Выставка произведений Александра Мартыновича Арнштама
Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына приглашает вас на выставку произведений одного из выдающихся мастеров первой половины ХХ века, участника художественного объединения «Мир искусства» Александра Мартыновича Арнштама (1880–1969).
Блестящий книжный график и живописец-станковист, театральный художник и один из первых профессиональных художников кино Александр Арнштам оформил более 300 книг, журналов, издательских марок; оставил сотни портретов своих современников – А. Ремизова, С. Прокофьева, Н. Балиева, А. Павловой, Вл. Немировича-Данченко, К. Чуковского, Н. Евреинова, В. Комиссаржевской; его имя стояло на афишах ведущих западных киностудий и театров. Европеец по духу, Арнштам жил и работал в Москве, Петербурге, Берлине, Париже. Начальный период его творчества совпал с периодом поиска искусством рубежа XIX – ХХ века новых средств выразительности. В своем развитии оно прошло и через утонченный декоративизм «Мира искусства», и через свободу формотворчества русского авангарда, и многочисленные течения модернизма, оставив заметный след в различных видах искусства (станковая и книжная графика, живопись, кино и театр). В эмиграции Арнштам становится необычайно востребованным художником, однако в России до недавнего времени его имя было известно лишь узкому кругу знатоков и ценителей искусства. Масштаб его творчества еще предстоит оценить. Первая ретроспективная выставка А.М. Арнштама состоялась в России в 2000 году, в Русском музее в Санкт-Петербурге. На исторической родине А.М. Арнштама, в Москве, его произведения будут показаны впервые. Это дань памяти художнику, оказавшемуся волею судьбы в изгнании и вклад Дома русского зарубежья в дело возвращения в историю российской культуры его имени. Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына выражает искренние слова благодарности сыну художника, Кириллу Александровичу Арнштаму, инициатору выставки, за предоставленную возможность экспонировать произведения живописи и графики А.М. Арнштама, а также материалы из семейного архива.
Выставка откроется для посетителей 7 октября и продлится до 26 октября 2011 года .
Часы работы выставочного зала ДРЗ (1-й этаж, зал №139): понедельник–пятница с 12.00 до 19.00. Выходные дни – суббота и воскресенье.
Вход бесплатный.
Последний из «Мира искусства» Александр Арнштам в «Русском зарубежье»
Он улыбается и с удовольствием вспоминает, как работал вместе с Анри Труайя, иллюстрируя его трилогию «Пока стоит земля». Смеется, когда рассказывает о своей работе в «Плейбое» и о том, как рисовал там американских кинозвезд. Ошарашивает собеседников сообщением, что первые его рисунки увидели свет, не много, не мало, в ...1925 году в берлинском журнале. И только тогда можно понять, что нашему собеседнику больше 90 лет. А потом выясняется, что Кирилл Александрович Арнштам в годы Второй мировой во Франции был участником Сопротивления. Что он одним из первых иллюстрировал знаменитые карманные издания «Livre de Poche». И, кстати, двадцать пять лет назад его афиша для парижской выставки в честь 100-летия французской автомобильной индустрии. Этот удивительный человек, кажется, шагнул совсем из другого мира. Такая в нем европейская легкость. И в то же время потрясающая русcкая речь. Старая, словно из времен салонов Серебряного века. Ведь он родился в 1919 году в Петрограде. Правда, вырос уже среди эмигрантов. Сегодня Кирилл Александрович открывает в России, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына выставку произведений своего отца. Последнего участника «Мира искусства» Александра Мартыновича Арнштама. Судьба была не всегда добра к этому поразительному мастеру, великолепному рисовальщику, художнику театра и кино. Один из любимых оформителей журналов «Золотое руно», «Аргус», «Солнце России», участник выставок «Мира искусства», он с приходом большевиков вскоре был арестован и почти год провел в камере ЧК на Гороховой. Вскоре после этого с семьей выехал в Берлин. Германия и Франция определили дальнейшую жизнь. До прихода нацистов он оформлял книги русских издательств «Геликон», «Академия». Его часто приглашали в театры, а потом в кинематограф. Он обладал великолепным чувством времени и стиля. Вот что писал об Александре Мартыновиче известный современный питерский искусствовед Михаил Герман: «Кино действительно многое дало Арнштаму. Странно, во вполне, кажется, элегических и традиционных по мотиву пейзажах эта острота киноракурсов, резкое укрупнение аксессуаров первого плана придаёт тонкий и тревожный оттенок современности знакомым мотивам». Арнштама отличало необыкновенное чувство стиля, он великолепно владел линией – здесь, наверное, многое роднило его с Юрием Анненковым, как известно, также плодотворно работавшим в кино. 1933 стал рубежом для мировой истории. Арнштам оказался также втянутым в этот водоворот, и Германию для него и его близких сменила Франция. Здесь он занимался рекламой, писал киноафиши – в чем впоследствии так великолепно сменил его сын, оформял знаменитый концертный зал Pleyel. Очень многое дало Александру Мартыновичу творчество великого Золя. Иллюстрация книг писателя, ставшего одним из символов Франции, стала вершиной творчества мастера. Триумфально закончилось и представление балета «Nana» по роману Золя в Страсбурге в 1962 году, причем Арнштам сам сочинил либретто и исполнил декорации и костюмы. Фантастическое чувство истории и ушедших стилей опять не подвело мастера. «Питомец мирискуснических традиций, Александр Мартынович Арнштам стал мастером универсального толка. Масштаб его творчества нам еще предстоит оценить. Сказать, что он был русским, или немецким, или французским художником, вряд ли было бы справедливо. Он был истинным европейцем, постоянно ощущавшим свою русскую укорененность, родные истоки питали его, но никогда не был он покорным данником художественной ностальгии». Мы снова процитировали Михаила Германа, завершившего этими словами свой перевод воспоминаний Арнштама, вышедших в Санкт-Петербурге в 2010 году. И вот в эти дни в Московском Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына открылась выставка Александра Арнштама «Вкус времени». Его блистательные портреты, виртуозно выписанные силуэты женщин, его иллюстрации к русской и французской классике выставляются впервые в России. Уверен, что встреча с этим изумительным мастером, как и с его сыном, также воплощающим собой целую эпоху, станет настоящим подарком для всех, кто ценит нашу историю и искусство.
Виктор Леонидов
Постоянная ссылка на данную страницу: http://195.9.9.52/static/Arnshtama/
|
|