Презентация книги архимандрита Иоанна (Когана) «Из плена — к Свету! или Исповедь одного человека»
19 декабря 2012 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялась презентация книги архимандрита Иоанна (Когана) «Из плена — к Свету! или Исповедь одного человека» (М., 2012).
Конференц-зал Дома русского зарубежья заполнился не сразу. «Как много известных людей собиралось прийти, но не пришло, — сокрушался батюшка, — кто заболел, кто в пробке застрял!..» Ждем еще немного, пока на экране демонстрируется фильм телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой». Собеседник ведущего — герой нашего вечера архимандрит Иоанн. Понемногу свободных мест становится все меньше и меньше. Люди приходят семьями — мужья и жены, бабушки с внуками, а то и все три поколения сразу. По радостным приветственным кивкам вновь прибывших в сторону батюшки понимаешь: случайных людей здесь почти нет. Как потом выяснилось, все присутствующие уже так или иначе знакомы с автором книги: кто-то беседовал с ним или исповедовался, кто-то пришел по настоятельной рекомендации знакомых, а кто-то познакомился с ним в самолете, да так был очарован личностью архимандрита, что пришел послушать его еще раз. «Я не иеромонах, а "аэромонах"», — шутит о. Иоанн, рассказывая о своих частых перелетах из страны в страну. Однако фильм завершен, зал почти полон, и слово взял сам автор книги...
Я никогда еще не была на таких презентациях: исповедь, проповедь, доверительная беседа — все соединилось в ней как-то очень гармонично и необычно. За два часа ум и душа испытали напряжение невероятное, — а как же иначе, ведь речь шла о великих смыслах и высоких материях, о путях человека к Свету — к Свету Истины и Веры. Пересказать проповедь человека с многолетним опытом иноческой жизни немыслимо, да и ненужно. Можно и должно прочесть его книгу.
Что же подвигло автора «открыться и поведать миру о тайне его обращения к Богу и о том пути, которым он шел к познанию Истины?» «Искреннее желание помочь тем, кто еще на пути к Ней или ищет Ее среди всеобщего безумия нашего развращенного мира», — ответствует архимандрит Иоанн во вступлении к своему повествованию. В молодости, находясь «в мучительном поиске» девушки, которая одарила бы его «через взаимное чувство этим вожделенным счастьем», он «таинственным образом постепенно приходит к вере в Бога, неожиданно встречается с Его Божественной Любовью, которая, пленив его израненное сердце своим огненным действом, буквально "похищает" его от Земли, призывая стать гражданином Неба и сыном Всесвятой Вечности...»
Исповедальный характер повествования архимандрита Иоанна — традиция, ведущая свое начало от знаменитой «Исповеди» святого Блаженного Августина. В прологе книги, написанном протопресвитером отцом Георгием Металиносом, академиком, профессором богословия Афинского университета, читаем: «"Публичная исповедь", которая переносит нас в первые века христианства, по-особенному затрагивает и волнует душу, ибо искреннее раскрытие тайны человеческого сердца, всецело предавшегося Христу как Спасителю мира, через описание всего им пережитого воистину наставляет и назидает».
Автор начинает свой рассказ с самого детства: родной город Фрунзе, семья, школа, увлечения шахматами и радио, пионерский лагерь, первая любовь — все, как и у миллионов советских детей, воспитанных в духе своего атеистического времени. В подростковом возрасте будущий архимандрит «заболел» стихами и с удовольствием посещал литературное объединение. Любовь к слову и поиск прекрасного привели его на филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина. Однако автор признается: «Я был страшно разочарован духовной и нравственной атмосферой на нашем курсе...»
Знакомство со старинной дворянской семьей Угримовых поразило впечатлительного студента: «Духовный и нравственный климат, царивший в их семье, помогал мне осознавать многие вещи, которые были тогда не доступны для нашего поколения. Постепенно во мне созревал протест и неприятие существующего режима». В то же время молодой человек читает запрещенные книги Александра Солженицына, которые «глубочайше потрясли меня своей ужасающей правдой и тем леденящим злом, которое жило и действовало под внешней идеологией официального режима».
Студенту уже не хотелось учиться в институте, и он продолжил «искать Истину в храме искусства». Юноша устроился работником сцены в Театр на Таганке, затем в Большой театр и Театр киноактера, но — «...весь так называемый богемный и творческий мир, — сам, живя, к сожалению, в стихии страстей, был ослеплен своим гордым величием и не мог мне открыть причину наших страданий на Земле». Автор приводит подобное мнение о сфере искусства отца Александра Ельчанинова, называвшего ее «не духовной сферой, а областью чистой душевности». В поисках истинного пути снова и снова рождаются стихи:
Еще не верую, приняв познанье Истин
За вещий смысл земного бытия.
Но Кем-то путь давно уж мой исчислен, —
Ты весь в слезах, чтобы не плакал я!
О, бедный бред весенний, брат мой частый,
Надежду вьет и льнет к чужой Двери.
За нею — Бог! И новое зачатье, —
Твори его, Всесильный, о, твори!
Ты ведаешь судьбы моей изъяны
И знаешь все паденья впереди...
Когда же из бездушья обезьяны
Мне к Свету доведется перейти?
В поисках Истины молодой человек приобрел и печальный опыт «искушения Востоком». Поддавшись модному в 1970-х годах увлечению йогой, он столкнулся с «духовно тонким миром» и пережил страшное состояние богооставленности — положение человека, лишенного благодати Божией, один на один с «неведомыми тайными ангелами». Спасла молитва, иконка Николая Чудотворца и православный крестик, — «Господь направил меня туда, где я мог Его найти...»
Накануне 24-летия молодого поэта «посетило невероятно сильное, непреодолимое желание ехать утром в Троице-Сергиеву Лавру», и
У святых мощей, где авва Сергий дивный
Почивает в раке среброзолотой,
Мне был Голос властный и призывный,
Чтобы я крестился, ибо есмь чужой...
С крещения началась жизнь отца Иоанна в Боге...
Первое Причастие, гонения, посвящение себя священству, монашество, жизнь за границей — все этапы своего пути архимандрит Иоанн описывает хорошим слогом и с уважением к читателю. Академик, профессор богословского факультета Афинского университета Георгий А. Галитис, чей отзыв о труде отца Иоанна приводится в прологе книги, отмечает художественный, поэтический дар автора, который дает возможность читателю «вместе с духовной для него пользой ощущать и эстетическое наслаждение при захватывающем чтении "Исповеди", глубинная суть которой: встреча с распятой за нас Любовью Христовой, живущей сокровенно в нашей Православной Церкви».
...Заканчивая встречу с будущими читателями своей книги, архимандрит Иоанн поведал о своем желании: «Я хочу, чтобы люди, прочитав эту книгу, посмотрели на себя со стороны». С сожалением батюшка замечает: «Ощущение того, что мы повинны, во многих из нас отсутствует, а без покаяния нельзя стать истинными детьми Церкви!» И дает совет: «Чаще ходите в церковь и ищите грамотного духовника!..»
Книгу же он завершает словами: «Христос постепенно — со временем — вселяет живую надежду в сердца верных ему чад, и с нею не страшно идти после смерти в Вышний мир, где любовь Его отрет всякую слезу и упокоит верные Ему души во Царствии Отца Своего в неизреченной радости и вечном блаженстве. Ради этой великой цели стоит жить и страдать на Земле, свидетельствуя и дальним и ближним о несказанной Любви нашего Бога, пришедшего в этот падший мир спасти человека...»
Ирина Тишина
|