Церковь по имени Николай: к истории православия в Японии
16 февраля 2012 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына прошел вечер-встреча с почетным профессором Государственного университета Иокогама (Япония) и председателем Ассоциации по изучению Восточной ветви русского зарубежья Мицуо Наганавой.
Лекция «Деятельность Русской Православной Миссии в Японии в эпоху Мэйдзи (1868-1912)» была приурочена к 100-летию со дня кончины святителя Николая Японского (Касаткина). Изучением истории православия в Стране Восходящего Солнца профессор Наганава занимается вот уже более тридцати лет. Он – автор книг, изданных на японском языке, «Наследие Храма Никорай-до» и «Прихожане Храма Никорай-до», а также множества статей, опубликованных в Японии и за ее пределами. Среди его работ в этой области – перевод и редактирование дневников свт. Николая, вышедших как на русском, так и на японском языках. Равноапостольный Николай (Касаткин), создатель и первоиерарх японской церкви, является выдающимся русским миссионером. Почив в 1912 году, он был причислен к лику святых через шестьдесят лет после своей кончины (31 марта 1970 года). Важнейшие вехи жизни свт. Николая есть ни что иное как этапы становления в Японии православия. Подробный доклад профессора Наганавы был проиллюстрирован уникальными фотоснимками XIX – начала XX вв., на которых запечатлены первые священнослужители и проповедники Христианства в Японии, вышедшие из самурайского сословия, выпускники и выпускницы основанных святителем Николаем в Токио и Хакодате духовных училищ. Лектор посвятил значительную часть своего выступления воссозданию фигуры свт. Николая в историческом контексте Японии того времени. «Время жизни и подвижничества о. Николая в Японии почти полностью совпадает с временными рамками эпохи Мэйдзи», – сказал профессор Наганава. Этот период истории Японии, ознаменованный правлением императора Муцухито, принявшего имя Мэйдзи, что означает «просвещённое правительство», связан с отказом страны от самоизоляции и становлением её как мировой державы. Именно это обстоятельство благоприятствовало успеху христианской проповеди в Японии. «Святитель Николай оставил родину и отправился в незнакомую ему страну, ощущая в глубине своей души дыхание нового времени», - считает профессор Наганава. Какой же нашел неведомую страну молодой миссионер? В те времена династия Токугава доживала свои последние дни; в стране происходили политические события, сопровождавшие реставрацию монархии в Японии: вооруженное противостояние самурайских кланов, часть которых выступила в поддержку сёгуна, постепенное обострение отношений с Россией. Через все эти испытания пришлось пройти отцу Николаю и его первым последователям. Особого интереса заслуживают истории жизни самых первых учеников свт. Николая – например, Такума Савабэ. В 1865 г. вооружённый мечом Савабэ Такума пришел к о. Николаю, намереваясь его убить. Иеромонах Николай спросил его, почему Савабэ гневается на него, на что Савабэ ответил: «Вы пришли сюда, чтобы погубить нашу страну». Иеромонах Николай говорил: «Справедливо ли осуждать то, чего ты не знаешь? Позволь мне рассказать тебе о нашей вере.» Савабэ Такума заинтересовался услышанным и с того дня начал изучать христианское учение. Через некоторое время к Савабэ присоединился его друг — доктор Сакаи Токурэй. Спустя некоторое время ещё двое друзей, Урано и Судзуки, присоединились к группе слушателей. Это было небезопасно, так как проповедь христианства была на тот момент запрещена законом. В апреле 1868 года отец Николай крестил Савабэ, Сакаи и Урано, дав им имена апостолов — Павел, Иоанн и Иаков. Они стали первыми японцами, принявшими православие. Отвечая на вопрос, что подвигло этих людей принять новое учение и отказаться от веры предков, проф. Наганава говорит: «То всеобщее, господствовавшее тогда в Японии ощущение падения чего-то старого и начала чего-то нового. Это порождало ощущение перемен, поворота в развитии страны и ее общественном устройстве. Именно это стимулировало интерес японцев к иностранным духовным учениям. Тогда христианство являлось для японцев олицетворением новой эпохи. Первыми учениками свт. Николая стали молодый самураи, так как для понимания нового учения были необходимы способности и образование». Проф. Наганава также поведал о печатных органах, выпускавшихся в основанной о. Николаем токийской семинарии – журналах «Православные новости», «Духовный мир», а также издании женской семинарии с выразительным названием «Скромность». Выходившие небольшими тиражами и практически прекратившиеся со смертью архиепископа Николая, они внесли свой значимый вклад в приобщение православных японцев к русской духовной культуре. Протоиерей И. Восторгов, посетивший Японию, писал: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай» и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался «Николай» и место миссии также «Николай» даже само православие называлось именем «Николай». Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»...» «Свт. Николая оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 священника, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34 110 человек, — сказал профессор Наганава, – тогда это составляло 20 % от общего количества всех христианский верующих в Японии. Все священники, дьяконы и исповедники были японцами. Это обстоятельство наглядно свидетельствует о желании отца Николая видеть в Японии Православную Церковь, созданную самими японцами». По окончании лекции желающие получили возможность задать проф. Наганаве вопросы. Слушателей интересовало, что представляет собой сегодня Японская Православная Церковь, вызывает ли тема «Православие в Японии» интерес со стороны японского научного сообщества, о судьбе архивного наследия о. Николая, а также о роли святителя в урегулировании так называемого инцидента в Оцу: 9 апреля (11 мая) 1891 года в японском городе Оцу произошла неудавшаяся попытка покушения на жизнь цесаревича Николая Александровича, находившегося тогда с визитом в стране. В вечере приняли участие д.и.н, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Д.Б. Павлов; доцент кафедры японской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ В.П. Мазурик, обозреватели православных СМИ. Встречу с профессором Наганавой также посетили представители оргкомитета конференции «Духовное наследие равноапостольного Николая Японского. К столетию со дня преставления», которая откроется 21 февраля 2012 года в Николо-Угрешской Духовной Семинарии. В ней примут участие потомки святителя Николая Японского; ожидается телемост с Кафедральным Воскресенским Собором («Никорай-До») в Японии. Организаторы конференции пригласили Дом русского зарубежья принять участие в конференции, а Наталию Клевалину журналиста и обозревателя Дома – представить в Николо-Угрешской Духовной Семинарии свою фотовыставку «По русским местам Японии», которая открылась в рамках встречи. После Октябрьского переворота 1917 года более 7 тысяч русских изгнанников очутились на Японских островах. Эти люди сумели не только стать частью японского общества, но заслужить признание и уважение местного населения. Всюду, где бы ни жили русские эмигранты, они стремились к созданию культурных центров, школ и, в первую очередь, — православных храмов. Так было в Токио и Кобэ, Йокогаме и Хакодатэ, Нагасаки и Саппоро. Рассчитывая лишь на собственные силы, русские в Японии сумели стать заметным явлением в экономической и общественной жизни страны. В 2011 г. Наталия Клевалина находилась в Японии, работая над исследованием современной русской диаспоры по приглашению Японского Фонда. Собирая материал для исследования, Н. Клевалина посетила города, в которых исторически проживали русские в Стране Восходящего Солнца. «Для меня было очень важным своими глазами увидеть эти места, связанные с именами людей, о которых я столько слышала и читала», - сказала автор выставки, открывая вечер. В фойе Дома открылась небольшая книжная выставка, на которой были представлены издания по теме русской православной церкви и деятельности свт. Николая в Японии. Н. Клевалина поблагодарила за помощь архив Дома русского зарубежья, а также Японский Фонд и лично г-жу Йоко Саканоуэ за книги, предоставленные для выставки, а художника и сотрудника Дома Елену Абаренкову - за помощь в подготовке фотовыставки.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.