18 ноября исполняется ровно 50 лет, как журнал "Новый мир" напечатал рассказ, который приоткрыл для читающей публики жестокую обыденность жизни в сталинских лагерях. До сих пор ничего подобного в советской литературе не было. Рукопись поступила в редакцию без имени автора, а вместо названия — код "Щ-854". Главного редактора, а им тогда был наш великий поэт Александр Твардовский, текст заставил не спать всю ночь. Наутро Твардовский уже буквально кричал коллегам: "Печатать! Печатать! Никакой цели другой нет. Всё преодолеть, до самых верхов добраться, до Никиты (это про Хрущева)! Доказать, убедить, к стенке припереть. Говорят, убили русскую литературу. Чёрта с два! Вот она, в этой папке с завязочками. А он? Кто он? Никто ещё не видал". Автором оказался неизвестный дотоле Александр Солженицын, а рассказ в публикации "Нового мира" получил название "Один день Ивана Денисовича". Сейчас его проходят в школе.
В ноябре 1962 года в журнале "Новый мир" была опубликована повесть тогда ещё никому неизвестного автора, которая называлась "Один день Ивана Денисовича". В ней описывался один день заключённого ГУЛАГа, деревенского мужика Ивана Денисовича Шухова. Так в русской литературе впервые зазвучал голос Александра Исаевича Солженицына.
"Считается по делу, что Шухов за измену Родины сел. И показания он дал, что так и да! Он сдался в плен, чтобы изменить Родине. А вернулся из плена, потому что выполнил задание немецкой разведки. Какое же задание он выполнял, ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили. Просто с задания. В контрразведке били Шухова много. И расчёт был у Шухова простой. Не подпишешь — бушлат деревянный. Подпишешь — хоть поживёшь ещё малость. Подписал", — читает писатель Александр Солженицын фрагмент рассказа "Один день Ивана Денисовича".
На современников повесть произвела ошеломляющее впечатление. Стотысячный тираж "Нового мира" был раскуплен практически мгновенно, в библиотеках читатели записывались в очередь на Солженицына. Чуковский назвал "Один день Ивана Денисовича" литературным чудом. Переведённая на все основные языки мира, эта повесть стала не меньшим потрясением для зарубежных читателей.
"У него, в конце концов, всё о человеческом лице. Он спрашивает: "как это так, что, наше русское лицо, лицо русского человека, мужика настолько изменилось? Вместо доброты — какая-то такая злость, какое-то бдительное подозрение, враждебность", — говорит французский славист, профессор женевского университета Жорж Нива.
Не меньшим потрясением для читателей стала и личность самого автора, который в это время работал учителем физики и астрономии в школе №2 города Рязани.
Одно из самых замечательных произведений русской литературы XX века было написано в Рязани на улице Урицкого. Вот в этом доме №17 Александр Исаевич Солженицын писал "Один день Ивана Денисовича" в мае-июне 1959 года. По собственному признанию, написал рассказ очень быстро. Всего дней за 40. Сегодня на доме установлена мемориальная доска.
Только через два с половиной года Солженицын решился передать рассказ через московских друзей в редакцию "Нового мира". Рукопись была без имени автора и называлась "Щ–854".
Редактор отдела прозы Анна Берзер, минуя заместителей, сумела передать текст сразу в руки главного редактора. Рассказ настолько потряс Твардовского, что уже на следующий день он заявил в редакции, что готов дойти до ЦК и Хрущёва только, чтобы опубликовать эту вещь.
"Вот эта драгоценная легендарная рукопись, которая была передана в "Новый мир" друзьями Солженицына. И видите, здесь заголовок "Щ-854". День одного зека". Это название авторское. А Твардовский решил, что с таким названием повесть напечатана быть не может. И он был абсолютно прав. Не могли же наши генералы от литературы признать, что в Советском Союзе заключённые так же, как в нацистской Германии носят номера на шапке и на груди. Это было невозможно", — рассказывает президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.
Капитан Красной Армии Александр Солженицын был арестован прямо на фронте в феврале 1945 года за письмо другу, в котором цензура обнаружила критику Сталина. Через несколько месяцев его приговорили к восьми годам лагерей и вечной ссылке. В 1950 году Солженицын был этапирован на север Казахстана, где три года работал каменщиком и литейщиком. Здесь у него, родился замысел "Одного дня Ивана Денисовича". Освободившись из лагеря в 1953 году, Александр Исаевич, втайне вынес от охраны за колючую проволоку зашитые в телогрейку лагерные номера.
"Знаете, эта знаменитая фотография, где Солженицын сидит в телогрейке с номерами, сделана была в первые дни в ссылке в Экибастузе. Ссыльные сняли друг друга. Они выпороли из подкладки своих телогреек номера. Нашили их на живую нитку и друг друга сняли", — рассказывает Наталия Солженицына.
После того как в 1974 году Солженицына насильно выслали из России за границу, из советских библиотек были изъяты все его произведения, изданные в СССР, в том числе и "Один день Ивана Денисовича". На Родине этот рассказ вновь начали печатать только с 1990 года. Сейчас он включён в школьную программу по русской литературе.
"Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню его выдалось сегодня много удач. В карцер не посадили. На соцгородок в бригаду не выгнали. В обед он закосил кашу. Бригадир хорошо закрыл процентовку. Стену Шухов клал весело. С ножовкой на шмоне не попался. Подработал вечером у Цезаря. И табачку купил. И не заболел. Перемогся. Прошёл день ничем не омраченный. Почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было 3653. Из-за високосных годов три дня лишних набавилось", — читает писатель Александр Солженицын фрагмент рассказа "Один день Ивана Денисовича".
Владимир Путин встретился с руководителем Фонда Солженицына Наталией Солженицыной. Встреча состоялась в преддверии юбилейной даты – 50-летия со дня публикации в журнале «Новый мир» произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», принесшего ему мировую известность.
В.ПУТИН: Наталия Дмитриевна, совсем скоро мы будем отмечать 50-летие [со дня публикации произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»].
Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: 50 лет как вышел «Иван Денисович». И, видите, нам удалось напечатать две книги (показывая книги). Вот эта самая интересная книга, маленькая, но наиболее интересная, – это письма читателей, которые никогда ещё не публиковались, присланные [главному редактору] Александру Твардовскому в редакцию журнала «Новый мир».
Они не были напечатаны. Это просто письма из архива. И, видите, начинаются: «Дорогой Иван Денисович», – потому что люди не знали, как зовут Александра Исаевича [Солженицына], к нему обращались «Дорогой Иван Денисович». Вы знаете, я думаю, что это 50-летие, и вообще сам «Иван Денисович», который послужил пьедесталом к «Архипелагу», потому что поток писем обрушился после «Ивана Денисовича» и дал огромный дополнительный материал, сейчас мы устраиваем конференцию в связи с «Иваном Денисовичем», – я думаю, что это и причина, и знак – не терять памяти. «Иван Денисович» необходим как лекарство против беспамятства. Потому что беспамятство – это болезнь слабого человека, слабого общества и слабого государства. Помнить нужно и хорошее, и плохое – обязательно. Иначе мы хромать будем.
В.ПУТИН: Это правда. Кстати говоря, как в школах идёт изучение [творчества А.Солженицына]?
Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Вы знаете, «Ивана Денисовича» ввели в школьную программу, когда нам ещё даже не вернули гражданства, нас ещё здесь не было, и кто, когда это сделал, наверное, при Ельцине, – изучают: некоторые в 10-м классе, некоторые в 11-м.
«Архипелаг ГУЛАГ» – с ним плохо, потому что, во-первых, он просто рекомендательный, и местные департаменты, которые заказывают книги в издательстве «Просвещение», его не заказывают. Потому что издали хорошо, и книга не самая дешёвая, или ещё по каким-то причинам, но это решают местные власти.
Раньше был коллектор – просто печатали и развозили по всем школам, а сейчас такого коллектора нет, и кто хочет, тот и заказывает, а кто не хочет, тот не заказывает. Это во-первых.
Во-вторых, поставили в 11-й класс весной. А сейчас весной в глазах у школьников и учителей что? ЕГЭ и больше ничего. А поскольку литература вообще не входит в ЕГЭ (кроме тех, кто поступает на филфак и журфак), то кто же будет учить то, что не нужно?
Между прочим, если отвлечься от «Архипелага ГУЛАГ» и говорить вообще, извините, о государственной безопасности, то вообще катастрофа, потому что было пять часов литературы в неделю, а сейчас – два.
И о каком единстве нации мы вчера говорили? Что объединяло всех людей? Один – врач, другой – инженер, третий – не знаю кто, все знали сколько-то Пушкина, сколько-то Грибоедова, все друг другу могли говорить цитатами из «Горе от ума», и все понимали. Не обязательно интеллигенты.
Сейчас этого нет. А что может объединять людей? Только общая литература. Общее телевидение не объединит. У нас ведь всё делается только сверху – литературу надо бы вернуть. Выкинули её, а что ввели? Учить коммуникации? Как друг другу улыбаться? Да этому люди и без уроков научатся.
В.ПУТИН: Язык и культура – это самое главное, конечно. Сейчас непростые процессы идут в сфере образования...
Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Вот они непростые идут, и всё не в пользу литературы и истории.
В.ПУТИН: Я думаю, что надо вернуться к этому ещё. А навязывать сверху – это всё-таки неправильно. Нужно, чтобы профессиональное сообщество само определилось.
Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: В том-то всё и дело, что всё профессиональное сообщество, которое гуманитарное, оно, конечно, всё воет и плачет, и хочет, чтобы всё вернули. А то, которое технократическое, говорит, это всё это не нужно.
И это неправильно. Если мы хотим быть Россией,а не просто какой-то территорией, которая включается в общий технологический процесс...В.ПУТИН: Вы знаете, наверняка предложений много по тому, как заполнять это время, в которое учащийся должен изучать такие и такие предметы. Количество этих предметов постоянно увеличивается.
Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Между прочим, зря увеличивается. Потому что один предмет может абсорбировать новшества, а то, что литературу теснят, – это на самом деле колоссальная опасность для единства страны.
Мы остаёмся многонациональной страной, мы же не будем сидеть здесь с Вами в Москве, наши школьники, и специально изучать татарскую литературу или чувашскую, или ещё какую-то. Они там на месте будут свою литературу изучать, но у нас должна быть общая...
В.ПУТИН: Согласен.
Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Иначе нет языка.
В.ПУТИН: Мы ещё обсудим это вместе с Министром образования.
Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Два часа в неделю мало, Владимир Владимирович.
В.ПУТИН: Наталия Дмитриевна, я ещё поговорю с Министерством образования.
Путин и Солженицына обсудили "Один день Ивана Денисовича"
Президент РФ Владимир Путин встретился с Натальей Солженицыной - вдовой писателя Александра Солженицына. В ходе беседы обсудили юбилей публикации повести "Один день Ивана Денисовича".
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.