Фонд 063. Бенуа Александр Николаевич
Александр Николаевич Бенуа (1870, Петербург — 1960, Париж) — живописец и график, иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, историк русского и западноевропейского искусства, художественный критик.
Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в семье известного архитектора, академика Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны (урожд. Кавос). Его прадед по материнской линии Катерино Альбертович Кавос был композитором и дирижером, дед и отец известными архитекторами, старший брат Альберт Николаевич Бенуа — живописец-акварелист. В 1887-1888 гг. А.Н. Бенуа — вольнослушатель в Академии художеств. С 1890 по 1894 г. обучался на юридическом факультете Петербургского университета, одновременно самостоятельно изучал историю искусства, занимался рисованием и живописью. В 1894 г. подготовил главу для 3-го тома «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера, тем самым заявив о себе как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии русского искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию создал первую серьезную работу — серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». С 1891 г. постоянный участник художественных выставок, один из создателей и теоретиков объединения «Мир искусства».
В историю русской книжной графики вошел «Азбукой в картинах» (1905), иллюстрациями к «Пиковой даме» А.С. Пушкина (1899, 1910), а также иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых он посвятил почти двадцать лет труда (1903-1922).
К работе в театре впервые обратился в 1902 г., когда оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра. Наибольшую известность ему принесли декорации для Русских сезонов Дягилева, с которым он сотрудничал с 1908 г.
В 1901-1902 гг. издал в двух выпусках книгу «Русская живопись в XIX веке», выпускал серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось с началом революции) и журнал «Художественные сокровища России», подготовил «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1911). После революции активно участвовал в организации охраны памятников культуры: был членом Комиссии по охране памятников искусства и старины, заведовал картинной галереей Эрмитажа, писал критические статьи и труды по истории искусств.
В 1926 г. А.Н. Бенуа эмигрировал во Францию. За границей работал над оформлением спектаклей Комеди Франсез, Гранд Опера, Королевского балета в Лондоне, «Ла Скала» в Милане. В 1934 г. начал писать воспоминания, которые стали главным трудом его последних лет (полностью опубликованы в серии «Литературные памятники», Л., 1980). Умер в Париже 9 февраля 1960 г., похоронен на кладбище Батиньоль.
Оп. 1. — Личная переписка А.Н. Бенуа
Письма А.Н. Бенуа к преподавателю университета в Гейдельберге юристу-международнику А.Н. Макарову за 1947–1959 гг.
Оп. 2. — Личная переписка А.Н. Черкесовой-Бенуа
Письма А.Н. Черкесовой-Бенуа к А.Н. и Е.Ф. Макаровым за 1960–1972 гг.
Передан в 2006 г. Н.А. Струве (Франция).
Открыт для исследователей.
|