Память А.И.Солженицына почтили в ДРЗ в четвертую годовщину со дня смерти писателя
В четвертую годовщину кончины Александра Исаевича Солженицына, 3 августа 2012 года, на его могиле в некрополе Донского монастыря была отслужена панихида. Наталия Дмитриевна Солженицына, вдова великого писателя, его родные и друзья никого специально не приглашали. Скромное объявление в одну строчку на сайте (http://www.solzhenitsyn.ru/) накануне печальной даты извещало о том, где и когда состоится служба. На Донское кладбище к могиле А.И.Солженицына пришли все, кто помнит и чтит его память, знакомые и незнакомые, просто люди, для которых значимо его творчество. Не было никаких ограничений в доступе к могиле и официальных речей. Панихиду совершил протоиерей Николай Чернышев, четыре года назад принявший его последнюю исповедь. Еще при жизни Александр Исаевич выбрал Донской монастырь как место своего последнего пристанища. Он похоронен в некрополе за алтарем храма рядом с могилой историка Василия Ключевского.
После панихиды состоялся поминальный обед в Доме русского зарубежья им. А.И.Солженицына. (Имя писателя было присвоено ДРЗ в 2009 году.) На поминках был показан 20-минутный отрывок из документального фильма Станислава Говорухина, посвященного писателю. Таким образом собравшиеся почтить память Александра Исаевича смогли услышать его живой голос.
«Хорошо, что все мы сегодня находимся в этих стенах, которые всегда были нашим домом; теперь с каждым годом этот дом становится для нас все более обжитым», — сказала вдова писателя, президент Русского Благотворительного Общественного Фонда Александра Солженицына Наталия Дмитриевна Солженицына.
О своих встречах с А.И.Солженицыным вспоминали сотрудники ДРЗ Т.В.Есина, М.А.Котенко, И.В.Домнин, сотрудница Дома-музея Марины Цветаевой М.М.Уразова. «Мы все здесь делаем дело Александра Исаевича, он каждый день здесь с нами, в нашей работе, в наших будущих планах. Наша работа всегда освящена его памятью», — сказала Т.В.Есина.
И.В.Домнин отметил, что все темы, волновавшие Солженицына, со временем не стали менее актуальными, а, наоборот, предельно обострились. «Александр Исаевич говорил, что если совесть у нас не проснется, то мы погибнем. Он видел, что многое шло вопреки его надеждам и в соответствии с его худшими предсказаниями. Он утверждал, что надо начинать с себя и оставил нам свой великий пример делания — как он жил, работал, отдавал всего себя всем нам», — сказал И.В.Домнин.
Фигура А.И.Солженицына настолько масштабна, что говорить о ней непросто — жизнь и деятельность писателя, его мысли все еще нуждаются в изучении и глубоком осмыслении. Собравшиеся говорили о том, как важны, как актуальны на сегодняшний день многие мысли Солженицына-публициста.
Филолог и литературовед Павел Спиваковский посвятил свою речь Солженицыну-художнику: «Своим творчеством он подытожил развитие России в ХХ веке. Совокупность его художественных произведений — это портрет России в ХХ веке во всей его полноте, сложности и противоречивости. Его произведения — о том, как каждый человек реагирует на насилие, на боль, на ложь».
Писатель и историк литературы, автор книги «Александр Солженицын», вышедшей в серии ЖЗЛ, Л.И.Сараскина рассказала о своем новом замысле — книге, в которой Александр Солженицын предстанет таким, каким видели писателя те, кто в свое время преследовал его. По словам Л.И.Сараскиной, большой интерес представляют мемуары всех этих людей, то, как они «оценивали и переоценивали» личность А.И.Солженицына. Исследовательница использует в своей работе ранее засекреченные архивные материалы.
Сын А.И.Солженицына Степан Солженицын вспоминал отца в дни его знаменитой поездки с востока на запад России: «У меня было ощущение, что очень много людей стремились рассказать ему о своих бедах, и ему было очень больно за них, они все были очень дороги ему. Он верил в то, что Бог Россию не оставит».
Вероятно, именно поэтому тысячи людей в нашей стране и за ее пределами хранят память о великим писателе, услышавшем их голоса.
Наталия Клевалина
|