XI книжный фестиваль «Открытый мир библиотек» начал работу в библиотеке имени М.Ю. Лермонтова в Пензе в четверг, 4 февраля. В течение всего дня в учреждении будут говорить о культуре русского зарубежья.
Так, в фойе культурного учреждения открыт арт-проект «Музей братьев Мозжухиных в библиотеке». Это не музей в обычном смысле слова, а скорее инсталляция, где центральная фигура — актер немого кино, уроженец Кондоля Иван Мозжухин, а также другой знаменитый пензенец — режиссер Всеволод Пудовкин.
«Есть ряд пензенцев, которые внесли очень большой вклад в развитие кинематографа в России. Родилась идея — сделать не только арт-композицию, внутри которой можно было бы поностальгировать, пофотографироваться, но и представить те материалы, которые широкой публике неизвестны», — пояснил кандидат исторических наук, ученый секретарь Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова Дмитрий Мурашов.
Так, самой яркой фигурой третьей волны эмиграции стал Нобелевский лауреат Александр Солженицын, бывавший и в Пензе. В настоящее время в город приехали представители Дома русского зарубежья, носящего имя великого писателя, причем не с пустыми руками — с книгами.
«В 1994 году, когда Александр Исаевич возвращался из эмиграции, по дороге из Владивостока в Москву он посетил множество городов России. Он не только встречался с людьми, но и посещал библиотеки. Тогда у него родилась идея программы книжной помощи, в рамках которой будут пополняться библиотеки городов России», — подчеркнула заведующая отделом международного и межрегионального сотрудничества Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына из Москвы Елена Кривова.
В программе фестиваля также предусмотрена демонстрация фильмов о русских за рубежом и открытие выставки о Первой мировой войне в памяти эмигрантов.
Подробности в репортаже корреспондента телеканала «Россия 1. Пенза»
«Представители Дома русского зарубежья подарили Пензе коллекцию из сотни книг»
Впервые участниками XI книжного фестиваль «Открытый мир библиотек» стали представители Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. По всему миру они собирают и бережно хранят культурно-историческое наследие русских эмигрантов.
В дар библиотеке, а значит и всей читающей общественности региона, Дом русского зарубежья преподнес коллекцию из почти сотни книг и более 70 номеров эмигрантского журнала.
«Это известное эмигрантское издание, выходящее в Нью-Йорке, главным редактором которого долгие годы был Роман Гуль. Его имя, конечно, связано с Пензенским регионом», — сказала заведующая отделом Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына из Москвы Елена Кривова.
За 20 лет работы Домом русского зарубежья организовано и проведено более 500 различных выставок. Однако, по собственному признанию его представителей, самым доходчивым, действенным и эмоциональным все же оказывается кино.
Год кино, объявленный в 2016 году президентом России Владимиром Путиным, в Пензенской областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова на фестивале «Открытый мир библиотек» тоже отразили.
В частности, в Пензу приехал кинорежиссер Сергей Зайцев. Его цель — снять документальный фильм.
«Он будет связан с Гражданской войной в России, с эмиграцией тоже. Мои герои родом из Кузнецка. Один человек, которого мы будем снимать, имеет родственное отношение к героям», — сказал директор киностудии «Русский путь» из Москвы, кинорежиссер Сергей Зайцев.
На фестивале сотрудники Дома русского зарубежья представили выставку о Первой мировой войне.
«В Пензенской области стартовал фестиваль «Открытый мир библиотек»»
«Открытый мир библиотек» – книжный фестиваль с таким названием стартовал в Пензе. Он проходит уже в 11-й раз и посвящен ценностям русской культуры и письменности, а также Году российского кино. Планируется, что фестиваль побывает в Лопатино, Земетчино, Тамале, Иссе. Первой принимала гостей областная библиотека имени Лермонтова.
Главное внимание на этом фестивале, конечно, приковывают книги – старинные, современные, зачитанные до дыр и малоизвестные широкому кругу читателей. «Открытый мир библиотек» в 2016 году вспомнил многих выдающихся писателей и публицистов русской эмиграции.
В этой плеяде есть уроженец Пензенской области Роман Гуль. Литературная общественность в 2016 году отмечает 120 лет со дня его рождения.
«23 года в России, 68 лет в эмиграции с глазами на Россию, постоянно ей служа и вспоминая о ней. Мы сегодня разговариваем о нем, потому что Россия для него – это, прежде всего, Пенза», – отметила главный хранитель объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области Лариса Рассказова.
Тон очередному книжному фестивалю задали столичные гости – делегация из Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. Эта организация активно сотрудничает со всеми регионами России, распространяя знания о культурно-историческом наследии эмиграции.
«Мы, конечно, хотели представить и познакомить пензенцев с работой и деятельностью Дома русского зарубежья имени Солженицына, потому что это уникальная организация, комплекс, который сочетает в себе функции архива, музея, научно-исследовательского, информационно-издательского центра, киностудии, книжного магазина», – сказала заведующая отделом международного и межрегионального сотрудничества Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына Елена Кривова.
«Понятие, которое должно быть заложено у нас в сознании, когда мы говорим об эмиграции, – это «изгнанничество». Это те, кто не согласился со сломом привычного уклада русской жизни», – отметил заместитель директора Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына Игорь Домнин.
В программу фестиваля также вошла презентация специального арт-проекта, посвященного Году российского кино. Лермонтовка подготовила инсталляцию, которая знакомит с творческим наследием наших выдающихся земляков – Ивана Мозжухина, Всеволода Пудовкина, Александра Медведкина.
Свое кино участникам и гостям фестиваля показала и киностудия «Русский путь» – один из проектов Дома русского зарубежья, собирающий буквально по крупицам редкое видео.
«Поскольку работаем с русским зарубежьем, мы даже знаем людей, у которых есть золотые и жемчужные россыпи. Пока что они нам недоступны, потому что не все идут на контакт, но мы знаем, что уникальная хроника есть», – заявил директор киностудии «Русский путь» Сергей Зайцев.
На пензенской земле гости представили несколько фильмов. Во-первых, «Посольство на Таганском холме». Работа посвящена деятельности Дома русского зарубежья и является своего рода визитной карточкой организации. А также – отрывки из цикла документальных фильмов «Русские в мировой культуре».
«Выставка «Великая война 1914-1918 гг. в памяти Зарубежной России»
4 февраля вниманию пензенцев был представлен ещё один проект Дома русского зарубежья — выставка «Великая война 1914-1918 гг. в памяти Зарубежной России». Автором проекта является заместитель директора Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Игорь Домнин. Гостям библиотеки имени М. Ю. Лермонтова повезло узнать о замысле выставки и её экспонатах из уст автора.
Выставка представляет собой набор постеров, посвящённых жизни участников Первой мировой войны, функционированию различных обществ и организаций ветеранов. Постеры знакомят зрителей со страницами фронтовых альбомов, семейных архивов и других документов. Великая война глазами очевидцев, война глазами участников, «другая» правда о войне, зафиксированная документально!..
Благодарим Дом русского зарубежья за то, что выставка останется в стенах Лермонтовки до конца февраля и будет открыта для широкого доступа.
«Творческая встреча с кинорежиссером Сергеем Зайцевым»
Череду событий, посвящённых открытию XI Книжного фестиваля «Открытый мир библиотек», завершила творческая встреча с директором киностудии «Русский путь» Дома русского зарубежья кинорежиссёром Сергеем Зайцевым.
Он представил зрителям документальный фильм «Погибли за Францию» (2003 г.), который повествует о двух русских особых пехотных бригадах, сражавшихся на земле Франции в период Первой мировой войны. Это пронзительный фильм о тяжёлых и порой трагических буднях войны, о героизме русских, нашедших в себе силы исполнить воинский долг с честью. За подвиги под Суассоном и участие в прорыве главного укрепления немцев (линии Гинденбурга) французская пресса назвала русское военное формирование Легионом Чести.
Премьерные показы фильма прошли не только в России, но и за рубежом. Фильм получил высокую оценку критиков и завоевал награды разного достоинства на различных кинофестивалях.
Пензенцы увидели этот фильм впервые. Проблемы, которые поднимает режиссёр фильма, вызвали обсуждение в зале, неравнодушные отзывы, слова благодарности и вопросы.
Итак, XI Книжный фестиваль «Открытый мир библиотек» достойно заявил о себе. Надеемся, всем его участникам предстоят интересные события, волнующие открытия, познавательные встречи! В добрый путь!
«Официальное открытие XI Книжного фестиваля «Открытый мир библиотек»»
Официальное открытие XI Книжного фестиваля «Открытый мир библиотек» прошло в конференц-зале Лермонтовки.
Видеостудия Лермонтовской библиотеки «Глобус» представила новый фильм «Сокровища русской культуры и письменности в собраниях Лермонтовки». Зрители познакомились с несметными книжными и документальными сокровищами, которыми богаты хранилища библиотеки.
Почётный гость фестиваля депутат Государственной думы Российской Федерации Николай Иванович Макаров поприветствовал собравшихся и выразил надежду на то, что сокровища Лермонтовки будут востребованы новыми поколениями пензяков, ведь «только книга может воспитать человека, сформировать его личность».
Слово для открытия книжного фестиваля было предоставлено и. о. заместителя начальника Управления культуры и архива Пензенской области Николаю Анатольевичу Сизову. «История фестиваля насчитывает годы, что свидетельствует о его востребованности, – отметил Николай Анатольевич. — Так пусть традиция не прекращается и фестиваль продолжает радовать пензенцев новыми встречами с интересными людьми и книгами!»
Первым открытием фестиваля стал Дом русского зарубежья имени А. Солженицына (г. Москва). Заместитель директора Игорь Владимирович Домнин рассказал о деятельности Дома русского зарубежья. Дом существует уже 20 лет. Свою миссию его сотрудники видят в собирании и ретранслировании документального наследия о русской эмиграции. Его основатель Александр Солженицын называл дом светящимся мостом, соединяющим русское зарубежье и жителей России. Подтверждением этих слов послужил фильм «Посольство на Таганском холме», который более широко представил аспекты работы Дома русского зарубежья.
Кинематографическую деятельность Дома осветил директор и руководитель киностудии «Русский путь», член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук России кинорежиссёр Сергей Леонидович Зайцев. Киностудия «Русский путь» Дома русского зарубежья создаёт циклы документальных фильмов, рассказывающих о вкладе русских людей в мировое культурное наследие.
В.Леонидов «Считаю себя смертником…Солженицын, Елена Чуковская, издатель Дюран, местечко Кок-Терек и пьесы Островского»
Новые, уже четвертые «Солженицынские тетради» посвящены, естественно, творчеству писателя и его наследию. И все-таки выпуск не совсем обычен. Почти половина книги отдана людям, которых знал и любил Александр Исаевич и которые служили ему верой и правдой.
Прежде всего это Елена Цезаревна Чуковская. Люша, как ее называли друзья. Маленькая, тоненькая, она бесстрашно носила экземпляры «Архипелага ГУЛАГ» чуть ли не в авоськах, передавала Солженицыну, затравленному и обложенному со всех сторон, письма и была одной из главных помощниц в борьбе с огромной империей лжи. С наступлением новых времен продолжала служить русской культуре, тщательно, том за томом, издавая наследие великого деда, блистательного Корнея Ивановича Чуковского и своей матери, несгибаемой Лидии Корнеевны Чуковской. Именно Елена Цезаревна подготовила в предыдущих «Солженицынских тетрадях» переписку Лидии Чуковской с Солженицыным, ставшую одним из главных культурных событий последних лет.
Когда с Еленой Цезаревной шло прощание в Доме русского зарубежья на Таганке, к микрофону подходили литературоведы, поэты, музыканты. Порой сбивчиво, не осознавая до конца эту потерю, говорили о том, что она значила в нашей жизни и чего мы лишились. Все было стенографировано, и запись выступлений полностью представлена в последних «Солженицынских тетрадях».
Составители этого издания, работавшие под руководством Андрея Немзера, включили также и стенограммы выступлений на вечере в день сороковин Елены Цезаревны.
Другой человек, перед памятью которого склоняют голову составители, менее известен в России. Но зато все, кто более или менее знаком с судьбой Солженицына, равно как и с историей книгоиздательского дела в Европе, с благодарностью произносят это имя. Клод Дюран.
Издатель, писатель, критик, человек, который так много сделал для того, чтобы Александра Исаевича узнали на Западе. Именно он курировал первый французский перевод «Архипелага» и стал литературным агентом писателя.
Вообще роль Дюрана в культурной жизни Европы была огромной. Возглавляя издательство Fayard, он всегда публиковал книги, становившиеся огромным общественным событием. «Солженицынские тетради» публикуют его очерки об Александре Исаевиче. Написанные ярко, мощно и с огромным восхищением перед человеком, которого как только ни проклинали многие западные интеллектуалы. Но Дюран понимал и видел дальше них.
«Оставляя в стороне душевную теплоту, которую между нами соткало время и долгая переписка, скажу, что моя работа была работой опытного лоцмана, который старается провести флагман между неведомыми подводными камнями. Для человека, чуждого западным нравам, таковых много: это и юридический формализм одних при цинизме других, и любопытство, самодовольство средств массовой информации», – писал он.
Такие люди всегда бывают мостами между различными странами и культурами.
В четвертом выпуске «Тетрадей» также можно прочесть и об одном из ближайших друзей Солженицына – Эмиле Александровиче Мазине, учителе математики в Ростове, знавшем Александра Исаевича еще с университета. До самой своей кончины, немного не дотянув до столетнего юбилея, Мазин преподавал в школе. Сотни людей с благодарностью вспоминают его душевную щедрость.
И конечно, «Солженицынские тетради» не могли не вернуть нам новые строки писателя.
Для всех, кого обжигает невероятная жизнь автора «Архипелага ГУЛАГ», станет настоящим подарком публикация писем Александра Исаевича Марии Васильевне Скороглядовой-Крамер.
Солженицын находился в ссылке, в забытом богом казахском местечке Кок-Терек. 1953 год. За спиной – 12 лет войны и лагеря. Поселение, казалось бы, навсегда. Рак, смерть буквально смотрит в глаза. И тут, как луч света, в письмах из сверкающего другого мира, который он и не надеется увидеть, возникает женщина, дружившая с его матерью. Он торопится рассказать обо всем, пишет лихорадочно, импульсивно, и в то же время сохраняя предельную четкость и ясность каждого слова. То, что потом стало одним из главных магнитов его произведений:
«А в общем, на душе стало «пусто и ясно» (цитата из Ахматовой. – В.Л.). Считаю себя теперь смертником и вытравляю всякую жалость к несостоявшейся жизни. Она была мне слишком много раз подарена, чтоб я смел жаловаться. Все страшно лишь постольку, поскольку оно еще не решено (будет ли), еще только грозит. На войне во время обстрела сидеть в укрытии и ждать, не прикажут ли выходить, – страшно, бежать с заданием под разрывами по полю – уже не страшно, а истекающий кровью раненый вспоминает о мире с благодарным безразличием и тотчас – с равнодушием...»
Но имя Марии Скороглядовой-Крамер представлено не только в связи с письмами. Составители «Солженицынских тетрадей» предлагают читателям ее уникальные воспоминания о матери писателя – Таисии Захаровне Щербак.
И по традиции открывается книга новыми очерками из «Литературной коллекции» – записями, которые делал Александр Исаевич во время чтения. Он, как известно, просто не мог тратить ни единой минуты. В предыдущих «Тетрадях» были представлены заметки о Викторе Астафьеве, Николае Лескове, блистательный набросок о Булгакове. Здесь мы читаем его впечатления от пьес Александра Островского. Причем он абсолютно далек от коленопреклонения. Читатель погружается в жесткий, откровенный анализ. Никакого восторга не вызывает, к примеру, у Солженицына «Доходное место»: «Неудачная, грубовато сработанная пьеса в подпитку предреформенного общественного движения». Зато о пьесе «Бедность не порок» он написал так: «…аромат душевной чистоты. Тут – сердце драматурга». Исследует, как менялся от пьесы к пьесе великий певец купеческих нравов. Вот завершение очерка о «Грозе»: «Отколыхался диапазон, какого доселе мы у Островского и не видели». Любой историк русского театра без этих страниц уже не обойдется.
Можно долго листать четвертый выпуск. Здесь и переписка с графиком Владимиром Фаворским, и письма к Наталье Мильевне Аничковой – одной из «невидимок», помогавших писателю во время его смертельной борьбы с советской машиной, и рассказ о жизни Надежды Левитской, недавно встретившей 90-летие. Библиограф высочайшего уровня, дочь умершего во время допросов блистательного генетика и друга великого Вавилова, она познала и оккупацию, и лагерь, и травлю. В трудные для Александра Исаевича дни Надежда Григорьевна опять рисковала жизнью, делая все возможное и невозможное, чтобы только не прерывалась его работа…
Открытие бездонной планеты наследия Солженицына продолжается.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.