Вечер совместного историко-просветительского проекта ДРЗ и сетевого журнала «Музеемания» «Русское зарубежье: Музейное кольцо» Представление книги В.Б.Вальковой «С.В.Рахманинов: летопись жизни и творчества»
22 июня 2017 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына состоялся очередной вечер совместного историко-просветительского проекта ДРЗ и сетевого журнала «Музеемания» «Русское зарубежье: Музейное кольцо».
На вечере была представлена книга В.Б.Вальковой «С.В.Рахманинов: летопись жизни и творчества. Часть I: 1873–1899» (Тамбов: Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка», 2017), вышедшая из печати в преддверии дня рождения великого композитора.
Автор книги Вера Борисовна Валькова — музыковед, доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, член Союза композиторов России, автор более 90 научных публикаций, посвященных проблемам музыкального тематизма, истории отечественной музыкальной критики, музыкальной культуры рубежа XIX–XX веков, творчеству В.Лютославского, Д.Шостаковича, А.Шнитке, М.Мусоргского, С.Рахманинова, Р.Леденева и др. Редактор-составитель нескольких научных сборников, участник многих международных научных конференций в России и за рубежом: в Москве, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Волгограде, Красноярске, Тампере (Финляндия), в Вильнюсе (Литва), в Берлине, Лёвене (Бельгия).
Книгу представил Александр Иванович Ермаков — видный деятель российской музыкальной культуры, заслуженный работник культуры РФ, основатель и бессменный руководитель Музея-усадьбы С.В.Рахманинова «Ивановка», автор и руководитель многих издательских проектов.
Перед началом вечера Александр Иванович встретился с директором Дома русского зарубежья Виктором Александровичем Москвиным, рассказал ему о том, как живет музей сегодня, поделился своими планами на будущее, поблагодарил ДРЗ за ту помощь, которую он оказывает Музею-усадьбе «Ивановка» и преподнес в дар библиотеке Дома книгу В.Б.Вальковой. Поблагодарив А.И.Ермакова, В.А.Москвин выразил надежду на то, что сотрудничество Музея-усадьбы С.В.Рахманинова и ДРЗ будет продолжаться. В дар библиотеке Ивановки были переданы последние номера «Ежегодника Дома русского зарубежья».
Вечер открыла музыка: в исполнении лауреата международных конкурсов Натальи Терехиной прозвучали три этюда-картины (ор. 33), которые Сергей Васильевич Рахманинов написал в Ивановке; а историк русского зарубежья, известный бард, автор и исполнитель песен Виктор Леонидов, который часто бывал в Музее-усадьбе «Ивановка», сказав много теплых слов в адрес музея и его руководителя, исполнил свой романс, посвященный Гражданской войне.
А.И.Ермаков поблагодарил исполнителей и в продолжение темы, затронутой Виктором Леонидовым, отметил, что сегодня в Ивановке создан небольшой музей Гражданской войны (усадьба была практически полностью уничтожена в этот период), основная идея которого сквозь призму гибели Ивановки обратиться к людям, к современному поколению (особенно к молодежи) показав им, что самое страшное, что придумал человек сам против себя — это Гражданская война. Александр Иванович особо акцентировал внимание аудитории на судьбе русской усадьбы в целом, которая, как он подчеркнул, находится сейчас на задворках нашей памяти, на задворках нашей истории и требует актуализации.
Свое выступление А.И.Ермаков начал с рассказа о жизни великого композитора в Ивановке. Сергей Рахманинов впервые появился здесь семнадцатилетним студентом Московской консерватории и прожил в родной усадьбе 28 лет. «Милым сердцу и душе монастырем», — назвал он Ивановку в разговоре с Игорем Северяниным. Поэт, в свою очередь, посвятил Сергею Васильевичу и Ивановке прекрасные строки стихотворения, которое прочел А.И.Ермаков: «Соловьи монастырского сада, // Как и все на земле соловьи, // Говорят, что одна есть отрада // И что эта отрада в любви…» «Они были влюблены друг в друга: великий Рахманинов и его маленькая тихая, зеленая Ивановка, которая, — резюмировал Александр Иванович, — без его поддержки, без его внимания сгинула в страшной мясорубке Гражданской войны». А.И.Ермаков рассказал о том, как восстанавливалась усадьба, как формировалась экспозиция уникального музея Рахманинова.
Программу продолжила собственно презентация книги В.Б.Вальковой. Как отметил А.И.Ермаков, несмотря на то, что на первый взгляд о Рахманинове в настоящее время известно всё, 70% биографии Сергея Васильевича мы не знаем. Александр Иванович рассказал о первых попытках создания летописей жизни и творчества Рахманинова, предпринятых двоюродной сестрой композитора Софьей Александровной Сатиной (в начале 1960-х годов), и музыковедом Заруи Апетовной Апетян. Архив З.А.Апетян сегодня хранится в Ивановке, именно он стал важнейшей опорой в работе над книгой В.Б.Вальковой. А.И.Ермаков упомянул о том, какую помощь в работе над «Летописью…» оказало руководство Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки и лично его директор Михаил Аркадьевич Брызгалов, предоставившие уникальные документы и фотоматериалы. Много теплых слов А.И.Ермаков адресовал автору книги Вере Борисовне Вальковой и ответственному редактору издания Ирине Николаевне Вановской.
Работа В.Б.Вальковой представляет собой первую часть крупного научного проекта «Летопись жизни и творчества С.В.Рахманинова», и охватывает период от рождения композитора в 1873 году до 1899 года. В «Летописи…» опубликовано много абсолютно новых, ранее неизвестных документов. Так, впервые представлены все договоры С.В.Рахманинова с издателем К.А.Гутхейлем; документы, содержащие информацию о первой зарубежной поездке композитора в Лондон в 1899 году; приводятся фрагменты неопубликованных ранее писем С.А.Сатиной к Е.Н.Алексеевой и многое другое.
Обращаясь к структуре «Летописи…», А.И.Ермаков указал на то, что материалы разделены по годам, события каждого года представлены в виде таблицы с двумя столбцами (в левом — событие (или факт), в правом — источник, подтверждающий приведенные данные). Книга содержит интереснейший и богатейший иллюстративный материал. Отличительной особенностью «Летописи…» (по сравнению с летописями жизни и творчества других композиторов) является то, что указатель произведений Рахманинова приводится в отдельной рубрике в конце изложения материалов каждого года — такой принцип дает ясную структурированность текста и представляется наиболее комфортным для читателя. В заключение своего выступления, которое сопровождалось демонстрацией фотоматериалов, Александр Иванович ответил на многочисленные вопросы зала, и пригласил присутствующих стать гостями Музея-усадьбы С.В.Рахманинова.
В завершение вечера гости ДРЗ могли вновь насладиться вдохновенной игрой пианистки Натальи Терехиной, исполнившей произведения С.В.Рахманинова.
Кураторы проекта— ведущий научный сотрудник отдела истории российского зарубежья ДРЗ, кандидат исторических наук Н.А.Ёхина и основатель сетевого журнала «Музеемания» А.В.Трубецкой.
Руководитель проекта — заведующая отделом истории российского зарубежья ДРЗ, кандидат исторических наук М.Ю.Сорокина.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.