1 ноября 2011 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открылась персональная выставка американского художника русского происхождения Вероники Дмитриевны Гашуровой – «Странник цвета».
Многие гости Дома русского зарубежья уже были знакомыми как с полотнами, принадлежащими кисти Вероники Дмитриевны, так и самим автором. Дело в том, что год назад, 6 декабря 2010 года, в стенах ДРЗ проходило открытие выставки «Новый свет», на которой было представлено более семидесяти работ двенадцати авторов из Америки, где среди прочих, был представлен и ряд работ Гашуровой, из фондов Дома русского зарубежья.
Но прежде чем привести подробное описание персональной выставки В.Д. Гашуровой, необходимо рассказать и о самом художнике.
Борис Пастернак писал: «Что делает художника реалистом, что его создаёт? Ранняя впечатлительность в детстве, - думается нам, - и своевременная добросовестность в зрелости». В жизни Вероники Дмитриевной переплелось и то, и другое – она принадлежит к тому особому поколению людей с особыми судьбами, которых мы ныне зовём второй волной иммиграции.
Родилась Вероника Дмитриевна в семье Тамары и Дмитрия Левицких в Киеве. Мать Вероники Гашуровой была известной актрисой, звездой киевского театра им. Леси Украинки. Ребёнком Вероника оказалась на оккупированной фашистами территории. Когда в 1943 году советские войска освободили Киев, отступавшие немецкие войска эвакуировали с собой так же небольшую группу технических специалистов, среди которых оказался и отец Вероники – Дмитрий Левицкий. Так для семьи Левицких и маленькой Вероники начались странствия по Европе: Львов – австрийский Пашинг – Эбельсберг. Далее – знаменательная веха в судьбе Вероники Дмитриевны – пребывание с 1945 по 1949 годы в лагере для перемещённых лиц Шляйсгайм. В интервью, которое Вероника дала в своё время для книги В. Сандлера «Чем дальше, тем роднее: русское зарубежье в портретах и диалогах», она характеризует свою жизнь в этом лагере так: «Чудное было время: самодеятельный театр (организатором которого выступала Тамара Левицкая – И.Р.), церковь, библиотеки, концерты, различные курсы, спортивные состязания. В нищете жили – а жизнь кипела». Именно пребывание в лагере Шляйсгайм позволило семье Левицких избежать репатриации и обеспечило возможность переехать в дальнейшем в Америку. Иного выбора у семьи Левицких не было – репатриация (или, говоря иначе – принуждённое возвращение на родину) грозила самым тяжёлыми последствиями для всех членов семьи – учитывая особенности политической ситуации в Советском союзе. Так Америка стала постоянным местом жительством для семьи Левицких и Вероники. Стала ли второй родиной? Сама Вероника Дмитриевна предпочитает говорить так: «Я к России и Америке отношусь, как к маме и папе. Это моё личное чувство, оно никогда не исчезнет».
Жизнь в Америке развернулась прекрасной возможностью предоставить детям представителей второй волны эмиграции хорошее образование. В упомянутом выше интервью, Вероника вспоминает, что её родителям в первое время своего пребывания в Америке приходилось работать на самых простых, низко квалифицированных работах. Но только этот подчас нелёгкий труд позволил младшей половине эмигрантов получить достойное образование. Позднее, уже в 50-е годы, жизнь в семье Левицких в Америке начала налаживаться. Мать Вероники, Тамара, организовала Русский молодежный театр в Нью-Йорке. Вероника Гашурова вспоминала: «моя мама горела любовью к искусству, к театру, и это горение, эта любовь передавалась всем, кто ещё окружал».
Вероника Дмитриевна участвовала в различных театральных постановках с раннего детства еще в Киеве, принимала деятельное участие и в работе самодеятельного театра в лагере Шляйсгайм, составляла эскизы, по которым шились костюмы для русского молодёжного театра в Нью-Йорке. Но Вероника не пошла по стопам матери, предпочла призвание художника – и поступила на художественное отделение знаменитого Пратт Института. «Оказавшись в Америке, я поняла что не могу быть актрисой... Познакомившись с биографиями кинозвёзд, я поняла, что в моральном отношении не смогу пойти ни на какие компромиссы, поэтому переключилась на художество», - вспоминает Вероника Дмитриевна.
Будучи студенткой, в 1952 году Вероника вышла замуж за Глеба Гашурова, который окончив университет, получил докторскую степень по физике и химии. В то же время одна крупная фирма пригласила её отца на работу дизайнером-проектировщиком, и эта работа позволила приобрести большой трёхэтажный дом, в котором поселились семьи Левицких и Гашуровых. В 1954 году Вероника Дмитриевна Гашурова закончила Пратт Институт – высшую художественную школу. Некоторое время талантливая выпускница работала текстильным дизайнером и с этим периодом связан один курьёз. По заказу текстильной компании, Вероника Гашурова изобразила ковбоя, силуэт которого должен был быть помещён на свитер. И силуэт этот вышел настолько хорошо, что руководитель текстильной компании был крайне удивлён, когда узнал, что человек, нарисовавший ковбоя – русский. Ему казалось, что так дух эпохи и нации мог передать только настоящий американец.
Сразу после окончания Пратт Института Вероника Дмитриевна долгое время работала оформителем открыток. Это та творческая и эмоциональная работа, которой Вероника Гашурова продолжает заниматься и по сей день. Открытки Вероники, пускай даже растиражированные типографским методом, являются полноправными произведениями искусства, а не просто канцелярскими изделиями. Поразительно, но, пожалуй, именно в этом на первый взгляд несерьёзном жанре, Вероника Дмитриевна смогла выразить всю свою любовь – любовь и тоску по вынужденно оставленной родине. Её открытки в русском стиле были отпечатаны массовым тиражом и по линии Детского фонда ООН «Юнисеф» разошлись по всему миру. Другие открытки были созданы по заказу британского общества Помощи русским христианам, Конгресса Русских Американцев и др. Большое количество открыток В. Гашурова издала сама, на собственные сбережения, а самые последние ее открытки 2011 года были посвященных Храму Христа Спасителя и пожертвованы его прихожанам. Пожалуй именно в этом «малом жанре», т.е. в открытках, созданных В. Гашуровой проявились по настоящему и ее искренность и ее «русскось». Не даром еще древние говорили - multum in parvo (многое в малом).
Полномасштабные (по сравнению с открытками) живописные и гарфические работы Вероники Дмитриевны отличаются своим стилистическим разнообразием. Среди них – и классические пейзажи, натюрморты, портреты – некоторые из них близки к иконописи; и геометрические пестроцветые абстракции, продолжающие вектор развития русского авангарда, заданный Кандинским и Ротко; и богатые заимствованием деталей внешнего мира инсталляции.
- Русская живопись на западе воспринимается только в двух своих направлениях: иконопись и авангард, - рассказала нам в интервью Вероника Гашурова. Оба этих полюса мира живописи оказались ею покорены – или же стали отправными точками, своеобразными константами всего её разнообразного творчества.
В чём причина такого богатого разнообразия, в чём причина того, что Вероника Гашурова в своём творчестве не остановилась на какой-либо одной технике, как это делают многие художники? Можно предположить, что причина тому – в образовании. После окончания Пратт института Вероника продолжила своё образование, посещая лекции и семинары в разных колледжах, беря частные уроки у различных американских мастеров живописи. Сама же Вероника Дмитриевна считает, что разнообразие её стилистических приёмов обусловлено в первую очередь её собственным характером. С этим нельзя не согласиться – пожалуй, только в таком разнообразии можно сохранить первозданность творческой мысли.
В 1989 г. В. Гашурова (уже став бабушкой) поступила в художественную школу при Нью-Йоркской Национальной академии искусств. Она училась у знаменитого Сергея Львовича Голлербаха и считает его одним из своих главных наставников. К открытию нашей выставки Голлербах, который не смог присутствовать на открытии лично, направил письмо-обращение, в котором так отозвался о Гашуровой: «Не буду скромно умалчивать, что Вероника Гашурова была моей ученицей, одной из любимых учениц, которой я горжусь и сейчас. Это настоящий, яркий и талантливый тип русского художника... ...Она всегда представлялась мне очень свободным художником, который ищет в искусстве не только себя, но и духовные ценности. Те ценности, которые для русского человека всегда были непреходящи».
Живописную свободу полотен, пиршество красок и игру стилей, - но не «игру в стили» как это часто бывает у современных авторов – можно встретить на открывшейся в Доме русского зарубежья выставке «Странник цвета». Всего на выставке представлено более шестидесяти экспонатов. Источниками явились частные собрания лично Вероники Гашуровой и других лиц, а так же предметы из музейного собрания Дома русского зарубежья (картины, рисунки, открытки, фотографии), которые были переданы Вероникой Дмитриевной в дар ДРЗ.
К выставке был подготовлен также особый видеофильм, знакомящий зрителя с основными направлениями творчества Вероники Дмитриевны и зафотофиксированными эпизодами её судьбы.
Пейзажи, составляющие часть картин, представленных на экспозиции, производят такое впечатление, что «и капля радужная вдруг спадает с вытянутой кисти» - так живо они написаны, так полно передают действительную – русскую ли, американскую ли? – в не зависимости от стиля, в котором эти картины выполнены. И пейзажи в классическом, «нарративном» стиле, и пейзажи, исполненные в рамках абстракционизма – в одинаковой мере претендуют на точность передачи настроения, создаваемого для глаза художника действительностью. Представленные здесь портреты – опять таки, выполненные с применением самых разных техник – драматично передают эмоциональные моменты бытия.
Некоторые полотна, кажущиеся абстрактными издалека, при ближайшем рассмотрении оказываются не только тривиальным взаимодействием холста и масла, но и содержат в себе самые разнообразные объекты – кусочки проволоки, листья цветов, фрагменты газет и другое. Вероника Гашурова не просто следует идеям постмодернизма – она существенно раздвигает заданные до неё рамки.
Таково полотно «Сабвей». Металлические конструкции, обрывки карты города, и прочее – передают и механистический, металлический настрой нью-йоркской подземки, и мельтешение миллионов лиц пассажиров, и непересекаемость их судеб. - Население метрополитена – вещь, которую нужно обязательно «задокументировать»! – комментирует своё полотно Вероника Дмитриевна.
Таково и полотно «Парад». Здесь, в отражении красных полутонов Покровских ворот – и послуживший основой для картины какой-то строительный блок, разломленный неведомой стихией, и горестные лица людей, составляющих пришедшею на парад толпу... И, естественно, здесь – неизменная фигура того самого человека – в усах, с кепкой и трубкой – от волевых решений которого зависели многие судьбы людей, трагичные судьбы – в том числе и судьба Вероники Гашуровой и её семьи.
Примечательна инсталляция, отражающая хрупкость нашего мира. Земной шар скрыт под тонкой яичной скорлупой, и это единственное, что оберегает его от краха – такая мысль возникает при осмотре данной картины. И проведена красная линия экватора – как красная линия, разделяющая жизни эмигрантов на «до» и «после»...
– В этой своей работе, мне хотелось показать, насколько страшно всё то, что мы делаем с окружающим нас миром! – комментирует свою инсталляцию Вероника Гашурова. Какова же роль американского художника русского происхождения, когда так хрупка и неопределенна судьба наших двух континентов, связанных судьбой этого хужожника? Ему, точнее ей, остаётся быть благодарным оставленной родине за культурные и духовные ценности («...мне всё там дорого: культура, история, литература, всё это моё...» – признаётся Вероника Дмитриевна), и остаётся быть благодарным приютившей стороне Америке – за образование, за свободу, за возможность быть признанным. И хотя мир, быть может, действительно меняется в худшую сторону, и становится всё более и более заметно хрупким – торжество искусства и взгляд художника остаётся неизменным и непреклонным.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.