Презентация книги Л.Вульфиной «Неизвестный Ре-Ми»
8 ноября 2017 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялась презентация книги Л.Вульфиной «Неизвестный Ре-Ми».
«Ре-Ми» — так подписывал свои карикатуры русский художник Николай Ремизов, до 1917 года — ведущий карикатурист популярного российского журнала «Сатирикон». Возможно, остроумный псевдоним-каламбур — первые слоги фамилии, повторяющие вторую и третью ноты октавы, — определил и судьбу мастера, которая, несмотря на вынужденную эмиграцию, сложилась весьма удачно.
Жизнь художника с «музыкальным» именем была яркой и звонкой, творчество напоминало насыщенный, звучный аккорд, в котором гармонично сочетались разные жанры и направления деятельности. Чем бы он ни занимался — живописью ли, карикатурой, дизайном, сценографией, — все ему удавалось и ладилось, однако за давностью лет его имя оказалось почти за гранью забвения...
Однажды на одном из нью-йоркских аукционов коллекционеры Лариса и Ян Вульфины приобрели картину «Извозчик», подписанную Николаем Ремизовым, — приобрели — и влюбились в творчество этого замечательного художника, о котором, как признавались позже супруги, им почти ничего не было известно. С этого момента берет начало серьезная трехлетняя исследовательская работа коллекционеров, результатом которой стала книга «Неизвестный Ре-Ми» и одноименная выставка, открывшаяся в Доме русского зарубежья вслед за презентацией издания.
Презентацию, собравшую большой конференц-зал ДРЗ, вела автор книги — историк, реставратор Лариса Вульфина. Прежде чем гости вечера, проходившего в рамках кинофестиваля «Русское зарубежье», услышали историю написания этого многостраничного труда, снабженного множеством цветных иллюстраций, супругов Вульфиных поприветствовал директор Дома Виктор Москвин.
Виктор Александрович поблагодарил Ларису и Яна за «подвижнический труд» в поисках материалов о Ремизове, за организацию интереснейшей выставки, наполненной редкими экспонатами, фотографиями и работами самого художника. Все, что представлено на выставочных стендах, отметил Виктор Александрович, будет передано авторами Дому русского зарубежья, и выставка о Ре-Ми обязательно будет показана в других городах России.
Лариса Вульфина, в свою очередь, поблагодарила Дом русского зарубежья, его директора и сотрудников экспозиционно-выставочного отдела — заведующую сектором фотодокументальных выставок Светлану Урбан, заведующую сектором живописных выставок Веру Владимирову и сотрудницу Дарью Жмылеву.
Автор книги рассказала о шестидесятилетнем творческом пути Ремизова в эмиграции. Первые два года художник провел в Париже, где по приглашению Никиты Балиева вместе с Сергеем Судейкиным работал в кабаре «Летучая мышь». Вскоре труппа отправилась на гастроли в Америку, где Ре-Ми стал одним из совладельцев клубов «Петрушка» и «Балаган» в Нью-Йорке, введя в городе «моду» на все русское…
Затем в жизни Ремизова начался так называемый «чикагский период», в котором мастер успешно занимался оформлением театральных постановок в «Чикаго-опера». Ре-Ми, подчеркивает Лариса Вульфина, интегрировался в чужую языковую среду, «как нож в масло», не испытывая особых проблем с адаптацией и творческой самореализацией. В результате уже в 20-х годах прошлого столетия, отмечает автор книги, Ремизов становится одним из ведущих сценографов Америки.
В 1931 году, продолжила Л.Вульфина, художник получает заказ от мэра Нью-Йорка — украшение главной улицы города Стэйт-стрит. Гигантские гротескные фигуры, помещенные на верхушки фонарных столбов, по замыслу русского художника с огромным чувством юмора, заставили рассмеяться жителей огромного мегаполиса, охваченного легендарной Великой депрессией…
За свою поразительно-плодотворную и разнообразную творческую жизнь Николай Ремизов расписывал фресками ротонду чикагской библиотеки Лайк-форест (и это единственная оставшаяся по сей день работа художника в городе), создавал грандиозную сценографию к знаменитому спектаклю «Фауст» режиссера Макса Рейнхардта, участвовал в создании тридцати шести полнометражных картин и четырех телевизионных сериалов. Его последняя «киношная» работа, обратила внимание Л.Вульфина, — широко известная картина «Одиннадцать друзей Оушена», вдохновившая режиссеров нашего времени на создание современной версии фильма с одноименным названием…
Завершая свое выступление, Лариса Вульфина представила внучатых племянниц Софьи Ремизовой, жены художника, — Евгению и Марину Коушанских, поблагодарила сотрудников издательства «Кучково поле», дизайнера выставки Александру Корсакову.
Поприветствовали супругов Вульфиных, книгу и выставку заведующая отделом графики Государственного музея архитектуры им. Щусева Татьяна Дудина, заведующая отделом детской книги ВГБИЛ им. Рудомино Ольга Мяэотс, генеральный директор издательства «Кучково поле» Георгий Кучков, ведущий научный сотрудник ДРЗ, автор и исполнитель Виктор Леонидов.
Завершилась презентация осмотром замечательной выставки, за которую мы, ее посетители, благодарим супругов Вульфиных — исследователей и открывателей забытых имен русского зарубежья.
Ирина Тишина
|