Вечер совместного историко-просветительского проекта ДРЗ и сетевого журнала «Музеемания» «Русское зарубежье: Музейное кольцо» Представление Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта
30 марта 2017 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына прошел очередной вечер совместного историко-просветительского проекта ДРЗ и сетевого журнала «Музеемания» «Русское зарубежье: Музейное кольцо», посвященный представлению Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта (г. Шуя).
Открывая вечер, ведущая Н.А.Ёхина отметила, что 2017 год богат знаменательными датами. Одна из них — 150-летие выдающегося российского поэта Константина Дмитриевича Бальмонта, творчество которого неразрывно связано с историей и культурой России и российского зарубежья. Ведущая представила аудитории участников вечера: директора Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта Наталью Сергеевну Шептуховскую; старшего научного сотрудника музея Светлану Геннадьевну Винокурову; правнучатого племянника поэта, одного из учредителей Фонда общественных и культурно-просветительских инициатив имени Константина Бальмонта Михаила Юрьевича Бальмонта и почетную гостью вечера, внучатую племянницу поэта Татьяну Владимировну Петрову (урожд. Бальмонт).
Затем слово было предоставлено директору ДРЗ Виктору Александровичу Москвину, который отметил, что с Шуей и с Шуйским музеем, с исследователями жизни и творчества Бальмонта, с родственниками поэта Дом русского зарубежья имеет давние и тесные связи. В.А.Москвин вспомнил, как еще в 1990-х годах он вместе с Никитой Алексеевичем Струве посетил Шую и выставку в Областной библиотеке города. Позже, продолжил Виктор Александрович, наш Дом стал помогать Шуйскому музею: в дар передавались книги по истории, философии, изобразительному искусству, русской религиозной мысли. «Мы всегда готовы вам помочь, всегда рады принимать вас здесь в нашем Доме на Таганке», — завершил свое выступление В.А.Москвин.
Поблагодарив Виктора Александровича за теплые слова, Михаил Юрьевич Бальмонт преподнес в дар ДРЗ трехтомник Перси Биши Шелли в переводе Константина Бальмонта (СПб.: Товарищество «Знание», 1903–1907) и ежегодный научно-популярный и литературно-художественный альманах «Солнечная пряжа» (Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2007–2016. Вып. 1–10), содержащий материалы, посвященные изучению и популяризации творчества К.Д.Бальмонта. Михаил Юрьевич выразил надежду на то, что эти издания положат начало формированию коллекции, которая в перспективе составит фонд выдающегося поэта в Доме русского зарубежья.
С музыкальным приветствием выступил историк русского зарубежья, известный бард Виктор Леонидов. Предваряя свое выступление, В.Леонидов сказал о том, что, глядя на музей, на его директора, на людей, которые положили жизнь на то, чтобы послужить такому сверкающему таланту, как Константин Бальмонт, возвращению в Россию наследия поэта, ему вспоминаются слова, которыми Александр Солженицын закончил свой гениальный рассказ «Матренин двор»: «Не стоит село без праведника…» Праведники, продолжил В.Леонидов, — это не только те люди, которые пострадали, это люди, служащие культуре, своей истории, невзирая ни на что. Имя Константина Бальмонта среди них. К одним из самых сильных впечатлений в жизни отнес Виктор Леонидов свое посещение города Шуи. «Низкий поклон тем людям, стараниями которых существует Бальмонтовский музей». В исполнении Виктора Леонидова прозвучали две песни, посвященные русской эмиграции.
Н.С.Шептуховская рассказала о событиях, предшествующих созданию музея: о проводимых с 1989 года ежегодных Бальмонтовских чтениях, которые аккумулировали результаты исследований биографии и творчества поэта; о состоявшейся в том же 1989 году первой Международной научной конференции «Константин Бальмонт и мировая культура», в рамках которой открылась выставка «Семья Бальмонтов в Шуе». С того времени Шуя стала центром трансляции трудов известных ученых о великом поэте Серебряного века, отметила Наталья Сергеевна. В целом в процессе изучения темы «Биография и творчество К.Д.Бальмонта» за период с 1994 по 2017 год сотрудниками музея было организовано 29 выставок.
Началом целенаправленного комплектования Бальмонтовской коллекции в рамках Шуйского краеведческого музея считается 1993 год, когда городские власти приняли решение о популяризации творчества К.Д.Бальмонта на его родной земле. С этого же года в Шуе проводится городской детский Бальмонтовский фестиваль поэзии «Солнечный эльф». В августе 2004 года было создано муниципальное учреждение культуры «Музей К.Д.Бальмонта», в январе 2007 года музей получил свое нынешнее название — «Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта». Бальмонтовская коллекция, разнообразная по своему составу, в настоящее время включает: собрание мемориальных предметов К.Д.Бальмонта (личные вещи, прижизненные издания, автографы, фотографии, документы, усадебный комплекс); материалы о жизни и деятельности поэта (публикации и монографии о творчестве К.Бальмонта, его портреты), книжный фонд, включающий, в том числе, издания, преподнесенные в дар музею Домом русского зарубежья (1205 единиц хранения). Музей установил творческие связи с Обществом русской культуры г. Силламяэ (Эстония), Алуштинским литературно-мемориальным музеем С.Н.Сергеева-Ценского и др. С 2014 года музей является инициатором и организатором межрегионального поэтического фестиваля-конкурса «Планета Константин Бальмонт». Туристический маршрут «Серебряные звезды над Шуйской землей» вошел в число лучших межрегиональных туристических маршрутов России.
Далее Н.С.Шептуховская обозначила ключевые моменты в истории развития музея. Наибольшей цельностью, по словам Натальи Сергеевны, отличается экспозиция под названием «Где мой дом?», каждый экспонат которой подтверждает одну и ту же мысль: «“Дом” как родное пристанище Константина Бальмонта — здесь, на Шуйской земле». В сентябре 1998 года музей посетила дочь К.Бальмонта Светлана Шейлз (США). Под впечатлением от увиденного Светлана Константиновна приняла решение передать музею мемориальные предметы и документы, принадлежавшие ее отцу. Внук поэта Василий Львович Бруни-Бальмонт, друг музея на протяжении многих лет, также содействовал пополнению Бальмонтовской коллекции. Постепенно музей стал превращаться в родовой дом, где собирались все родственники поэта, их дети и друзья — каждый из них стремился помочь музею в его становлении.
В завершение своего выступления, сопровождавшегося демонстрацией фотоматериалов, Наталья Сергеевна отметила, что сегодня Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта — один из центров духовной и интеллектуальной жизни не только города Шуи, но и всего Ивановского региона. Собрание музея преумножается, новые экспозиции привлекают все больше туристов из разных уголков нашей страны. Н.С.Шептуховская пригласила всех присутствующих непременно посетить музей, ознакомиться с его собранием, почувствовать уникальность и неповторимость провинциальной России.
Тема «Слово есть чудо, стих — волшебство», освещающая биографию и творческий путь поэта, была затронута в ярком, эмоциональном выступлении старшего научного сотрудника музея С.Г.Винокуровой, сопровождавшемся декламацией стихов Константина Бальмонта и проиллюстрированном фотоматериалами. Светлана Геннадьевна рассказала о семье поэта, о его детстве, проведенном в родительской усадьбе Гумнищи, где в возрасте девяти лет будущий поэт написал свои первые строки. Последний раз он посетил свою малую родину ровно 100 лет назад — в марте 1917 года. Говоря о гимназических годах К.Д.Бальмонта, С.Г.Винокурова заметила, что именно в этот период проявился интерес поэта к иностранным языкам — в 14 лет он за 3 месяца самостоятельно выучил немецкий, начал заниматься переводами, в последующем освоил более 16 языков. Не закончив университетского курса, Константин Бальмонт всю жизнь занимался самообразованием, много путешествовал: «одним из самых дальностранствующих из русских поэтов» называл его поэт Максимилиан Волошин.
Говоря о К.Д.Бальмонте как о родоначальнике символизма в русской поэзии, С.Г.Винокурова отметила, что одним из главных символов или литературных образов, к которому обращался поэт, было Солнце, поэтому неслучайно Бальмонта называли «поэт солнечник». Светлана Геннадьевна процитировала характеризующие творчество поэта высказывания Марины Цветаевой, Николая Гумилева, Бориса Пастренака, Александра Блока и др., упомянула о том, какие произведения поэта увидели свет за рубежом, коснулась темы дружбы Константина Бальмонта с Иваном Шмелевым, рассказала о последних годах жизни гения. Завершая выступление, Светлана Геннадьевна прочла стихотворение поэта «Романс», не вошедшее в его прижизненные сборники, и отрывок из письма Константина Бальмонта к Дагмар Шаховской, ярко иллюстрирующие чувства поэта в изгнании, его тоску по родине: «…Но вот опять сияет Солнце. И мне невыносимо хочется в Россию… где скворцы вьют сейчас гнезда в своих скворечниках. Если помру… я птицей прилечу в Россию и долго еще буду жить на этой земле…»
Михаил Юрьевич Бальмонт предложил вниманию аудитории тему, касающуюся личной жизни поэта. Рассказал о женах и детях К.Д.Бальмонта: Ларисе Михайловне Гарелиной (1864–1942), брак, заключенный в 1889 году, был расторгнут Указом Синода в 1896 году, Лариса Михайловна стала женой поэта и журналиста Н.А.Энгельгардта, их дочь Анна в 1918 году вышла замуж за поэта Николая Гумилева; Екатерине Алексеевне Андреевой (1867–1950), в браке родилась дочь Ниника (Нина Константиновна Бальмонт-Бруни; 1901–1989), которой поэт посвятил сборник «Фейные сказки»; гражданской жене Елене Константиновне Цветковской (1880–1943), подарившей поэту дочь Мирру (Мирра Константиновна Бальмонт; 1907–1970) и последовавшей за ним в эмиграцию; о возлюбленной поэта княгине Дагмар Эрнестовне Шаховской (1893–1967), матери двух детей К.Д.Бальмонта Георгия (1922–1943) и Светланы (в замужестве Шейлз; род. 1925). Светлана Константиновна живет в США, в городе Рочестер. Выступление М.Ю.Бальмонта сопровождалось демонстрацией фотоматериалов.
В музыкальной части программы гости Дома русского зарубежья смогли насладиться необыкновенными по красоте выступлениями поэта, барда, исполнительницы песен на стихи поэтов Серебряного века, в том числе на стихи Константина Бальмонта, Ольги Никитиной и композитора, исполнителя, автора проекта «Возвращение. Серебряный век» Ларисы Новосельцевой.
Руководитель проекта «Русское зарубежье: Музейное кольцо» — заведующая отделом истории российского зарубежья ДРЗ, кандидат исторических наук М.Ю.Сорокина, кураторы — ведущий научный сотрудник отдела, кандидат исторических наук Н.А.Ёхина и основатель сетевого журнала «Музеемания» А.В.Трубецкой.
С записью поэтической части вечера можно ознакомиться в группе «Музеемания» в социальной сети Facebook.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.