Персоналии представителей русской эмиграции на выставке "Италия - дом нашей души"Зайцев Борис Константинович (1881–1972), писатель, переводчик. В 1904 г. впервые побывал в Италии, ставшей его второй духовной родиной, подолгу жил там в 1907–1911 гг. Создал цикл очерков об Италии, которые публиковал в 1907 г. в журнале «Перевал» и газете «Литературно-художественная неделя». В 1910-е гг. осуществил перевод «Ада» Данте ритмизованной прозой, вышедший в свет только в 1961 г. в Париже. В 1915 г. издал роман «Дальний край», в котором Италия и, в первую очередь, Флоренция, являются не просто фоном, а важным содержательным элементом действия. В апреле 1918 г. принял участие в основании в Москве гуманитарного объединения «Studio Italiano», занимавшегося изучением и популяризацией итальянской культуры. Неоднократно выступал там с докладами. В 1922 г. выехал с семьей за границу для лечения. Жил в Германии, Италии, с 1924 г. в Париже. В 1922–23 гг. в Берлине в издательстве З.И. Гржебина вышло 7-томное собрание сочинений Б.К. 3айцева, где в 7-ом томе были опубликованы лирические очерки «Италия». В сентябре-декабре 1923 г. посетил Италию по приглашению итальянского слависта Э. Ло Гатто, читал лекции в римском Институте Восточной Европы. После 1923 г. много раз возвращался в Италию и писал о ней в статьях, собранных в томе «Далекое» (Вашингтон, 1965). Итальянские впечатления подсказали Зайцеву сюжеты нескольких рассказов и до конца жизни продолжали питать его творчество. См. также публикации Б.К. Зайцева в электронном каталоге библиотеки ДРЗ
Муратов Павел Павлович (1881–1950), писатель, искусствовед, переводчик, публицист. С 1906 г. служил в Румянцевском музее в отделе изящных искусств и классических древностей. В 1908 г. впервые побывал в Италии, жил там около года. Итогом этой поездки стали серия статей об итальянской живописи в журнале «Старые годы» (1909–1910) и два тома очерков «Образы Италии» (М., 1911–1912). Книга посвящалась писателю Б.К. Зайцеву, имела огромный успех и была многократно переиздана. Находясь в Италии с ноября 1911 по август 1912 гг. в творческой командировке от Румянцевского музея, собрал и перевел «Новеллы итальянского Возрождения» (Т. 1–2. М., 1912–1913). В 1914 г. снова посетил Италию. В 1915 г. перевёл очерки американского исследователя и писателя Б. Бернсона, посвящённые живописи итальянского Возрождения, «Флорентийские живописцы Возрождения» (М., 1923). В апреле 1918 г. основал гуманитарное объединение «Studio Italiano», занимавшееся изучением и популяризацией итальянской культуры. В годы революции и гражданской войны работал над новеллами, которые вошли в сборник «Магические рассказы» (М., 1922) и авантюрным романом из жизни итальянской аристократии XVIII в. «Эгерия» (Берлин, 1922). В 1922 г. выехал в заграничную командировку, в Россию не вернулся. В начале осени 1923 г. при участии итальянского слависта Э. Ло Гатто был приглашен в Италию, поселился в Риме и жил там до 1927 г. На квартире Муратова бывали поэт Вяч. Иванов, художники Г. Шилтьян и Дж. де Кирико, художник и архитектор А. Белобородов, художник и писатель А. Спаини. Бывал в Сорренто у А.М. Горького. В 1924 г. в Берлине вышла окончательная редакция «Образов Италии», дополненная 3-м томом. С начала 1926 г. публиковал в парижских изданиях — еженедельнике «Звено» и газете «Последние новости», очерки и статьи о современной культуре и искусстве Италии. В 1929 г. в Риме на итальянском языке вышла работа Муратова об итальянском художнике Фра Беато Анджелико. См. также публикации П.П. Муратова в каталоге библиотеки ДРЗ.
Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949), поэт, теоретик символизма, философ, переводчик, драматург, литературный критик. В 1892–1893 и 1912–1913 гг. путешествовал по Италии. В 1924 г. выехал в Италию по командировке Наркомпросса, поселился в Риме. Сразу же по приезде создал цикл «Римские сонеты». В 1926 г. принял католичество. Преподавал русский язык и литературу в павийском колледже «Карло Борромео» (1926–1934). С 1934 г. жил в Риме. До 1936 г. сохранял советское гражданство. В эмиграции с 1936 г. Профессор русского языка и литературы в Папском Восточном институте. Преподавал в учебных заведениях Ватикана. Занимался переводами произведений Ф. Петрарки. В 1943–1944 гг. создал поэтический цикл «Римский дневник», состоящий из 118 стихотворений. В 1948 г. по заказу Ватикана написал вступление и примечания к Псалтири. Похоронен на римском кладбище Тестаччо. В Риме находится архив Вяч. Иванова, который является самым крупным и значительным русским творческим архивом в Италии. С целью изучения наследия Вяч. Иванова в России и в мире был создан Исследовательский центр Вячеслава Иванова в Риме (глава А.Б. Шишкин). Центром реализован проект «Наследие Вячеслава Иванова: встреча гуманистических идей России и Италии», в рамках которого был создан интернет-сайт, где представлены оцифрованные рукописи из римского архива Вяч. Иванова: стихи, статьи, переводы, письма, а также прижизненные издания автора, книги из его библиотеки. См. также публикации В.И. Иванова в каталоге библиотеки ДРЗ.
Берберова Нина Николаевна (1901–1993), поэт, прозаик, литературный критик, переводчик. Ходасевич Владислав Фелицианович (1886–1939), поэт, литературный критик. В.Ф. Ходасевич в 1911 г. впервые побывал в Венеции, в творчестве неоднократно возвращался к воспоминаниям об этом городе. Супруги Нина Берберова и Владислав Ходасевич в 1922 г. уехали из России. В 1924 г. провели месяц в Италии: с 14 по 22 марта в Венеции, с 23 марта по 12 апреля в Риме и сутки в Турине. Встречались с Н.А. Оцупом, П.П. Муратовым, Ольгой Синьорелли, хозяйкой самого известного «русского дома» в Риме. Свое путешествие по Риму, в котором гидом был П.П. Муратов, Н.Н. Берберова описала в автобиографической книге «Курсив мой». Эта поездка отражена и в дневнике В.Ф. Ходасевича «Камер-фурьерский журнал». С осени 1924 г. до переезда в Париж в апреле 1925 г. Н.Н. Берберова и В.Ф. Ходасевич жили у А.М. Горького на вилле «Il Sorito» в Сорренто. См. также публикации Н.Н. Берберовой и В.Ф. Ходасевича в каталоге библиотеки ДРЗ.
Шаховская Зинаида Алексеевна (княжна, по мужу графиня Малевская-Малевич) (1906–2001), поэт, прозаик, переводчик, мемуарист, журналист, редактор. Своё имя получила в честь прабабушки – Зинаиды Карловны Росси, дочери знаменитого российского зодчего итальянского происхождения Карла Росси (1775–1849). В 1920 г. вместе с семьей эмигрировала в Константинополь. С 1945 по 1948 гг. работала военным корреспондентом при союзных армиях в Германии, Австрии, Греции, Италии, публиковала статьи и репортажи под псевдонимом Жак Круазе. В поездке по Италии её сопровождал сын Вячеслава Иванова – Дмитрий Иванов. В Риме Шаховская познакомилась с Вячеславом Ивановым и старшей дочерью Льва Толстого, Татьяной Сухотиной-Толстой. Эти встречи она описала в книге воспоминаний «Странный мир» и в книге «Отражения», посвящённой истории русской литературной эмиграции «первой волны». 5 февраля 1979 г. избрана Почётным академиком Римской Академии наук (отдел литературы). См. также публикации о З.А.Шаховской в библиотеке ДРЗ.
Юсупова Зинаида Николаевна (по мужу графиня Сумарокова-Эльстон) (1861–1939), княгиня, благотворительница. В 1912 г. была членом комитета по устройству Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве (сейчас — ГМИИ им. А.С. Пушкина) и пожертвовала 50 тысяч рублей на сооружение Римского зала, который когда-то носил её имя. В 1919 г. семья Юсуповых эмигрировала. Зинаида Николаевна с мужем Феликсом Феликсовичем-старшим поселилась в Риме. Занималась благотворительной деятельностью, участвовала в работе общества Красного Креста. Помогала русским эмигрантам в Италии и стала их главным попечителем при римском учреждении Красного Креста и при представительстве русского Красного Креста в Риме. Организовала бесплатную столовую для неимущих соотечественников, бюро приискания работы и белошвейную мастерскую. Покровительствовала римскому «Русскому магазину».
Трубецкой Паоло (Павел Петрович) (1866–1938), князь, педагог, скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Родился в семье русского дипломата князя П.И.Трубецкого и американской пианистки А. Винанс в Интре близ Лаго-Маджоре (Италия). Детство провел на вилле родителей «Ада ди Гиффа» близ озера Маджоре в Пьемонте. Учился лепке под руководством живописца Д. Ранцони. В 1883 г. впервые приехал в Россию. С 1884 г. жил в Милане, где учился в мастерских Дж. Гранди, Э. Баццаро, Д. Баркальи. С 1886 г. экспонировал свои работы на выставках в Палланце, Венеции, Милане, Риме. В 1890–1891 гг. участвовал в конкурсах проектов памятников Дж. Гарибальди для Неаполя и Милана, а также Данте для Тренто. За проект памятника Дж. Гарибальди был удостоен первой премии. В 1896 г. создал мраморный памятник сенатору К. Кадорна в Палланце. В 1897 г. приехал в Россию, вошёл в круг художников объединения «Мир искусства». Жил в Москве, преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. В России создал более 50 произведений, в том числе серию карандашных и скульптурных портретов Л.Н. Толстого, бюст писателя, статуэтку «Лев Толстой на лошади», конный памятник Александру III. В 1906–1914 гг. жил в основном в Париже, выезжая временами в Россию, Италию и США. Выполнил много портретов знаменитостей мира искусства, в том числе итальянского писателя Г. д`Аннунцио, итальянского оперного певца Э. Карузо. В 1914 г., в связи с началом Первой мировой войны, задержался в США, где создал проект памятника Данте, установленного в Сан-Франциско. С 1921 г. снова жил в Париже. В 1932 г. поселился в Италии, жил на своей вилле «Кабианко» в Палланце. Среди поздних произведений – обелиск-мемориал павших в Первую мировую войну для Палланцы, статуи Дж. Пуччини перед Домом-музеем композитора в Торре-дель-Лаго (Тоскана) и театром Ла Скала в Милане. Часть коллекции работ П. Трубецкого, хранившаяся на его вилле, погибла в результате поджога, учинённого фашистами в марте 1945 г. Большая коллекция работ скульптора хранится в мемориальном музее в Палланце. См. также публикации о П. Трубецком в библиотеке ДРЗ.
Эрьзя Степан Дмитриевич (наст. фам. Нефёдов) (1876– (18761108)1959), художник, скульптор, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Для псевдонима взял название мордовского племени эрьзя. С 1906 по 1910 гг. жил в Италии. Создал здесь произведения «Тоска», «Косец», «Сеятель», «Поп» (1908), «Тюремный священник», «Последняя ночь осужденного перед казнью» (1909). В 1910 г. переехал в Париж. Участвуя в международных выставках искусств в Венеции, Милане (1909), Ницце (1910), Риме (1911), выставке «Осенний салон» в Париже (1910–1913), получил мировое призвание. Летом 1913 г. вернулся в Италию, поселился в г. Каррара. Создал группу «Братство» для Дома итальянского рабочего объединения в Милане и фигуру «Иоанн Креститель» для католической церкви. В российской прессе его называли «новым Паоло Трубецким». В мае 1914 г. вернулся в Россию. В 2010–2011 гг. реализуется российско-итальянский проект, разработанный Международным фондом искусств им. С.Д. Эрьзи и посвящённый Году Италии в России и России в Италии, а также 135-летию С.Д. Эрьзи. В рамках проекта реставрирована статуя Иоанна Крестителя и выполнено две её копии: для Италии и России. Оригинал помещён в специальную нишу внутри церкви в Феццано. В ноябре 2011 г. в городе Каррара состоятся: презентация первой книги о С.Д. Эрьзе на итальянском языке, изданной в Италии; торжественное открытие памятной доски на фасаде Пансиона Гарибальди, где в 1914 г. жил Эрьзя; передача в дар российской делегации мэрией г. Каррара пласта каррарского мрамора для создания памятной доски для фасада дома № 3 по Новопесчанной улице в г. Москве, где была последняя мастерская С.Д. Эрьзи; вечер памяти С.Д. Эрьзи в Академии художеств города Каррара с открытием выставки фотоархива скульптора и демонстрацией документально-публицистического фильма «Степан Эрьзя» с переводом на итальянский язык.
Мансуров Павел Андреевич (1896–1983), график, живописец, художник прикладного искусства, представитель русского авангарда. В 1928 г. выехал в командировку ВОКСа для устройства своей персональной выставки в Италии. В Россию не вернулся. В 1929 г. при содействии переводчицы русской литературы Ольги Синьорелли провел выставку в галерее «Брагалья» в Риме и участвовал в Венецианском биеннале, где получил серебряную медаль за театральные эскизы для балетов С.П. Дягилева. В том же году поселился в Париже. В феврале 1999 г. в Милане в галерее «Висмара арте» проходила персональная выставка, посвящённая П.А. Мансурову.
Бенуа Николай Александрович (1901–1988), живописец, график, сценограф, театральный художник, декоратор. С 1908 г. Италия была любимым местом летнего отдыха семьи Бенуа. Николай Александрович учился у художника Императорских театров Ореста Аллегри. В 1924 г. уехал на стажировку в Париж, с 1925 г. жил и работал в Италии. Дебютировал как сценограф миланского театра Ла Скала: в сотрудничестве с режиссёром А.А. Саниным поставил оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов». В 1927–1932 гг. жил в Риме, где работал сценографом (с 1931 – главным художником) Королевской оперы. Часто бывал в Сорренто в гостях у А.М. Горького. С конца 1932 г. жил в Милане, в 1937 г. принял гражданство Италии. На протяжении десятков лет работал художником-декоратором в театре Ла Скала, а в 1937–1971 гг. был директором постановочной части. Оформил для Ла Скала свыше 130 спектаклей. Среди них почти все оперы Верди, Вагнера, Пуччини, Доницетти. Наиболее известны его работы к спектаклям «Мария Египетская» О. Респиги, «Богема» Дж. Пуччини, «Анна Болейн» и «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Отелло», «Риголетто», «Аида», «Симон Бокканегра» Дж. Верди. В 1940–1950-х гг. оформил ряд спектаклей вместе с отцом — художником А.Н. Бенуа, приезжавшим в Милан. Принимал участие в выставках работ семьи Бенуа на вилле Олмо в городе Комо (1955). Оформил спектакли театра Ла Скала для гастрольной поездки в СССР в 1964 г. В 1980 г. прошла персональная выставка в галерее «Cavallerizza» в городе Брешиа, в 1988 г. – в театре Ла Скала. Сотрудничал с итальянскими дирижёрами Артуро Тосканини, Клаудио Аббадо. Супруга Н.А. Бенуа – Дизма де Чекко, много лет была одной из ведущих солисток Ла Скала. В 1975 г. первым получил учреждённую в Италии международную премию «Золотой Биббиен» за заслуги в области декорационного искусства. Архив Н.А. Бенуа хранится в музее театра Ла Скала. См. также публикации о Н.А.Бенуа в каталоге библиотеки ДРЗ.
Мальцев Григорий Павлович (1881–1953), график, живописец, портретист, иконописец, художник декоративно-прикладного искусства. Выпускник Императорской Академии художеств, ученик И.Е. Репина. В 1913 г. получил право пенсионерской поездки для учебы за границей — в Италии, где его застала Первая мировая война. В Россию не вернулся. В Италию приехал с невестой М.Ф. Азаровой, которая впоследствии стала его женой и матерью пяти детей. Жил в Риме. Работал библиотекарем в «Русской читальне», где участвовал в организации выставок-продаж. Занимался резьбой по дереву: изготавливал коробочки, ларцы, тарелки и расписывал их. В 1925 г. показал свои картины на выставке в новом здании Дворца искусств в Риме. Работа «Плот на Волге» была приобретена музеем города Пьяченце. Писал образа, картины на религиозные сюжеты, портреты. Занимался росписью часовни Иезуитского института в Риме. Исполнил алтарные композиции для церкви в городе Фраскат, для греческого монастыря в городе Гроттаферрата, для семинарии на горе Мондрагона. Принимал участие в оформлении храмов «La Madonna della neve» и «Maria Assunta in cielo» в городе Рокка Приора. В 1934 г. по заказу маркиза Фумазони-Бионди написал икону Владимирской Божией Матери с младенцем, которую маркиз подарил храму Святой Марии дель Пескаторе в Портоново. В 1935 г. получил заказ: вырезать, вызолотить и расписать иконостас для храма св. Антония в Риме; украсить две часовни в Центре, где готовили католических миссионеров для России. После окончания работы был представлен папе Пию XI. Участвовал в выставке русских художников, живших и работавших в Риме, проходившей на вилле ди Порто Пинчиано. По его эскизам был пошит комплект священнических облачений. По окончании Второй мировой войны сделал большой гобелен, на котором изображена Богоматерь и молящийся солдат на фоне битвы. Гобелен был подарен в храм Мадонны дель Дивино Аморе в окрестностях Рима. Скончался в городе Сполетто, где жил его старший сын. Похоронен в часовне семьи сына.
Шаров Пётр Фёдорович (1886–1969), актер, режиссёр, драматург. В 1920 г. выехал с группой актёров МХТ на гастроли за границу и не вернулся. В 1929 г. приехал в Италию по приглашению актрисы и режиссера Татьяны Павловой для постановки в театре «Valle» в Риме «Грозы» А.Н. Островского. Спектакль пользовался огромным успехом и в 1933 г. Шаров окончательно переехал в Италию, где работал с разными труппами (Павловой, Руджери, Грамматики) и руководил некоторыми из них (Палмера, Мерлини-Чаленте). В 1933–1943 гг. поставил ряд спектаклей, ставших образцами в истории итальянского театра. С 1936 г. преподавал декламацию в Экспериментальном центре кинематографии. В 1938 г. создал в Риме театр «Элизео», был его руководителем. Революционизировал итальянский театр, обновив репертуар и введя новых, ранее неизвестных авторов. Благодаря Шарову режиссура в Италии была признана самостоятельной формой искусства. С 1946 г. до конца жизни руководил «Свободной академией театра» в Риме. В 1947 г. переехал в Голландию, но каждый год приезжал в Италию, где продолжал ставить спектакли. Последний раз вышел на сцену в ноябре 1968 г. в Центральном театре Рима. Похоронен на римском кладбище Тестаччо. В 2009 г. в Риме состоялось торжественное заседание, посвящённое памяти П.Ф. Шарова по случаю 40-летия его смерти. На нём присутствовали его бывшие ученики и руководители римской «Академии драматического искусства», носящей имя Петра Шарова.
Санин Александр Акимович (наст. фам. Шенберг) (1869–1956), актёр, театральный режиссёр и педагог. В конце 1922 г. уехал за границу. С 1923 г. работал в театрах Европы, в том числе в Италии, ставил оперы русских композиторов. В его постановках участвовали крупнейшие итальянские певцы (Т. Даль Монте, А. Морелли, Т. Скипа, К. Муцио и др.), дирижёры (А. Тосканини, Дж. Маринуцци, К. Гуарньери, Т. Серафин и др.). В 1925 г. по приглашению А. Тосканини поставил «Хованщину» М.П. Мусоргского в миланском театре Ла Скала. В «Театро Реале» в Риме выпустил десять опер в течение двух театральных сезонов 1933–1934 гг. С 1942 г. жил в Италии. В 1945 г. в связи с огромным успехом новой постановки «Бориса Годунова» в Ла Скала в честь режиссёра был устроен прием в советской военной миссии в Риме, после чего Санин подал прошение о возвращении в Россию. Просьба была удовлетворена, но визы на въезд в Советский Союз режиссер так и не получил. Похоронен на кладбище Тестаччо.
Добровейн Исай Александрович (наст. фам. и имя Барабейчик Ицхок Зорахович) (1891, по др. свед. 1894 – 1953), пианист, дирижёр, композитор. В эмиграции с 1922 г. Жил в Германии, Норвегии. Во второй половине 1930-х гг. часто выступал с гастролями в Европе, в том числе и в городах Италии. В 1948–1953 гг. работал в миланском театре Ла Скала, где создал русский репертуар: осуществил 17 постановок семи русских опер и нескольких балетов в сотрудничестве с театральным художником Н.А. Бенуа. Сезон 1948–1949 гг., проведённый Добровейном в «Ла Скала», включавший блистательную постановку «Хованщины» М.П. Мусоргского, был назван «русским». 21 января 1950 г. в Ла Скала состоялась итальянская премьера оперы швейцарского композитора Генриха Зутермейстера «Раскольников», в которой Добровейн выступил и режиссёром, и дирижёром.
Спасский Петр Васильевич (1896–1968), хоровой дирижёр, регент, педагог, певец (баритон). После эвакуации из Крыма в 1920 г. и пребывания на о. Лемнос, жил в Болгарии. В 1924 г. получил стипендию в католическом университете в Милане, где прошёл 3-летний юридический курс. Занимался вокалом у итальянских педагогов оперного пения. Участвовал в создании в Милане православного русского прихода, русской библиотеки. Со студентами университета ездил в Рим и был на приеме у папы Пия XI. Участвовал в качестве делегата своего миланского прихода в епархиальном съезде в Париже, куда переселился в 1927 г. Осенью 1962 г. хор Свято-Александро-Невского Собора под управлением П.В. Спасского выступал в Италии в рамках большого музыкального праздника церковного пения. Концерт, в котором также участвовали итальянские католические хоры и австрийские протестанские, прошёл в известном храме XV века Темпио Малатестиано в Римини, где находится распятие работы Джотто.
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/biografii_Italy/
|
|