Очередной семинар по наследию митрополита Антония Сурожского из цикла «Церковь — Богочеловеческое общество»
3 апреля 2012 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына прошел очередной семинар по наследию митрополита Антония Сурожского из цикла «Церковь — Богочеловеческое общество».
Семинар был подготовлен совместно фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Домом русского зарубежья, его вели Е.Ю. Садовникова и Н.В. Ликвинцева.
Темой семинара стал вопрос: «Церковь гонимая — вызов современности?» Встреча стала продолжением предыдущего семинара, имевшего место 30 января 2012 года и поднявшего тему молитвенного предстательства новомучеников и нашего отношения к их опыту. Проблему преемственности было предложено продумать через возможность или невозможность сегодня продолжения молитвенного опыта тех, кого гнали и расстреливали в ХХ веке. Владыка Антоний вводит эту проблематику в свои размышления о том, чем сегодня является для нас молитва в статье «Может ли еще молиться современный человек?» (Труды. М.: Практика, 2002. Т. 1. С. 847–858). Этот текст и был предложен в качестве отправной точки для семинара.
Все участники приглашались подумать над следующими вопросами: 1) В чем сегодня заключается преемственность по отношению к опыту гонимой Церкви? Возможно ли продолжение ее молитвенного опыта? 2) Как нам следует жить, чтобы это не было предательством по отношению ко всем безвинно убитым? Что мы можем сделать для них? 3) Что выбирает современная церковь: силу или бессилие? победу или поражение?
Преемственность по отношению к церкви гонимой возможна лишь в русле определенной экклезиологии, в русле определенного, не триумфалистского, но глубокого и подлинно христианского понимания Церкви как Тела Христова, как Богочеловеческого общества: именно такой Церковью и в такой Церкви жил владыка Антоний, о ней он писал, говорил, размышлял, ее являл собою. Черты именно такой экклезиологии четко и очень последовательно обрисовал в своем докладе историк, член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерей Георгий Митрофанов, выбравший для своего доклада название, предельно заостряющее проблематику: «Новомученики и исповедники российские: духовно обязывающие нас предстатели или безответственные по отношению к нам духовные лоббисты?»
Отец Георгий подробно остановился на тайне новомученичества, на особенностях опыта новомучеников, отличающих их от всех предшествующих мучеников: именно эта тайна и лишает нас права на духовный триумф, на привычную гордость за количество небесных предстателей, приобретенное в ХХ веке, и на привычно-потребительское отношение к ним.
Смерть прежних мучеников почти всегда была связана с попыткой гонителей принудить их к отказу от Христа и с предпочтением добровольной смерти такому отказу. Но один из самых страшных аспектов гонений на Церковь в ХХ веке — лукавство гонителей: «церковники» уничтожались как социальный слой, в мучениях следствия речь, как правило, вовсе не шла о Христе. Их обвиняли в контрреволюции, в государственной измене. Подписав эти, ни на чем необоснованные обвинения, они не отрекались от Христа. Почему же одним из оснований для канонизации является именно отказ признать себя виновным? (Это не говоря уже о том, чтобы никого не назвать, не «посадить»).
Ответ на этот вопрос как раз и подводит к сути той экклезиологии, о которой идет речь: нельзя было ложь назвать правдой, как было принято везде вокруг, повсеместно, именно для того, чтобы дать понять палачам инаковость Церкви: те, кто к ней принадлежат, — христиане, граждане Царства Небесного, а не лукавого земного града. Когда прямое слово о Христе и непосредственная смерть за Него были невозможны, свидетельство носило несколько другой характер: нельзя было предать себя, свою личность, т.е. образ Божий в своей душе, предать братьев и сестер. Нельзя было предать Церковь как ту самую реальность, о которой и говорит митрополит Антоний: Церковь как общину, как общность людей, строящих свои отношения иначе, чем их строит государство. Церковь как принадлежность к небесному отечеству, Церковь не от мира сего, а не один из институтов, который может встроиться в государственный истеблишмент.
Эта «иная общность» и сегодня должна оставаться таковой, а не продолжать традицию синодальной церкви до Собора 1917 года, отягченную наследием советского и постсоветского менталитета. Более того, именно новомученики острее всех чувствовали свою ответственность за недостатки прежней экклезиологии, за наследие сращенности церкви с государством, которое и обернулось трагедией революции и гонений на церковь, на лучших ее представителей. Поэтому сегодня вопрос не столько в том, чего мы ждем от нового сонма святых, от новомучеников, но в том, чего они ждут от нас. Они просят нас, чтобы мы не попрали их кровью написанное завещание: жить в Церкви Христовой, а не в обществе постсоветских обывателей.
Наталья Ликвинцева
Можно также посмотреть статью Ю. Зайцевой о семинаре
|