Фонд 051. Рябушинский Николай Павлович
Николай Павлович Рябушинский (1877, Москва—1951, Монте-Карло) — меценат, живописец, коллекционер русской и западноевропейской живописи.
Родился 12 (24) мая 1877 года в Москве. Пятый сын хлопчатобумажного фабриканта и банкира, выборного церковного причта в общине старообрядческого Рогожского кладбища Павла Михайловича Рябушинского и дочери крупного петербургского хлеботорговца Александры Степановны Овсянниковой. По окончании гимназии с золотой медалью поступил в Московскую Практическую Академию Коммерческих наук, но во время обучения убедился в том, что коммерция его не привлекает. В 1900 году, после смерти отца, вышел из "Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями" и, получив свою долю наследства, ушел с головой в художественно-артистическую жизнь Москвы. Под влиянием сестры Евфимии увлекся русским авангардом. Занимался живописью, пробовал себя в литературе.
В 1905 году продал братьям свои паи в семейном хлопчатобумажном товариществе и на вырученные деньги начал издавать иллюстрированный художественный журнал «Золотое руно», в создании которого участвовали художники и поэты, принадлежавшие к московским символистским кругам. С журналом, задуманным как продолжение дягилевского «Мира искусств», сотрудничали М.Врубель, К. Коровин, В.Серов, А.Бенуа, Л.Бакст, М.Добужинский, многие поэты-символисты. В книжном приложении к журналу вышли сборники Бальмонта, Блока, Сологуба, Ремизова, а также повесть «Исповедь» самого Рябушинского, опубликованная под псевдонимом Н.Шинский. В 1907 году выступил организатором выставки «Голубая роза», ставшей событием культурной жизни Москвы. Замысел вернисажа, на котором были представлены работы художников из одноименного объединения, звучала музыка, поэты читали стихи, основывался на символистской идее синтеза искусств. После закрытия выставки многие картины перешли в коллекцию Рябушинского.
В 1908-1910 годах он организовал три выставки салона «Золотое руно», познакомивших московскую публику с новейшими течениями русского и французского искусства, в частности, с творчеством Анри Матисса. В 1911-1913 годах как художник и коллекционер участвовал в «Московских салонах» и выставках «Мира искусства». Свои эстетические идеалы воплотил в архитектуре и внутреннем убранстве загородной виллы «Черный лебедь», построенной в 1907-1909 в Петровском парке архитектором В. Д. Адамовичем и декорированной художником-«голуборозовцем» П. В. Кузнецовым. Здесь размещались «диковины», привезенные Рябушинским из путешествий по Юго-Восточной Азии и Дальнему Востоку, редкий фарфор, а также значительная коллекция русской и западноевропейской живописи, в которой наряду с картинами Кранаха Старшего, Брейгеля и Пуссена, были представлены работы почти не известных в России начала века Кеса ван Донгена и Жоржа Руо. Изысканная вилла с большим садом вскоре стала центром притяжения московской богемы. Издание журнала, организация выставок, а также гедонистические привычки «беспутного Николаши», как называли Рябушинского братья, требовали немалых расходов, поэтому в 1911 году ему пришлось распродать на аукционе некоторые картины. В 1914 году Н.П.Рябушинский открыл в Париже, на Елисейских полях, художественный салон-магазин, в 1917 году вернулся в Россию. С 1918 года состоял на государственной службе консультантом и оценщиком произведений искусства. В 1919 году участвовал в 1-й Государственной выставке произведений искусства в Петрограде и 8-й Государственной выставке в Москве. В 1922 году через Латвию выехал во Францию. Его художественное собрание, коллекции икон, бронзы, фарфора были национализированы и поступили в Государственный музейный фонд, откуда разошлись по многим музеям России.
В 1924 году открыл антикварный магазин на авеню Клебер в Париже и его филиал в Биаррице, впоследствии перенес коммерческие дела в Монте-Карло, где основал художественную галерею «Голубая роза». В 1946 году открыл в Монте-Карло общедоступную общественную галерею «Эрмитаж», позже зарабатывал как частный комиссионер. Умер в больнице после операции по удалению раковой опухоли. Похоронен на Восточном кладбище в Ницце.
Оп. 1— Документы и материалы Н.П.Рябушинского.
Материалы к биографии Н.П.Рябушинского: личные документы (визы, свидетельства о регистрации, удостоверения личности, членские билеты и т.п.); документы, относящиеся к заключению и расторжению трех браков; тетради с записями и рисунками; материалы, связанные с членством Рябушинского Н.П. в обществе «Икона», Обществе охранения русских культурных ценностей и Союзе русских беженцев в Монако.
Материалы о деятельности Н.П.Рябушинского как коллекционера и антиквара: переписка, связанная с поисками коллекции картин Н.П.Рябушинского; переписка Н.П.Рябушинского по поводу покупки реликвария XIII века; финансовые документы, счета на покупку картин и предметов антиквариата, документы финансовой отчетности.
Материалы имущественно-хозяйственного и бытового характера: договоры на аренду жилья и помещений под галереи, на перевозку вещей; счета из магазинов, письма из банков; расписки в получении денег, квитанции, документы о коммунальных платежах и налогах, блокнот с хозяйственными записями.
Материалы родственников Николая Павловича Рябушинского: материалы Ксении Федоровны Рябушинской (в девичестве Ольшанской, третьей жены Николая Павловича); письма Владимира Павловича Рябушинского к Степану Павловичу Рябушинскому; письма Владимира Павловича Рябушинского к Марии Дементьевне Рябушинской; анкета для получения французской визы Евфимией Павловной Носовой (урожд. Рябушинской) и ее дочерью.
Переписка Н.П.Рябушинского: со второй женой, Фернандой Рокки (Рябушинской); с К.Ф.Рябушинской; с братьями В.П. Рябушинским и С.П.Рябушинским; с коллекционером А.В.Морозовым; письма к Н.П.Рябушинскому от братьев Д.П.Рябушинского, М.П.Рябушинского, сестры Е.П.Носовой и ее дочери; письма от А.А.Рябушинской, жены брата Степана, В.А.Рябушинской, жены брата Владимира, Е.Г.Рябушинской, жены брата Павла, М.Д.Рябушинской, жены брата Сергея; письма от Е.П.Смирновой (сестры), О.П.Беляевой (сестры), а также от племянников и племянниц; письма от архиепископа Александра (Немоловского), П.Волконского, семьи Григорьевых, М.Дурдина, З.Киселева, М.Н.Васютина, М.и Д.Мдивани, Е.К.Нарышкиной, А.Полякова, У.Хейлбрюнн, а также от других лиц на русском, французском и английском языках.
Материалы, отложившиеся в фонде: письмо графини С.А. Толстой к митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому); ответ казаков-некрасовцев Донскому атаману на его отношение от 25 декабря 1920 г.; письма Пенси Верн к А.Полякову.
Приложение № 1. Произведения прикладной графики, рисунки, каталоги, альбом с газетными вырезками, документами и фотографиями – 41 изображение; переданы в музейное собрание ДРЗ им. А. Солженицына.
Приложение № 2. Фотодокументы – 102 фотографии; переданы в фотофонд в составе музейного собрания ДРЗ им. А. Солженицына.
Передан в 2004 г. в составе архива Общества охранения русских культурных ценностей Национальным архивом Франции.
Открыт для исследователей.
|