Очередной семинар по наследию митрополита Антония Сурожского из цикла «Церковь — Богочеловеческое общество».
14 мая 2012 года в 19.00 в ДРЗ прошел очередной семинар по наследию митрополита Антония Сурожского из цикла «Церковь — Богочеловеческое общество».
Как обычно, семинар был организован совместно фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Домом русского зарубежья им. А.Солженицына. Как обычно, слушателям семинара было заранее предложено в качестве подготовки прочитать тексты митрополита Антония «Подвижничество» (Труды. Т. 2. С. 637–688) и «На пути вглубь» (Школа молитвы. Клин, 2011) и подумать над следующими вопросами: 1) Как Владыка учит молиться? В чем он видит аскетизм сегодня? Как соотносится с молитвой и аскетикой сфера нашей эмоциональной жизни? 2) В чем самая суть христианства? Как возможно сегодня вернуться к его истокам?
На этот раз специально для участия в семинаре из Великобритании приехал духовный сын митрополита Антония, с детства знавший Владыку, внук философа С.Л.Франка, протодиакон Петр Скорер (Эксетер, Великобритания). Он выступил с докладом «Взгляд извне: поиск истоков, возвращение к первохристианству».
Чтобы не уделять слишком много внимания собственной персоне, отец Петр выбрал для отправной точки своего доклада не собственные воспоминания о Владыке, а воспоминания о двух встречах со знаменитым пастором английского философа и религиоведа Джейкоба Нидлмана, изложенные им в статье «Потерянное христианство: путь к сердцевине христианского опыта». Нидлман считает, что после того, как христианство стало государственной религией, оно разделилось на две ветви: внешнее (формальное соблюдение обрядов, благочестие) и внутреннее христианство. Ярким представителем такого искомого внутреннего, подлинного христианства и становится для философа владыка Антоний. В плоскости такого принципиального различения фарисейского благочестия и верности Христу о. Петр Скорер и рассмотрел вопрос о молитве и аскетике, как их понимал Владыка. Докладчик не столько делал утверждения, сколько обращался к залу, призывая слушателей включиться в размышления и поделиться своим опытом. Он рассказал, как Нидлман, понявший, что жертва Христа требует от христианина личного ответа на эту жертву, пришел с вопросом о сути такого ответа к Владыке. Митрополит Антоний ответил еще до того, как он озвучил вопрос: жертва Бога – это любовь, правильным ответом на такую Жертву будет просто ее принять, как дар, ведь Любовь уже спустилась к человеку.
Именно такая открытость Божественной любви и является целью аскетики. Это состояние уязвимости, безоружности, снятия «внутренней» брони, без чего невозможна открытость. Речь также шла о молитве как о способности поставить себя в присутствие Бога, о нередко сопровождающих молитву эмоциях и о том, как от них возможно избавиться, о том, как претворить эмоции в чувства, о роли тела в молитве. Отец Петр поделился также воспоминаниями о том, как митрополит Антоний служил Пасху и службы Страстной: он всем своим телом входил в события, ощущалась реальность происходящего — Распятия и Воскресения.
Доклад отца Петра Скорера вызвал целый ряд вопросов из зала и оживленную дискуссию.
Наталья Ликвинцева
Аудиозапись семинара (mp3, битрейт 64 кбит/сек, размер 64 Мб).
См. также статью о семинаре.
|