знаменитого М.Добужинского, верным последователем М.Вламинка и П.Сезана, мастером, овладевшим всеми приемами классической живописи, Окс выработал свой, особый язык колористической живописи и на нем создал ряд работ, значимых художественно, а порой и социально», — так охарактеризовал художественный метод Евгения Борисовича Окса один из инициаторов и организаторов выставки историк, искусствовед Павел Дейнека.
Работы Окса вернулись на выставочные площадки на рубеже 1990-х годов — после многих лет почти полного забвения и сразу привлеки внимание знатоков живописи высоким уровнем профессионализма. Картина 1934 года «Красный трамвай» была приобретена и сейчас экспонируется Третьяковской галереей, несколько портретов и городских пейзажей находятся в Истринском художественном и краеведческом музее, серия фронтовых рисунков — в музее обороны Москвы. Множество работ Евгения Борисовича попало в частные коллекции и успешно продается на художественных аукционах.
Сегодня Евгения Окса называют основателем лирического городского пейзажа и одним из лучших художников-импрессионистов, «адаптировавших импрессионизм к русской тональной гамме». В 40-х годах прошлого столетия Окс пишет множество деревенских пейзажей в Измалково — «подлинном Подмосковном Барбизоне». Послевоенная деревня — с огородами, покосившимися сараями и старыми деревянными постройками — вот предмет вдохновения художника, сознательно «пропускающего» мимо своего творчества востребованные сюжеты о борьбе за урожай. Историк живописи П.Дейнека поясняет: лучшие из измалковских работ Окса поднимаются до настоящего импрессионизма, написаны вдохновенно и искренне и суть такие же документы времени, как и более ранние работы художника — «Новый год» (1932) и «Красный трамвай».
Лирический городской пейзаж, а именно изображение старых переулков и тихих уголков московских улиц, вышел из под пера мастера благодаря звонкой «оттепели» 1960-х. «Волков переулок», «Сивцев Вражек», «Остановка на Беговой» покоряют зрителя яркими красками в духе «стиляжного» времени, светлой атмосферой и жизнеутверждающим настроением. В это же время художник, по словам П.Дейнеки, открывает для себя «новую живописную и философскую тему — новостройки Москвы, приближающие мечту горожан о светлом будущем».
Среди маленьких этюдов о столичных новостройках П.Дейнека обращает внимание на «подлинный шедевр» — «Дорогу в Хорошеве», который, «будь он написан в монументальном размере, оставил бы далеко позади многих художников-современников». Этюд «Дорога в Хорошеве» ценители таланта Евгения Окса называют пророческим, равно как и работу 1932 года «Новый год» (в те годы Новый год не был в СССР праздником). Что «напророчил» этюд о Хорошеве, пусть останется некой интригой — любознательный читатель может это выяснить самостоятельно.
П.Дейнека сожалеет: Евгению Оксу не удалось создать ничего эпического, даже «Красный трамвай» — всего лишь набросок, заявка на большое полотно, где маленькой кисточкой прописан некий социальный типаж. У Окса могла быть своя школа, целое направление в искусстве, но, увы...
Для экспозиции в стенах Дома русского зарубежья организаторы выставки отобрали картины и графические листы 1946–1947 годов, представляющие собой «попытку художника вместе с группой друзей создать отечественную традицию лирического пейзажа — "Русский Барбизон"». Вместе с живописными полотнами на стендах выставки представлены и материалы из семейного архива Оксов: история семьи стала естественным отражением истории страны.
Почти все члены многочисленной семьи Оксов — люди незаурядные. Отец Евгения Окса — Борис Абрамович Окс — работал долгое время окружным лекарем в Болгарии, где создал первую на Балканах лабораторию противооспенной вакцины. В знак благодарности доктору, спасшему тысячи жизней от свирепствовавшей в те годы оспы, болгары установили памятную плиту. Вернувшись в Россию, Б.А.Окс издавал популярные медицинские журналы и книги, имел собственную типографию.
Мать Евгения Окса — Цецилия Зеленская-Окс — примадонна итальянской оперной сцены. В годы первой русской революции успешно выступала в лучших театрах Италии, внезапно скончалась в 1909 году и похоронена на Миланском кладбище.
Сестра Евгения — Тамара Гаевская-Окс — унаследовала от матери восхитительный бельканто и драматический талант, став примадонной и российской и итальянской оперы. Знатоки утверждают: ее жизнь — захватывающий авантюрный роман, в котором действительность гораздо интереснее вымысла. В жизненном «либретто» красавицы-певицы был ранний брак с офицером Центробалта, бегство с армией Колчака, арест, освобождение, успех в «нэпмановской» России, эмиграция, покорение Италии. Говорят, отец и сын Муссолини боролись за ее внимание, как и именитые чекисты и партработники покинутой ею России. По воспоминаниям близких, Евгений Окс переписывался с Тамарой Гаевской, даже в самые «лихие» времена не порывая связи с сестрой.
Виктор Окс — сын Бориса Окса от первого брака — в предреволюционные годы был доверенным лицом скрывавшегося от преследований Л.Б.Красина — будущего члена правительства молодой Советской республики. В доме Оксов накануне Октябрьского восстания несколько дней скрывался Ленин. Виктор Окс стал отцом двоих детей жены Л.Красина Людмилы Васильевны — Андрея Окса и Нины Окс, которые позднее оказались в эмиграции «первой волны». По ходатайству Леонида Красина в 1922 году В.Окс становится торговым представителем Республики во Франции, а в 1924 году он решает присоединиться к своим детям. В эмиграции Виктор Окс пишет детские рассказы и детективные пьесы на французском языке. В последние годы жизни по просьбе российских архивов он записал уникальные воспоминания о соратниках по революционному движению, три десятка начальных листов которых поступили в ЦГАЛИ.
Нина Окс долгое время работала на Капри в составе литературного секретариата М.Горького, затем вышла замуж и поселилась в Лондоне (в материалах выставки указано: «Л.В.Красина купила им в Лондоне маленький домик»).
Андрэ Окс — сын Андрея Окса — участник Сопротивления, погибший в восставшем Париже в 1944 году. Одна из улиц в предместье Парижа носит его имя. Поэтесса русского зарубежья Мария Вега посвятила ему поэму «Пупсик» — так звали «нового Гавроша» в детстве...
Дочь Евгения Окса — театральная художница Людмила Евгеньевна Окс и внучка Ольга Окс — тоже художница — принимали непосредственное участие в организации и открытии выставки вместе с П.Дейнеко и сотрудниками Дома русского зарубежья Верой Владимировой и Светланой Урбан.
Открытие выставки завершилось теплым литературно-музыкальным вечером в кругу друзей семьи Евгения Окса и почитателей его таланта.
Ирина Тишина
Фото С.Урбан и О.Булдакова
|