Литературно-философские собрания «Отражения» Круглый стол «Мать Мария (Скобцова) как художник и иконописец»
5 июня 2017 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына в рамках проекта литературно-философских собраний «Отражения» прошел круглый стол «Мать Мария (Скобцова) как художник и иконописец».
В трех докладах, сопровождаемых показом слайдов, была рассмотрена наименее изученная часть творчества матери Марии: ее живопись, иконы и вышивки. Сначала Наталья Владимировна Ликвинцева (кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник ДРЗ) в докладе «Раннее творчество Е.Ю.Кузьминой-Караваевой: между поэзией и живописью» познакомила собравшихся с ранним живописным творчеством Е.Ю.Кузьминой-Караваевой (опираясь, главным образом, на коллекцию рисунков Ахматовского музея, сотрудникам которого была выражена глубокая признательность за помощь и сотрудничество), с параллелями в литературных и живописных творческих исканиях автора. Она рассказала о тех, кто повлиял на становление Кузьминой-Караваевой как художницы, о ее участии в III выставке «Союза молодежи» в окружении лучших представителей русского авангарда, об особенностях Союза и неожиданных творческих связях участницы гумилевского «Цеха поэтов» с футуристами; о том, как и в поэзии, и в живописи постепенно шел переход от поисков внешних форм выразительности к внутренней экспрессии, особенно ощутимой при классической метрике стиха и следовании иконописному канону.
Затем Александр Михайлович Копировский (искусствовед, кандидат педагогических наук, магистр богословия, профессор СФИ) в докладе «Особенности иконографии и содержания вышивки “Жизнь царя Давида”» подробно проанализировал замысел и особенности этой вышивки, ее связь со знаменитым «ковром из Байте», или вышивкой королевы Матильды XII века, к которой нас отсылает и последняя, лагерная вышивка матери Марии (косынка Розан Ласкру). Подробно проанализировав композицию «Жизни царя Давида» и иконографию основных клейм вышивки, докладчик показал удивительное новаторство матери Марии, свободно цитирующей источник и создавшей произведение, не имеющее аналогов в традиционном храмовом декоре, свидетельствующее о новом творчестве в церкви посткостантиновской эпохи.
Затем Галина Юрьевна Серова (искусствовед, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи) в докладе «Мать Мария и Наталья Гончарова. Шитье “Тайная вечеря” в контексте русского авангарда» тщательно проанализировала позднюю, одну из самых примечательных вышивок матери Марии «Тайная вечеря». Обратив внимание на непосредственный источник работы — фрески храма Спаса на Нередице, автор подробно проанализировала, как само заимствование и копирование проходит у матери Марии через «школу авангарда», через то особенное отношение к копированию и к древнерусскому искусству, которое появилось в раннем русском авангарде, особенно, у Натальи Гончаровой. В свете такой художественной генеалогии и были показаны новизна и художественные особенности данной вышивки.
В заключение Н.В.Ликвинцева сказала еще несколько слов о лагерных вышивках матери Марии, созданных художницей в нацистском концлагере Равенсбрюк, незадолго до мученической смерти.
Наталья Ликвинцева
Подробнее о круглом столе
|