Дом русского зарубежья на Московском культурном форуме — 2017
24 марта 2017 года Дом русского зарубежья им. А.Солженицына принял участие в Московском культурном форуме — 2017.
Значимым событием Московского культурного форума — 2017 стала презентация проекта первого в мире экспозиционно-выставочного центра русской эмиграции, здание которого возводится сейчас на территории Дома русского зарубежья на Таганском холме. Открытие нового центра ДРЗ запланировано в 2018 году.
Дом русского зарубежья был создан в Москве в 1995 году по инициативе бессменного директора ДРЗ Виктора Москвина тремя учредителями — Парижcким издательством «YMCA-Press», Русским общественном фондом Александра Солженицына и Московским правительством. Уже в первые годы удалось собрать здесь множество реликвий и мемуаров наших зарубежных соотечественников, а также установить плодотворное общение с представителями русской эмиграции во многих странах мира. Небольшое здание районной библиотеки, в котором первоначально располагался ДРЗ, расширилось в результате постройки и открытия в 2005 году новых корпусов. Дом русского зарубежья, который сейчас носит имя А.Солженицына, готовится в 2018 году разместить накопленные более чем за два десятилетия 315 архивных фондов, уникальные книжные издания, свыше 7 тысяч единиц музейных собраний в новом четырехэтажном здании с подземным хранилищем. Общая площадь нового экспозиционно-выставочного центра составит около пяти тысяч квадратных метров.
Как сделать для будущих посетителей зримым и доступным явление русской эмиграции как международного сообщества? Эту проблему сотрудники Дома русского зарубежья обсуждали не один год.
Русская эмиграция, ставшая массовым явлением после революционных событий в Российской империи октября 1917 года, — явление уникальное. В разных странах мира за несколько десятилетий оказалось около трех миллионов граждан бывшей мировой державы: представителей дворянских сословий, творческой интеллигенции, богословов и ученых, уцелевших подразделений Белой армии. Но, как предрекал прот. Алексей Мечёв, они оказались не в изгнании, а в послании. По всему миру возникли русские научные школы, исторические воинские объединения, богословские центры, даже Императорский Дом, не говоря уже о русских журналах и издательствах, а также диаспорах не столь выдающихся, но верных национальным традициям русских, которые своим долгом почитали сохранение родного языка, православной веры, национального бытового уклада. Недаром многие ученые говорят о русской эмиграции как о России вне России или даже о второй России за рубежом.
Такая концепция стала основой для разработки принципов экспозиционного проектирования. Сотрудники научного центра Дома русского зарубежья предложили смысловые направления будущей экспозиции. О них рассказали на Московском культурном форуме заместитель директора по научной работе Н.Гриценко, ученый секретарь М.Васильева, главный хранитель фондов Е.Кривцова
История первой волны русской эмиграции начинается в самой России, после крушения империи. Исход после революции 1917 года — сложная, но вполне зримая навигация разных социальных групп к границам империи, а потом по всему миру. И несмотря на протяженности во времени и пространстве, это движение формировалось по нескольким основным направлениям, которые и найдут свое отражение в экспозиции. На юг России (Одесса, Новороссийск, Крым) уезжало как гражданское население, так и военные. Затем эвакуация в Константинополь (часть воинских подразделений с долгосрочной остановкой в Галлиполи) и далее в Европу. Восточное направление, которым шли в основном белогвардейцы, участники Великого сибирского ледяного похода к Владивостоку, а оттуда в Харбин, Шанхай, Японию и даже в Австралию. И западное направление, через которое осуществилась наиболее организованная репрессивная высылка из Петрограда в Германию представителей научной интеллигенции, получившая известное название «Философский пароход». Это был своего рода интеллектуальный исход.
При всей многослойности и широте географии рассеяния на чужбине довольно быстро сформировались основные центры русской эмиграции в Праге, Париже, Берлине, Белграде, Шанхае, Харбине. Благодаря знаменитой «Русской акции» чехословацкого правительства в Праге возникли Русский народный университет, ориентированные на русских факультеты в Пражском университете, Русское философское общество, русская гимназия и другие институции. Прагу нередко называли «Русским Оксфордом» или «Русскими Афинами». Центром творческой интеллигенции и философско-богословского движения русской эмиграции стал Париж: островки общения писателей и художников в кафе на известном парижском бульваре Монпарнас. Здесь же находились и Религиозно-философская академия Бердяева, и Секретариат РСХД, и редакции журналов «Путь» и «Вестник РСХД». Для других центров русской эмиграции в экспозициях также будут найдены характерные решения. Для Белграда — это деятельность русских архитекторов, создавших уникальный архитектурный стиль югославской столицы. Для Берлина — образ Восточного вокзала, метафора открытых потоков русской эмиграции, транспортного узла и перевалочного пункта. Динамичный архитектурный стиль вокзала также станет мостом между традиционным и авангардным искусством 20-х – 30-х годов ХХ века. Все эти центры тематически сформируют галереи будущей экспозиции. Найдут свое место здесь и галереи, посвященные восточной ветви русской эмиграции, а также русскому рассеянию в Южной и Северной Америке. Самое интересное, что в архивах ДРЗ сегодня собрано множество подлинных вещей и документов русских эмигрантов, военных реликвий, автографов писателей, книжных, журнальных и газетных изданий, фотоальбомов, а также отдельных живописных полотен и художественных коллекций. Так что задача дизайнеров — органично вписать в общие экспозиционные решения ценные исторические артефакты.
Для реализации такого многосложного проекта была приглашена известная в мире крупнейшая фирма, разработчик современных выставочных экспозиций Ralph Appelbaum Associates, в творческом багаже которой множество оригинальных проектов в разных странах мира. В Москве, например, это Музей толерантности, в Екатеринбурге Ельцин-центр, в Америке, Великобритании, Португалии других странах — оригинальные проекты библиотек, музеев, выставочных зон в парках и пространствах городской среды.
На Московском культурном форуме представила эскизный проект и рассказала об архитектурно-планировочных решениях экспозиционно-выставочного центра ДРЗ директор по развитию RAA E.Папченко.
Перед нами стоит задача вписать уже в почти готовое здание современную интерактивную музейную экспозицию. В здании на 1-м и 2-м этажах разместятся два экспозиционных пространства. Это два смысловых куста. Первый — история первой волны русской эмиграции. И второй — триумф русской эмиграции. Если же говорить о принципах организации экспозиций, то они продиктованы особенностями собрания Дома русского зарубежья. Архивы и коллекции постоянно пополняются. Поэтому первый этаж мы планируем как сменную экспозицию. Все модули здесь могут двигаться, заменяться в зависимости от того, что будет демонстрироваться.
Основной станет экспозиция второго этажа — историческая, «Исход. Крушение империи». Это будет затемненное пространство, по которому посетители следуют словно по коридорам памяти. Здесь будет погружающее в атмосферу исторического исхода пространство с интерактивными столами, витринами, экспонаты в которых могут меняться. Из этого холла разойдутся (как лучи звезды) выходы по основным направлениям эмиграции — южному, восточному, западному. В галереях, которые формируются витринами, разместятся экспозиции и инсталляции, характеризующие деятельность центров русской эмиграции за рубежом: Русская Прага, Русский Париж и т.д. Зрители смогут «посетить», например, редакцию эмигрантской газеты или побывать в некоем сакральном пространстве и познакомиться с оригиналами фресок сестры Иоанны (Юлии Николаевны Рейтлингер), которые вывез из разрушенного православного храма парижского предместья Никита Алексеевич Струве. Несколько полукруглых экранов на втором этаже и интерактивный стол также будут посвящены центрам русской эмиграции Европы, Китая, Японии, Австралии, Северной и Южной Америки. Мы предложили сделать на втором этаже и такую промежуточную зону, как «Сны о России». Это видеоряд ностальгических воспоминаний о русских усадьбах, природе России, о дореволюционных Москве и Петербурге — образов, к которым обращались в произведениях, создаваемых на чужбине, И.Бунин и В.Набоков, И.Шмелев, Г.Иванов, К.Коровин, прот. Сергий Булгаков, а также многие другие художники и писатели. Дополнит эту атмосферу галерея «Сопричастность» — ожившее слово русской эмиграции, звукозаписи с текстами литературных произведений в исполнении известных актеров.
Со второго этажа можно спуститься на первый и оказаться в пространстве постоянной экспозиции «Триумф русской эмиграции». Сменные модули, расположенные на подиумах, рассказывают о вкладе наиболее выдающихся русских эмигрантов в мировую культуру и науку. А по периметру этого пространства расположится инсталляция, которая расскажет о множестве других имен русских эмигрантов. В центре будет расположен проекционный экран, которым посетитель сможет управлять. Инсталляция связи поколений позволит работать с базой данных, по которой можно будет найти свои связи с родственниками в русском зарубежье и восстановить свою семейную историю.
Третий этаж предназначен для сменных экспозиций, в частности, выставок, которые постоянно проходят в ДРЗ. Это пространство будет заполнено мобильными выставочными стендами. На четвертом этаже расположится лекторий с залом на 80 мест и экспозиция «Археология Таганки» с теми артефактами древней Гончарной слободы, которые были найдены во время строительства этого здания. На каждом этаже будет располагаться небольшое кафе на 10–12 мест, а в холле первого этажа — информационный стенд и гардероб. В новом здании планируется и киноконцертный зал на 200 мест.
Вот так мы представляем архитектурно-планировочное решение будущего экспозиционно-выставочного центра. Следующим этапом будет дизайнерская разработка отдельных выставочных пространств, создание таких модулей, витрин, интерактивных средств, чтобы в наиболее выигрышном свете представить богатейшую коллекцию Дома русского зарубежья.
Все права на материалы, находящиеся на сайте bfrz.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов и новостей сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) на bfrz.ru обязательна.