16 сентября 2015 года в Крыму, в Алуште, открылись XXII Крымские международные Шмелёвские чтения. Их тема – «И.С. Шмелёв и писатели русского зарубежья». Перед началом работы конференции участники чтений посетили святыни Крыма в Симферополе, Алуште и Ялте.
Накануне открытия Чтений, 15 сентября 2015 года, состоялась экскурсия по музею И.С. Шмелёва, которую провела Нина Николаевна Никулина. Затем прошла литературно-музыкальная гостиная «Валаамский напев» по повести И.С. Шмелёва «Старый Валаам». Исполнитель - Игорь Раскосов, регент хора Храма Святых Царственных Мучеников г. Алушты. Закончился день Шмелёвским чаепитием на террасе у музея писателя. Завтра – открытие Чтений.
16 сентября 2015 года в концертном зале санатория «Киев» в Алуште состоялось открытие XXII Крымских международных Шмелёвских чтений, посвящённых Году литературы в России и 140-летию со дня рождения писателя С.Н. Сергеева-Ценского. Открыл заседание председатель Оргкомитета Чтений, директор Музея И.С. Шмелёва и Литературно-мемориального музея С.Н. Сергеева-Ценского В.П. Цыганник. Со словами приветствия выступили: директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин, вице-президент Российского фонда культуры Л.В. Назарова, представители властей Крыма и Алушты, доктор филологических наук С.В. Шешунова и др. Приветствие от митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря зачитал прот. Димитрий Компанец, настоятель алуштинского храма Всех Крымских святых. Во второй половине дня в Музее И.С. Шмелёва состоялось открытие историко-документальной выставки «Я возвращаю себе Россию» (на материалах парижского архива Шмелёва). Вечером для участников Чтений прошёл концерт русского романса.
17 сентября 2015 года Пленарным заседанием Крымские Шмелёвские чтения продолжили свою работу. С докладами выступили доктора филологических наук: профессор В.А. Кошелев (Великий Новгород), доцент С.В. Шешунова (Дубна), профессор И.А. Есаулов (Москва), профессор А.А. Степанова (Днепропетровск), профессор А.О. Шелемова и профессор О.И. Федотов (Москва), профессор С.М. Пинаев (Москва) и др. В этот же день состоялось открытие выставки учащихся Детской художественной школы города Новоуральска, победителей Всероссийского конкурса детского рисунка «Лето Господне». Закончился день презентацией музыкальной программы Российского фонда культуры (исполнители Любовь Исаева и Юрий Нугманов) и концертом «Я брата братом назову» (И.С. Шмелёв и К.Д. Бальмонт в эмиграции) в исполнении Людмилы Иванищенко, Петра Захарова, Лидии Долматовой-Захаровой и Алексея Захарова (Санкт-Петербург).
18 сентября 2015 года в рамках XXII Крымских международных Шмелёвских чтений прошли заседания секций. На секции «Религиозно-философский, православно-просветительский аспект в творчестве И.С. Шмелёва и его современников» (руководитель профессор Т.И. Петракова) выступили: А.А. Бердников (Канада), С.И. Передереева (Канада), Л.А. Данилова (Москва), Н.В. Чичкина (Москва), Н.А. Никитина (Алушта), В.А. Семёнов (Тверь), П.А. Гаврилов (Краснодар). Во второй половине дня прошли презентации книг, состоялось подведение итогов работы конференции. В рамках творческой гостиной профессор С.М. Пинаев (Москва) представил новую поэтический программу «России прерванная нить...».
19 сентября 2015 года, в последний день Крымских Шмелёвских чтений, для их участников состоялась экскурсия в Юсуповский дворец, который находится близ Ялты в Кореизе (архитектор Н. Краснов). С 1880 года им владел московский генерал-губернатор князь Ф.Ф. Юсупов. Во время Ялтинской конференции 1945 года во дворце останавливалась советская делегация. Парк Юсуповского дворца, территория которого занимает 16,5 гектар, заложен одним из самых известных садовников Карлом Кебахом. Здесь произрастает около 7,5 тысяч растений, среди которых до 200 видов - декоративные деревья и кустарники (32 из них являются редкими). Возраст 155 деревьев от 100 до 500 лет. Из парка открывается прекрасный вид на гору Ай-Петри.
"В Ливадии проходит выставка "Николай Краснов - русский зодчий Сербии" "
В Государственном бюджетном учреждении Республики Крым «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник» Министерства культуры Республики Крым в рамках юбилейных мероприятий, посвященных празднованию 150-летия выдающегося архитектора Николая Петровича Краснова, проходит выставка «Николай Краснов - русский зодчий Сербии».
Целью выставочного проекта является расширение представления о масштабе архитектурного таланта и многообразии творческого наследия Н.П. Краснова.
На выставке представлены экспонаты библиотек, частных коллекций России и Сербии, большинство из которых в Крыму увидят впервые, также широкому кругу посетителей будет дана возможность увидеть копии фотографий разнообразных объектов, проектированием которых Краснов занимался в эмиграции, копии чертежей, эскизов, акварелей, выполненных зодчим, документов периода эмиграции. Кроме того выставка будет органично дополнена материалами из коллекции Ливадийского дворца, а также копиями акварелей крымского периода творчества Краснова, предоставленных Ялтинским историко-литературным музеем.
На открытии выставки с приветственным словом выступили: директор ГБУ РК «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник Л. Декушева, директор ФБУКг.Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына»В. Москвин, заместитель директора ФБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына» по вопросам культурно-исторического наследия И. Домнин, заместитель директора историко-культурного музея заповедника «Коломенский Кремль» по научной работе Т. Стукнина, член Союза журналистов России З. Пожитных, начальник научно-экспозиционного отдела «История Ливадии» ГБУ РК «Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник» Е. Палькеева.
Данный уникальный проект стал возможным благодаря совместной работе Дома русского зарубежья имени А. Солженицына г. Москва и ГБУ РК "Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник" при поддержке Министерства культуры Республики Крым.
СПРАВКА. В 1887 году, в возрасте 23 лет, молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николай Краснов был принят на должность городского архитектора Ялты. Здесь в полной мере проявился его талант как градостроителя, но наиболее яркий след он оставил в создании дворцово-парковых и усадебных ансамблей Южного берега Крыма. Его заказчиками становятся не только именитые аристократы, промышленники, военные, деятели искусств, но и представители царствующей династии России. Вершиной его архитектурного творчества явилось создание знаменитого Ливадийского дворца для российского императора Николая II. Во время гражданской войны в 1919 году Николай Петрович Краснов эмигрирует из Ялты. С 1919 по 1922 год живет на Мальте, а затем переезжает в Белград. Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Королевство Югославия) становится второй родиной для русского архитектора, где ему была предоставлена возможность заниматься любимым делом.
«В Ливадийском дворце открылась выставка «Николай Краснов – русский зодчий Сербии»
В Ливадийском дворце-музее в рамках юбилейных мероприятий, посвященных празднованию 150-летия выдающегося архитектора Николая Петровича Краснова, открылась выставка "Николай Краснов - русский зодчий Сербии".
Идея этого уникального проекта родилась чуть более года назад и успешно реализована благодаря совместным усилиям Дома русского зарубежья имени А. Солженицына, музея-заповедника "Коломенский кремль" и ГБУ РК "Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник".
Главная идея этой выставки показать и рассказать о мало известных для крымчан страницах жизни и творчества одного из самых выдающихся ялтинских архитекторов.
Так случилось, что имя великого зодчего Николая Красного тесно связало Москву, Крым и Сербию. Однако, к сожалению, после революции и смены государственных строев в наших странах воспоминания об этом великом мастере незаслуженно старались стереть из памяти потомков. Но творения его рук, дворцы, особняки, мосты, культовые здания, лучше любых музейных экспонатов пронесли через века и сохранили имя своего автора.
И вот сейчас возрождается не только память и заслуженное почитание личности талантливого архитектора Николая Краснова, но и с новой силой развиваются прежние связи между русским и сербским народами, в основе которых имя великого зодчего.
"Наше сотрудничество не прерывалось даже в самые тяжелые времена, когда Югославия была под жесточайшими западными санкциями, когда страну бомбили, мы продолжали поддерживать наши культурные связи, - отметил директор Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Виктор Москвин. – Это объясняется тем, что русский и сербский народы – братские, которые имеют общую историю. В минувшем столетии нам всем пришлось пережить очень тяжелые времена".
Тем не менее, по словам Виктора Москвина, именно сейчас из-за санкций, введенных в отношении России, и давления со стороны сербского правительства, присоединившегося к ним, их коллеги из Сербии не смогли приехать на открытие выставки в Ливадию, но передали теплые слова приветствия всем участникам этого мероприятия.
Виктор Москвин также рассказал, что выставка "Николай Краснов - русский зодчий Сербии" уже побывала в Москве и в столице Сербии. В Белграде к ней был такой большой интерес, что традиционно выходную субботу пришлось сделать рабочим днем, чтобы все желающие могли познакомиться с творчеством знаменитого архитектора.
По словам куратора балканских проектов Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Татьяны Иринарховой, выставка знакомит с периодом творчества Николая Краснова вне России.
"На выставке представлены копии уникальных документов из музеев, архивов, библиотек, частных коллекций России и Сербии, большинство из которых впервые экспонируются в Крыму, - отметила Татьяна Иринархова. – Здесь есть эскизы и чертежи, выполненные Красновым в процессе проектирования им очередного объекта. При этом, можно увидеть не только все здание, но и отдельные его детали, которые тщательно прорабатывал и прорисовывал мастер. Очень важно, что представленные экспонаты дают возможность увидеть все многообразие творчества Краснова. В Сербии он был королевским архитектором, но занимался не только строительством монументальных и культовых зданий. Он разрабатывал эскизы для столового серебра, макеты колоколов, которые потом были отлиты, элементы усыпальницы королей. На нашей выставке есть даже макеты зеркала, крыльца, колодца, выполненные великим зодчим».
Заместитель директора музея-заповедника "Коломенский кремль" Татьяна Стукнина привезла в Ялту подарки с родины Николая Краснова и небольшой презентационный фильм об одном из старейших городов московского региона с очень богатой историей. Именно здесь в Коломенском уезде и родился в свое время великий архитектор.
"У Коломенского уезда и Южного берега Крыма много общих имен, но Краснов, конечно, самое громкое из них. К сожалению, за многие годы забвения эта связь времен была несколько утрачена. Местные жители села, в котором родился Николай Краснов даже ничего не знают о своем знаменитом земляке. Я хочу выразить благодарность Ливадийскому дворцу, ялтинцам за то, что здесь сохранили память об этом талантливейшем мастере, и благодаря этому мы можем снова вернуть это имя не только его малой родине, но и всей России", - сказала в своем выступлении Татьяна Стукнина и добавила, что в музее города Ступино мечтают о том, что эта выставка приедет и в их город, чтобы рассказать его жителям о великом земляке Николае Краснове.
В Ливадийском дворце выставка "Николай Краснов - русский зодчий Сербии" продлится до декабря этого года.
Кроме того, в рамках открытия этой выставки директор Ливадийского дворца-музея Лариса Декушева и директор Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Виктор Москвин подписали соглашение о сотрудничестве.
Справка: В 1887 году, в возрасте 23 лет, молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николай Краснов был принят на должность городского архитектора Ялты. Здесь в полной мере проявился его талант как градостроителя, но наиболее яркий след он оставил в создании дворцово-парковых и усадебных ансамблей Южного берега Крыма. Его заказчиками становятся не только именитые аристократы, промышленники, военные, деятели искусств, но и представители царствующей династии России. Вершиной его архитектурного творчества явилось создание знаменитого Ливадийского дворца для российского императора Николая II. Во время гражданской войны в 1919 году Николай Петрович Краснов эмигрирует из Ялты. С 1919 по 1922 год живет на Мальте, а затем переезжает в Белград. Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Королевство Югославия) становится второй родиной для русского архитектора, где ему была предоставлена возможность заниматься любимым делом.
«В Ливадийском дворце-музее открылась выставка, посвященная творчеству архитектора Н.Краснова за пределами России»
Сотрудник музея из Сербии, принимавшие участие в создании выставки, не смогли приехать на ее открытие из-за санкций
В Ливадийском дворце-музее в рамках юбилейных мероприятий, посвященных празднованию 150-летия выдающегося архитектора Николая Петровича Краснова, открылась выставка "Николай Краснов - русский зодчий Сербии".
Идея этого уникального проекта родилась чуть более года назад и успешно реализована благодаря совместным усилиям Дома русского зарубежья имени А. Солженицына, музея-заповедника "Коломенский кремль" и ГБУ РК "Ливадийский дворцово-парковый музей-заповедник".
Главная идея этой выставки показать и рассказать о мало известных для крымчан страницах жизни и творчества одного из самых выдающихся ялтинских архитекторов.
Так случилось, что имя великого зодчего Николая Красного тесно связало Москву, Крым и Сербию. Однако, к сожалению, после революции и смены государственных строев в наших странах воспоминания об этом великом мастере незаслуженно старались стереть из памяти потомков. Но творения его рук, дворцы, особняки, мосты, культовые здания, лучше любых музейных экспонатов пронесли через века и сохранили имя своего автора.
И вот сейчас возрождается не только память и заслуженное почитание личности талантливого архитектора Николая Краснова, но и с новой силой развиваются прежние связи между русским и сербским народами, в основе которых имя великого зодчего.
"Наше сотрудничество не прерывалось даже в самые тяжелые времена, когда Югославия была под жесточайшими западными санкциями, когда страну бомбили, мы продолжали поддерживать наши культурные связи, - отметил директор Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Виктор Москвин. – Это объясняется тем, что русский и сербский народы – братские, которые имеют общую историю. В минувшем столетии нам всем пришлось пережить очень тяжелые времена".
Тем не менее, по словам Виктора Москвина, именно сейчас из-за санкций, введенных в отношении России, и давления со стороны сербского правительства, присоединившегося к ним, их коллеги из Сербии не смогли приехать на открытие выставки в Ливадию, но передали теплые слова приветствия всем участникам этого мероприятия.
Виктор Москвин также рассказал, что выставка "Николай Краснов - русский зодчий Сербии" уже побывала в Москве и в столице Сербии. В Белграде к ней был такой большой интерес, что традиционно выходную субботу пришлось сделать рабочим днем, чтобы все желающие могли познакомиться с творчеством знаменитого архитектора.
По словам куратора балканских проектов Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Татьяны Иринарховой, выставка знакомит с периодом творчества Николая Краснова вне России.
"На выставке представлены копии уникальных документов из музеев, архивов, библиотек, частных коллекций России и Сербии, большинство из которых впервые экспонируются в Крыму, - отметила Татьяна Иринархова. – Здесь есть эскизы и чертежи, выполненные Красновым в процессе проектирования им очередного объекта. При этом, можно увидеть не только все здание, но и отдельные его детали, которые тщательно прорабатывал и прорисовывал мастер. Очень важно, что представленные экспонаты дают возможность увидеть все многообразие творчества Краснова. В Сербии он был королевским архитектором, но занимался не только строительством монументальных и культовых зданий. Он разрабатывал эскизы для столового серебра, макеты колоколов, которые потом были отлиты, элементы усыпальницы королей. На нашей выставке есть даже макеты зеркала, крыльца, колодца, выполненные великим зодчим».
Заместитель директора музея-заповедника "Коломенский кремль" Татьяна Стукнина привезла в Ялту подарки с родины Николая Краснова и небольшой презентационный фильм об одном из старейших городов московского региона с очень богатой историей. Именно здесь в Коломенском уезде и родился в свое время великий архитектор.
"У Коломенского уезда и Южного берега Крыма много общих имен, но Краснов, конечно, самое громкое из них. К сожалению, за многие годы забвения эта связь времен была несколько утрачена. Местные жители села, в котором родился Николай Краснов даже ничего не знают о своем знаменитом земляке. Я хочу выразить благодарность Ливадийскому дворцу, ялтинцам за то, что здесь сохранили память об этом талантливейшем мастере, и благодаря этому мы можем снова вернуть это имя не только его малой родине, но и всей России", - сказала в своем выступлении Татьяна Стукнина и добавила, что в музее города Ступино мечтают о том, что эта выставка приедет и в их город, чтобы рассказать его жителям о великом земляке Николае Краснове.
В Ливадийском дворце выставка "Николай Краснов - русский зодчий Сербии" продлиться до декабря этого года.
Кроме того, в рамках открытия этой выставки директор Ливадийского дворца-музея Лариса Декушева и директор Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Виктор Москвин подписали соглашение о сотрудничестве.
Справка: В 1887 году, в возрасте 23 лет, молодой выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Николай Краснов был принят на должность городского архитектора Ялты. Здесь в полной мере проявился его талант как градостроителя, но наиболее яркий след он оставил в создании дворцово-парковых и усадебных ансамблей Южного берега Крыма. Его заказчиками становятся не только именитые аристократы, промышленники, военные, деятели искусств, но и представители царствующей династии России. Вершиной его архитектурного творчества явилось создание знаменитого Ливадийского дворца для российского императора Николая II.
Во время гражданской войны в 1919 году Николай Петрович Краснов эмигрирует из Ялты. С 1919 по 1922 год живет на Мальте, а затем переезжает в Белград. Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Королевство Югославия) становится второй родиной для русского архитектора, где ему была предоставлена возможность заниматься любимым делом.
В Севастополь съехались потомки русских эмигрантов, чьи деды в эпоху гражданской войны приняли тяжёлое для себя решение уехать на чужбину. Вместе с историками из нескольких стран они примут участие в научной конференции, посвящённой 95-летию тех трагических событий.
Большое паломничество – именно так потомки русских эмигрантов называют посещение русского Крыма. В аэропорту Симферополя их встречают, как долгожданных гостей.
"Мы приехали как паломники, чтобы вспомнить, кто были наши отцы, как они отсюда уходили. Причем, уходили и всегда говорили: мы уходили не из Крыма, а из России", - говорит князь Александр Трубецкой, председатель Общества памяти императорской гвардии.
По ночной дороге в Севастополь из окна автобуса они пытаются разглядеть Крым, который они знают только из рассказов родных, покинувших полуостров 95 лет назад, как оказалось – навсегда.
Смутное время, разделившее Россию на "белых" и "красных", тогда поставило их отцов и дедов перед тяжелейшим выбором - остаться и погибнуть или отправиться в неизвестность.
Ирина Сомова, внучка русских эмигрантов, родилась в Австралии. Поездка в Севастополь для нее - словно возвращение домой.
"Я очень хорошо помню рассказ друга семьи, который покидал Севастополь в возрасте десяти лет, и он всегда со слезами на глазах вспоминал Исход. И рассказывал, как уже на кораблях, готовясь к отъезду, служились напутственные молебны, и когда тронулся пароход, то те, кто остались в городе, и те, кто остались на борту, они опустились на колено и прощались с друг другом и с Родиной", - рассказывает Ирина.
Историю "русского Исхода" Дмитрий Де Кошко, председатель Координационного совета российских соотечественников во Франции, родившийся в Париже, знает из рассказов и записей своей бабушки. Спустя почти столетие он нашел тот самый дом в Севастополе, где семья офицера проживала полгода перед эвакуацией - Чесменская улица 58.
В 1920 году Крым - единственный оплот белого движения России. В начале ноября красноармейцы прорываются через Сиваш и берут Перекоп. Русская армия генерала Петра Врангеля готовится уходить морем.
В ноябре 1920 года Графская пристань наполнилась народом. На улицах были выставлены патрули из солдат армии генерала Врангеля. "Население запряталось по домам, магазины закрыты. Улицы пусты, безмолвны и мертвы", - так описывали обстановку в городе очевидцы. Люди нескончаемым потоком стекались в порт. Между Севастополем и Константинополем в те дни практически беспрерывно курсировали корабли. Это место сталопоследним клочком Родины для более чем 150 тысяч русских эмигрантов.
"Я с палубы смотрела на скрывающиеся родные берега, сердце болезненно сжалось, увижу ли я их когда-нибудь?" Она их так и не увидела. "Кто нас приютит, что нас ждет? Я никогда не была особенно набожной и давно не молилась. Но тут с тоской, отчаянием вырвалось: "Господи милосердный, спаси нас и сохрани", - со слезами на глазах читает Дмитрий Де Кошко воспоминания своей бабушки.
Из пяти крымских городов в Турцию отправляется 126 кораблей, лодок и буксиров. На борту - офицеры, казаки, их семьи и просто беженцы. Из Константинополя, современного Стамбула, их дороги расходятся: Бизерта, Галлиполи, остров Лемнос.
Научная конференция в Севастополе, посвященная трагическим страницам российской истории, в этом году стала площадкой, где обсуждают и современные вызовы, стоящие перед русскими во всем мире.
"На наших глазах меняется цивилизация за Западе. На Западе меньшинство, в общем-то, навязывает свои правила большинству. В Евросоюзе теперь христианство стало непрошенным гостем, и нас это безумно беспокоит. Мы видим, что молодая Российская Федерация является последней защитной стеной против этой новой идеологии", - уверена Мария Генко-Старосельская из Общества памяти императорской гвардии (Париж).
"У нас где-то в памяти 1100 лет российской истории, непрерывная связь. И мы можем сказать, что каждое поколение служило России. И мы хотим продолжать служить России, потому что мы верим в Россию", - говорит князь Дмитрий Шаховской, президент Союза дворян, почетный член Союза потомков галлиполийцев (Франция).
На Графскую пристань, ставшую символом разлуки с Россией, с каждым годом приезжает все больше потомков русских эмигрантов. В память о тех, кто так и не воссоединился с Родиной, на причале проведут панихиду и по морской традиции спустят венок на воду.
О судьбе русских эмигрантов говорили во вторник, восьмого сентября в морской библиотеке имени Лазарева. Организатором встречи выступил «Дом русского зарубежья». Его сотрудники приехали в город-герой рассказать севастопольцам о зарубежных соотечественниках.
В 2015 году исполняется 20 лет со дня открытия в Москве Дома Русского Зарубежья им. А.Солженицына. Директор Дома – Виктор Александрович Москвин, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры России, лауреат премии Правительства РФ в области культуры - рассказал в интервью обозревателю журнала «Международная жизнь» Елене Студневой о бесценных реликвиях, вернувшихся в Россию дарами эмигрантов «первой волны», о собирании под кровом Дома Русского Зарубежья людей, архивов и книг, о публикациях издательства «Русский Путь» и фильмах, созданных одноименной киностудией, о том, что и кто мешает русским старообрядцам переселиться в Россию.
В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве при содействии эстонского журнала «Таллин» впервые в России проходит выставка художника Петра Ганского. Это имя было известно на рубеже ХIX –XX веков в России в ряду таких художников как К.К.Костанди, П.А.Нилус, В.В.Кандинский, Л.О.Пастернак, Д.Д.Бурлюк, а также во Франции, где Ганский выставлялся в салоне Общества французских художников (1900—1904 гг.) и в салоне «Независимых» (1910—1914 гг.). Пресса того времени отмечала незаурядный, новаторский талант художника. В.Н.Бунина (Муромцева) в своих воспоминаниях называла Ганского первым русским импрессионистом.
Петр Павлович Ганский родился в 1867 в селе Николаевка Херсонской губернии в семье, принадлежавшей к старинному шляхетскому роду, среди его предков — жена Бальзака Эвелина Ганская и другие известные личности. Семья Ганских обосновалась на Украине при Екатерине II, когда Стефан Ганский, служивший секретарем у кардинала Ришелье, поменял свои земли в Галиции на земли в Херсонской губернии. Начальное художественное образование Петр Ганский получил в классах П.А.Крестоносцева при Елисаветградском земском реальном училище, в течение четырех лет был вольнослушателем Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
А потом — Париж, Школа изящных искусств, учеба у Жана Леона Жерома. Ганский живет во Франции, но ежегодно приезжает в Одессу для участия в выставках Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ). Принимает участие в весенних выставках Академии художеств (1901, 1908), выставках Общества Независимых художников в Одессе (1917). Западная публика знает его по Парижским выставкам в салоне Общества французских художников (1900—1904 гг.) и в салоне Независимых (1910—1914). Параллельно Ганский учится в Сорбонне и получает степень магистра философии.
Революция 1917 года застала художника в Одессе. Его усадьба была разгромлена, а сам он приговорен к расстрелу. С помощью друзей в 1919 г. Ганский через Салоники добирается до Парижа. Здесь в 1922 году он принимает католичество, начинает активно помогать русским беженцам, продает для этого свои картины на аукционах. Его авторитет католического священника способствует подписанию Пакта Рериха главой римско-католической церкви Пием ХI. Ганский, получив теологическое образование и работая над философско-религиозными трактатами, не оставляет занятий живописью.
В конце 30-х гг. Ганский служил в монастыре Сен-Жермен де Пре в Париже и являлся настоятелем в приходе Курсель в Мурсе. Петр Ганский окончил свой земной путь в 1942 году в монастыре Ле Дора (Le Dorat) под Парижем, где и похоронен на монастырском кладбище. После смерти художника его архив хранился в Париже у сестры Софьи Павловны Быстрицкой (Ганской) и племянницы Киры Владимировны Быстрицкой. В начале 90-х годов после смерти Киры Владимировны её двоюродные сёстры Т. Б.Золотова и Е.Б. Позднякова вывезли архив в Таллин. Впоследствии они подарили часть работ П.Ганского Одесскому художественному музею, где была организована выставка «Парижский период творчества П.А.Нилуса и П.П.Ганского». Осенью 2014 года в галерее Парламента Эстонии состоялась ретроспективная выставка произведений П.Ганского из коллекции наследников
Сегодня произведения П.П. Ганского украшают экспозиции Одесского художественного музея, Национального музея Украины, Николаевского художественного музея им. В.В. Верещагина и частные коллекции Одессы, Киева, Таллина. В музее Пулковской обсерватории хранится портрет выдающегося французского астронома П. Жансена, написанный П.П. Ганским в 1904 году.
На выставке в Доме русского зарубежья экспонируются акварельные этюды, живописные и графические пейзажи России, Франции, Италии. Они свидетельствуют о незаурядном таланте художника, его принадлежности к южнорусской школе и традициям импрессионизма. Это ощущается и в передаче световоздушной наполненности, и в выборе лишенной всякой эффектности натуры. Широкой публике и искусствоведам предстоит заново открыть имя этого художника – Петра Ганского
Выставка открыта до 14 сентября.
«Русский очевидец» присоединяется к призыву внучатой племянницы Петра Ганского, Е.Каллонен-Поздняковой. Если нашим читателям известно что-либо о судьбе работ художника, а также о его архивах, пишите нам, пожалуйста, по адресу rusoch.fr@gmail.com
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.