Очередное научно-просветительских собраний «Отражения», посвященное философии русского зарубежья
18 мая 2018 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошло очередное заседание научно-просветительских собраний «Отражения», посвященное философии русского зарубежья.
В центре внимания оказалась философская тема пространства и времени. С докладами и презентациями фотоматериалов выступили Т.Н.Резвых (кандидат философских наук, ПСТГУ) и К.Б.Ермишина (кандидат философских наук, ДРЗ).
Т.Н.Резвых рассказала о двух подходах к проблеме времени. В первом случае время связано с сознанием человека. Именно человек фиксирует моменты «раньше», «позже», «одновременно». Во втором случае время понимают как реальный поток явлений. Кратко охарактеризовав отражение темы времени у античных философов, в Ветхом и Новом заветах, у отцов Церкви, немецких мистиков (Франц Баадер) и у европейских философах (Ф.Шеллинг), докладчица перешла к рассказу о том, как раскрывается эта тема у русских философов, особенно подробно остановившись на философии С.Л.Франка.
К.Б.Ермишина в своем сообщении подчеркнула, что время у европейских и русских мыслителей воспринималось по-разному. В Европе время старались понять как переживание самого человека, как процесс, происходящий в душе. Так, например, Августин считал, что есть только душа вспоминающая, переживающая или предчувствующая, но самого времени как такового нет. Кант полагал, что и время, и пространство — только формы восприятия реальности, подобно тому, как мы видим семь цветов радуги, которые вне нашего восприятия не существуют. Это ощущение времени как потока переживаний в душе, хорошо иллюстрирует грамматика европейских языков: в современном итальянском языке 15 временных форм глагола, в английском — 12, во французском — 11, в немецком — 6. В китайском и современном русском языке всего 3 формы глагола: настоящее, прошедшее и будущее время. В ХХ веке русская философия в лице евразийцев П.Н.Савицкого и Л.Н.Гумилева создала бытийную теорию времени. Для Савицкого время реально существует помимо сознания человека. Оно выделяет и поглощает энергию, которая запускает исторический процесс. Теория Савицкого оказалась аналогична теории астрофизика Н.А.Козырева. Об открытии Козырева Савицкий узнал из письма Л.Н.Гумилева. (Все три выдающихся русских мыслителя примерно в одно и то же время были заключенными советских тюрем и лагерей.) Гумилев, как и Савицкий, взял за основу теоретическую базу квантовой физики, но не согласился с тем, что время является источником энергии. Также Гумилев не принял в качестве ведущего термина «месторазвитие» Савицкого. Для Савицкого «месторазвитие» — это пространство, в котором совершается судьба народа. Гумилев предложил термин «вмещающий ландшафт», подчеркнув, что народы во многом сами его формируют, испытывая, в свою очередь, его влияние.
В конце вечера Николай Герасимов, научный сотрудник отдела культуры ДРЗ, подчеркнул, что часто русские философы, говоря о времени, на самом деле говорят об истории. Для русских мыслителей эти понятия оказываются синонимами. Он выразил пожелание, чтобы евразийская историософия была рассмотрена в параллели с работами европейских геополитиков (К.Хаузхофера, К.Шмидта, Ф.Ратцеля, Х.Макиндера и других), чтобы увидеть перспективу развития идей.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.