ДЕКАБРЬ----------------------------------------
Сайт Университета г. Инсбрук / 16.12.2014
«Открытие выставки в Москве»
----------------------------------------
Телеканал «Россия-Культура» / 11.12.2014
«Выставка в Доме русского зарубежья расскажет о жизни русских военнопленных»
В Москве в Доме русского зарубежья имени Солженицына открылась выставка, которая рассказывает о русских военнопленных в одном из австрийских лагерей. «Фольдерс и Россия в Первой мировой войне. Сломленные биографии и тяжкое бремя» – так называется выставка фотодокументов.
На снимках – предметы, которые принадлежали русским военнопленным. Институту археологии округа Инсбрук их передали жители федеральной земли Тироль, где находится коммуна Фольдерс. Особенно интересны поделки – прогулочная трость, шкатулка с надписью на немецком с ошибками: «русланд козак». Подобные предметы пленные мастерили ради развлечения, или меняли на еду, или даже продавали местным жителям. Надзиратели такое времяпрепровождение только поощряли. А вообще труд пленных использовали, как правило, на сельскохозяйственных работах или на строительстве дорог.
«На территории Тироля во время Первой мировой находились 27 тысяч военнопленных. А во всей Австро-Венгрии – более миллиона человек. Но на этой выставке мы не говорим о цифрах – мы хотели показать, что за ними скрывается. Это наше общее прошлое. Многие русские солдаты завели семьи у нас на родине», – пояснил директор Института археологии Университета Инсбрука Харальд Штадлер.
----------------------------------------
Портал «Частный корреспондент» / 8.12.2014
«Николай Краснов – русский зодчий Сербии»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына открылась международная документальная выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения архитектора Н.П. Краснова.
Организаторами выставки являются Архив Югославии (Сербия), Исторический архив Белграда и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Проект реализован на документальных материалах из фондов Архива Югославии, Исторического архива Белграда, Архива Сербской академии наук и искусств, Музея Сербской православной церкви, Музея науки и техники, Народной библиотеки Сербии, Фонда короля Петра I, а также коллекции Милоша Юришича и семейного архива архитектора Йездимира Денича. С российской стороны экспонаты предоставили Российский государственный архив литературы и искусства, Государственный архив Российской Федерации и Государственный исторический музей.
Выставка «Николай Краснов – русский зодчий Сербии» впервые во всей полноте знакомит отечественного зрителя с творчеством Краснова вне России. Архитектурная и станковая графика, фотографии и личные документы (более 170 экспонатов, оригиналы и цифровые копии) отражают практически все видовое многообразие объектов, проектированием которых занимался видный архитектор в эмиграции. Это репрезентативные здания правительственных учреждений и гражданская архитектура более скромных размеров; церкви и дворцовые резиденции, утилитарные объекты; мемориальные памятники, дизайн среды и отдельные элементы городского пространства. Существенная часть творчества Краснова была связана с геральдикой и фалеристикой.
Николай Петрович Краснов родился 5 декабря/23 ноября 1864 в с. Хонятино, Коломенского уезда, Московской губернии. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1885), был направлен на службу в крымский город Ялта, где вскоре занял место главного архитектора (1887). Плодотворная архитектурная и градостроительная деятельность Краснова в Крыму принесла ему известность в придворных кругах, покровительство великокняжеской семьи и лично императора Николая II. В 1911 году Краснов был пожалован званием архитектора высочайшего двора; в 1913 году получил звание академика архитектуры. В списке объектов, спроектированных Красновым в Крыму до Первой мировой войны, значится более 60 частных особняков, дворцовых, общественных и церковных зданий и пр. объектов, в т.ч. знаменитый «Ливадийский дворец».
После Октябрьской революции Краснов вынужден был эмигрировать сначала на Мальту, а затем в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (1922), где вместе с множеством других русских эмигрантов нашел свою вторую родину. Он был принят на должность инспектора по строительству в Архитектурное отделение Министерства строительства КСХС – наиболее компетентное государственное проектное бюро, объединившее выдающихся мастеров сербской архитектуры. Его работа, в первую очередь, была связана с проектированием монументальных административных государственных и столичных зданий. В качестве придворного архитектора он выполнял проектные работы по декоративному убранству дворцовых и церковных объектов для короля Александра I Карагеоргиевича. Деятельность Краснова в Югославии при жизни архитектора отмечена высшими наградами: орденом Святого Саввы III степени (1925), орденом Белого орла V степени (1928), орденом Белого орла III степени (1929) и орденом Югославской короны IV степени (1930).
Выставка состоялась благодаря успешному и долгосрочному сотрудничеству Архива Югославии (Белград) и Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына (Москва). Выставочным проектом предусмотрен показ выставки в 2015 году в Белграде и в Крыму, в Ливадийском дворце.
----------------------------------------
Портал для российских соотечественников «Русский век» / 8.12.2014
«Форум «Православие и современность» прошел в Тбилиси»
Научно-культурный форум «Православие и современность», посвященный 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, состоялся в Грузии 2 декабря. В церемонии открытия форума принял участие Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II. В своем приветственном слове Патриарх рассказал о восьми годах своей учебы в Московской духовной академии и семинарии, подчеркнув, что Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых им святых Русской Православной Церкви. Он выразил надежду, на то, что отношения между Россией и Грузией, к сожалению, напряженно сложившиеся в последние годы, улучшатся, и народы обеих стран будут чувствовать братскую помощь друг друга, сообщает Международный культурно-просветительский союз «Русский клуб».
Мероприятие проходило в течение 5 дней, вплоть до 6 декабря. Организаторами выступили Международный культурно-просветительский Союз «Русский клуб» и Фонд «Русский мир». В первый день работы форума выступили генеральный директор Дома русского зарубежья (ДРЗ) им. А. Солженицына, кандидат исторических наук Виктор Москвин, а также поэт, эссеист, прозаик, культуролог, президент Кантовского общества в Калининграде, член правления Калининградского отделения Российского Фонда культуры, член русского ПЕН Клуба Борис Бартфельд. В своей речи Виктор Москвин подчеркнул, что и в России, и в других странах почитают Грузинскую Православную Церковь и с восхищением следят за деятельностью ее предстоятеля, для которого главное – связи между людьми. В свою очередь Борис Бартфельд заявил, что пора положить конец расхождениям между Россией и Грузией, и вся надежда в этом благородном деле – на грузинского Патриарха.
Во второй день форума участникам показали фильм о преподобном Сергии Радонежском. Затем выступили профессор Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили, основатель и президент культурно-просветительского союза поляков Грузии, доктор филологии Мария Филина и вице-президент Национальной академии наук Грузии, председатель главного научного совета Грузинской Энциклопедии, доктор исторических наук Роин Метревели. После их выступлений состоялась дискуссия на тему «Православие – это современность?», в которой приняли участие главный редактор православного радио «Логос» Валентин Никитин, Борис Бартфельд, Виктор Москвин и многие другие.
По окончании мероприятия участники совершили поездку в исторический регион Грузии Мухрани. Также участники форума совершили экскурсию по старому Тбилиси, побывали в Пантеоне писателей и общественных деятелей Грузии на горе Мтацминда. В древней столице Грузии городе Мцхета они посетили храм Светицховели и монастырь Джвари, воспетый Михаилом Лермонтовым в поэме «Мцыри». Гостям были вручены памятные подарки. Итоги работы научно-культурного форума «Православие и современность», посвященного 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, его участники подвели 5 декабря на пресс-конференции в Тбилисском пресс-центре информационного агентства РИА-Новости.
Как сообщал «Русский век», 11 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось заседание XVIII Всемирного русского народного собора. В этом году форум прошел под темой «Единство истории, единство народа, единство России». Возглавил заседание Всемирного русского народного собора Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
----------------------------------------
Новости-Грузия / 5.12.2014
«Форум «Православие и современность» завершил работу в Тбилиси»
ТБИЛИСИ, 5 ноя – Новости-Грузия. Научно-культурный форум "Православие и современность" завершил работу в Тбилиси, итоги мероприятия подвели его участники на пресс-конференции в Тбилисском международном пресс-центре РИА Новости в пятницу, 5 декабря.
Научно-культурный форум "Православие и современность", посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, проходил в Тбилиси с 2 по 5 декабря. Его организаторы – Международный культурно-просветительский Союз "Русский клуб" и Фонд "Русский мир". Среди участников форума выдающиеся деятели культуры и науки Грузии и России.
"Форум, безусловно, необходим, учитывая современные реалии, сложную ситуацию во взаимоотношениях России и Грузии. Форум, на мой взгляд, соответствует своему названию, он научно-культурный: здесь представители науки и культуры. Это и научно-практическая конференция: мы не просто делали доклады и обсуждали важные темы, имеющие измерение теологическое и историко-церковное, мы говорили о том, какими конкретными шагами помочь нашим обеим странам, единоверным братским народам – русскому и грузинскому – выйти из того затяжного кризиса, который совершенно недопустим", - заявил доктор философии, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), член Союза писателей России, главный редактор православного радио "Логос" Валентин Никитин.
По его мнению, церковь является "посредником во взаимоотношениях между государствами и народом".
"Сейчас, на мой взгляд, усилий церкви недостаточно, ей должны помогать люди науки, люди культуры. И мы это призвание в полной мере осознаем", - подчеркнул Никитин, отметив, что по завершении форума будет создан итоговый документ, в котором будут отражены итоги мероприятия.
В рамках форума состоялись научно-практическая конференция "Православие и современность", публичная дискуссия "Православие – это современность?" и молебен с акафистом Сергию Радонежскому в кафедральном соборе Самеба. Во вторник организаторы и участники форума встретились с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым.
Генеральный директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына Виктор Москвин считает, что "христианская цивилизация пребывает в состоянии кризиса".
"Об этом говорят лидеры всех конфессий, об этом говорят здравомыслящие политики. Здесь очень важна роль как церкви, так и роль думающих людей: ученых, деятелей культуры. Когда проблема ясна, как у врачей, есть точный диагноз, это уже путь к успеху, так и здесь: нужно поставить точный диагноз, определить, что происходит, и из этого становится яснее, как решать эти проблемы", - сказал Москвин.
В этой связи он отметил важность книг, важность информационного обмена между странами. По словам Москвина, на форуме, в том числе, обсуждался вопрос проведения большой книжной выставки в Тбилиси, а также необходимость выпускать на русском языке книги, рассказывающие об истории Грузии разных периодов.
В свою очередь, доцент кафедры русской филологии Сегедского университета (Венгрия), заведующий аспирантурой по специальности "Древнерусская литература XI–XVII веков", член СП России Валерий Лепахин подчеркнул правильность названия форума – "Православие и современность".
"Главная мысль, которая прозвучала на конференции – православие всегда современно. Мне кажется, удачно, что именно преподобный Сергий выбран покровителем нашей конференции. Именно преподобный Сергий, я думаю, не только для русского народа, но и для грузинского - это символ единства. Самое сильное впечатление на меня произвел прием у Патриарха Илии Второго. Удивительный человек, святость его невозможно подвергнуть сомнению. Святость человека нужно видеть, ее не надо доказывать. Когда с ним разговариваешь, чувствуешь, что говоришь со святым человеком", - рассказал Лепахин.
Писатель, культуролог, президент Кантовского общества в Калининграде Борис Бартфельд отметил практическое и творческое значение поездки в Грузию.
"Конференция и поездка на меня произвели оптимистическое впечатление… Я возглавляю региональную писательскую организацию и думаю, что практическим результатом этой поездки будут контакты между поэтами, мы обязательно сделаем грузинскую вкладку в региональном журнале. Эта поездка будет для меня очень важным творческим импульсом, вдохновением. Возможность получить такой источник вдохновения – это очень важно для поэта. В Тбилиси, безусловно, много всего, что дает поэтический настрой", - поделился своими впечатлениями Бартфельд.
"Без диалога, без христианского диалога сегодня на фоне вызовов терроризма и всего, что существует в политике и в нашем сумасшедшем мире, нам всем не выжить. Хочу еще раз поблагодарить "Русский клуб" за то, что у нас была возможность найти точки соприкосновения, попытаться определить дальнейшие пути укрепления взаимного интереса", - подытожила член Международной ассоциации искусствоведов (AIS), Союзов театральных деятелей и журналистов России Ирина Багратион-Мухранели.
----------------------------------------
Портал «Вести.RU» / 5.12.2014
«В Москве открылась выставка, посвященная 150-летию архитектора Николая Краснова»
Чертежи как произведения искусства — в Москве открылась выставка, посвященная 150-летию великого архитектора Николая Краснова. В Крыму по его проектам построены красивейшие особняки, виллы и дворцы, включая императорский. А потом, в эмиграции, Краснов фактически изменил облик Белграда. Оттуда впервые привезли уникальные экспонаты.
"Он, наверное, меньше всего был архитектором в строгом смысле слова. Для него всегда было важно прежде всего создать объект для человека", — убеждена старший научный сотрудник отдела зарубежной истории Дома русского зарубежья им.А.И.Солженицына Юлия Гудович.
Эта творческая особенность великого русского зодчего отличала все его работы. За почти полвека архитектурной деятельности Николай Краснов создал сотни проектов, и почти все задумки успел воплотить. Несмотря на то, что основная часть его жизни прошла в Сербии, куда Николай Петрович эмигрировал после революции, немало архитектурных памятников он оставил и на русской земле, в Крыму. Там Краснов возвел и летнюю резиденцию для царской семьи.
"Известно, что Краснов был косноязычен, и выражение себя, свою потребность общения через рисунок было необычайно сильно", — продолжает Юлия Гудович.
Эту потребность ему заменяло творчество. Его архитектурные шедевры украшают главные улицы Белграда. Сегодня в них располагаются государственные учреждения — министерства и парламент. Но на этом творческая деятельность Николая Краснова не заканчивается. Он разрабатывал эскизы и для ряда Сербских наград. среди них и орден Андрея Первозванного, так похожий на российский.
"Мне кажется, нет ни одного серба, который не знает, кто такой Николай Петрович Краснов. Дело в том, что не только он сам сделал, сколько повлиял на развитие сербской архитектуры", — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" Чрезвычайный и Полномочный посол Сербии в России Славенко Терзич.
Именно он стер грань между живописью и архитектурой. Поэтому все чертежи мастера больше похожи на отдельные произведения искусства. Их малую часть впервые привезли из Сербии в Москву.
"В Сербии нет ни одного архитектора с таким большим количеством разных проектов, которые сегодня находятся под защитой государства. Трудно представить себе, как один человек мог сделать столько всего за свою жизнь и оставить такой важный след в нашей истории", — отмечает директор архива Югославии Миладин Милошевич.
Все проекты великого русского зодчего можно будет увидеть до конца января. Потом они вернутся в Сербию.
----------------------------------------
Информационный портал «Фонд Русский Мир» / 5.12.2014
«В Москве открылась выставка о русском зодчем Сербии»
В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына открылась выставка «Николай Краснов — русский зодчий Сербии», приуроченная к 150-летию со дня рождения архитектора, сообщает телеканал «Культура».
Николай Краснов был главным зодчим Ялты, автором проекта знаменитой резиденции российских императоров — Ливадийского дворца. После Октябрьской революции он был вынужден покинуть Россию. Сначала жил на Мальте, а с 1922 года в Белграде. Его первый сербский проект — реконструкция церкви Ружица.
Попав в чужую страну, Николай Краснов вынужден был довольствоваться проектами небольшого масштаба. На выставке можно увидеть эскизы колодцев, таможни, кладбищ, мемориальных водных источников и даже курительного зала в бане. Но даже в этих работах архитектор был дотошен до мелочей — придумывал, например, эскизы посуды для спроектированной им кухни. На каждом его рисунке, помимо сооружения, обязательно присутствует человеческая фигура — именно так Краснов подчёркивал не масштаб здания, а то, что оно создано для человека.
В Сербии зодчего любя называют дядя Краснов или Никола. В архитектуру страны русский эмигрант внёс немалый вклад. После Первой мировой войны необходимо было практически заново строить Белград. Местных архитекторов не хватало, тут и пришёл на помощь Николай Краснов. Обычный сотрудник министерства строительства очень быстро стал придворным архитектором. Король Александр I Карагеоргиевич доверял ему проектирование самых важных государственных зданий.
Краснов умело сочетал самые разные стили: академизм, рококо, барокко, русский ампир. Его элементы использовал особенно часто. К примеру, интерьеры парламента Белграда он оформил в древнерусском стиле, в котором были построены кремлёвские палаты. Последний эскиз Николая Краснова — Мавзолей на греческом острове Видо. Реализовать его архитектор так и не успел.
----------------------------------------
Телеканал «Россия Культура» / 5.12.2014
«Русский зодчий Сербии»
В Доме русского зарубежья имени Солженицына открылась выставка «Николай Краснов – русский зодчий Сербии», приуроченная к 150-летию со дня рождения архитектора. Он был главным зодчим Ялты, автором проекта знаменитой резиденции российских императоров – Ливадийского дворца. После Октябрьской революции Николай Краснов эмигрировал в Белград. Экспозиция впервые во всей полноте знакомит российского зрителя с сербским периодом творчества зодчего.
История о том, как русский архитектор строил Белград, начинается с этих документов: счет Краснова в англо-египетском банке, доверенность на право распоряжаться его средствами в России, письмо императору об условиях беженцев на Мальте. После Октябрьской революции архитектор высочайшего двора Николай Краснов был вынужден покинуть Россию. Сначала жил на Мальте, а с 1922 года в Белграде. Его первый сербский проект – реконструкция церкви Ружица.
Попав в чужую страну, Николай Краснов вынужден был довольствоваться проектами небольшого масштаба. На выставке можно увидеть эскизы колодцев, таможни, кладбищ, мемориальных водных источников и даже курительного зала в бане. Но даже в этих работах архитектор был дотошен до мелочей – придумывал, например, эскизы посуды для спроектированной им кухни. На каждом его рисунке, помимо, собственно, сооружения – обязательно присутствует человеческая фигура – именно так Краснов подчеркивал не масштаб здания, а то, что оно создано для человека.
«Водоноска ли это идет, или старец, преклонивший колени, но каждый эскиз это некий образ, – отмечает куратор выставки Юлия Гудович. – Архитектуру он не рассматривал вне человеческой личности, всегда апеллировал к заказчику, к его настроениям, вкусу».
В Сербии зодчего любя называют Дядя Краснов или Никола. В архитектуру страны этот русский эмигрант внес немалый вклад. После Первой мировой войны необходимо было практически заново строить Белград. Местных архитекторов не хватало. Тут и пришел на помощь Николай Краснов. Обычный сотрудник министерства строительства очень быстро стал придворным архитектором. Король Александр Первый Карагеоргиевич доверял ему проектирование самых важных государственных зданий.
«Николай Краснов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 10 лет – это очень много! – рассказывает куратор выставки Джурджия Боровняк. – Он умел все: красиво рисовать, проектировать, строить! Король восторгался его знаниями и опытом. Поэтому уже в 1926 году он доверил Краснову спроектировать памятники героям Отечества».
Он умело сочетал самые разные стили: академизм, рококо, барокко, русский ампир. Его элементы использовал особенно часто. К примеру, интерьеры парламента Белграда Краснов оформил в древнерусском стиле, в котором были построены кремлевские палаты. Последний эскиз Николая Краснова – Мавзолей на острове Видо в Греции. Реализовать его архитектор так и не успел.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/smi_1214/
|